Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 173562-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования порядка внесения платы за коммунальные услуги"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 173562-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования порядка внесения платы за коммунальные услуги", внесенный Волгоградской областной Думой (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается изменить общий порядок внесения платы за коммунальные услуги собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и найма, в соответствии с которым при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом плата за коммунальные услуги вносится непосредственно этим организациям. В связи с чем, законопроектом предусматривается, что плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и найма ресурсоснабжающим организациям.
В этой связи Комитет считает возможным отметить следующее.
В настоящее время управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, специализированные потребительские кооперативы в отношениях между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений в многоквартирных домах выступают в качестве посредника по предоставлению коммунальных услуг. Именно это позволяет ресурсоснабжающим организациям предъявлять претензии по оплате за коммунальные услуги не к собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, а к управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, специализированным потребительским кооперативам. И в свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме предъявляют все претензии, связанные с качеством и объемом предоставления коммунальных услуг, к управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, специализированным потребительским кооперативам независимо от причины предоставления некачественной услуги. При этом следует отметить, что с одной стороны, управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, специализированные потребительские кооперативы, выполняя, по сути, несвойственную им функцию (они отвечают за надлежащее содержание инженерных сетей, а не за поставку воды, газа, тепла в квартиру), не получают какое-либо вознаграждение, с другой - им приходится изыскивать дополнительные средства (как правило, из статьи расходов "содержание общего имущества в многоквартирном доме") для покрытия не принадлежащих им долгов (т.е. долгов конечных потребителей - собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах). Это влияет и на качество предоставления услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, и на финансовое состояние управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, специализированных потребительских кооперативов. В результате долги перед ресурсоснабжающими организациями могут привести к банкротству этих организаций.
Следует также отметить, что недобросовестность в действиях отдельных управляющих организаций, когда средства, полученные за коммунальные услуги используются не по назначению, приводит к образованию задолженности за коммунальные ресурсы перед ресурсоснабжающими организациями, необоснованным начислениям собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах платы за коммунальные услуги.
Поэтому Комитет поддерживает концепцию законопроекта, направленную на переход на прямые отношения между собственниками, пользователями помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями по внесению платы за коммунальные услуги.
Вместе с тем законопроектом не предусматривается заключение договоров ресурсоснабжения между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, и поэтому представляются неопределенными отношения между ними по внесению платы за коммунальные услуги, а также роли управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов, которые продолжают выступать посредниками при предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона N 207460-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (о переходе к новым договорным отношениям между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями), который комплексно решает поднятую Волгоградской областной Думой проблему.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 173562-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования порядка внесения платы за коммунальные услуги".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.