Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 38
Правила перевозок скоропортящихся грузов
Общие положения
§ 1. К скоропортящимся относятся грузы, которые при перевозке по железным дорогам требуют защиты от действия на них высоких или низких температур наружного воздуха. Предельные сроки перевозок мяса и мясопродуктов в зависимости от технологической обработки грузов приведены в приложении 1.
В рефрижераторных вагонах перевозка мороженых грузов по сроку транспортировки не ограничивается, а все остальные грузы допускаются к перевозке на сроки, установленные для вагонов-ледников.
§ 2. Скоропортящиеся грузы должны предъявляться к перевозке в транспортабельном состоянии и соответствовать по качеству и упаковке требованиям, установленным стандартами или техническими условиями. Тара должна быть исправной, прочной, чистой и не иметь следов течи. По требованию железной дороги грузоотправитель обязан для проверки состояния груза или тары предъявить стандарты или технические условия.
§ 3. Грузоотправитель обязан вместе с накладной представить станции удостоверение о качестве скоропортящегося груза, датированное днем погрузки в вагон, а на мясо и мясопродукты (кроме колбас, топленых жиров и консервов), яйца куриные и яичный меланж, молоко, молочные продукты, пчел, а также на предназначенных для разведения и акклиматизации раков, живую рыбу и рыбопосадочный материал (мальки), кроме того, и ветеринарные свидетельства по формам, установленным Министерством сельского хозяйства СССР.
При наличии на станции отправления государственного инспектора по качеству состояние скоропортящегося груза может быть проверено этим инспектором с выдачей сертификата, который прилагается к накладной взамен удостоверения о качестве.
В удостоверении о качестве и сертификате должно быть указано: точное наименование, качественное состояние и транспортабельность груза (в сутках), кроме того, для охлажденных и мороженых грузов - температура продукта при погрузке в вагоны, а для мяса охлажденного и остывшего - дополнительно дата убоя животных.
Удостоверение о качестве заверяется печатью грузоотправителя, а сертификат - печатью государственной инспекции по качеству.
На минеральные воды, виноградные и плодоягодные вина предъявление удостоверений о качестве не обязательно.
§ 4. Завоз скоропортящихся грузов для погрузки на местах общего пользования разрешается только при наличии на станции подвижного состава, в соответствующих случаях снабженного льдом и солью.
Мороженые и охлажденные грузы в летний и переходный периоды года должны доставляться, как правило, в авторефрижераторах, или автомашинах, имеющих кузов с теплоизоляцией.
В зимний период для грузов, боящихся подморозки, при транспортировке должны применять средства, предохраняющие их от замораживания.
Отправитель обязан указать в удостоверении о качестве или в сертификате тип автомашин, расстояние подвоза груза и температуру наружного воздуха.
§ 5. Скоропортящиеся грузы не принимаются к перевозке, если срок транспортабельности, указанный в сертификате (качественном удостоверении), менее срока доставки, установленного правилами "Сроки доставки грузов и правила исчисления сроков доставки грузов" (раздел 13), а также если срок доставки груза будет превышать предельные сроки перевозки, установленные настоящим разделом Правил.
§ 6. Железные дороги имеют право выборочно проверить качество предъявляемых к перевозке скоропортящихся грузов, состояние тары и их соответствие установленным стандартам или техническим условиям.
Проверку можно производить непосредственно в камерах хранения (холодильниках, комбинатах и складах), а также в процессе погрузки в вагон. Измерение температуры мороженых и охлажденных грузов производится в момент погрузки в вагон. Вскрытие и последующую упаковку груза после проверки производит грузоотправитель.
По товарной сортности железная дорога груз не проверяет.
Качество груза в герметической упаковке не проверяется.
§ 7. В исключительных случаях вследствие особых обстоятельств скоропортящиеся грузы, состояние и упаковка которых не отвечают требованиям стандартов или технических условий, а также в случаях необходимости транспортировки на сроки свыше предельных грузы могут быть приняты к перевозке в порядке, установленном статьей 78 Устава железных дорог.
§ 8. Скоропортящиеся грузы в изотермических вагонах во всех направлениях перевозятся большой скоростью. В крытых вагонах эти грузы могут перевозиться большой скоростью на следующих направлениях: Унгены (Рени) - Ленинград, Унгены (Рени) - Москва, Симферополь - Москва, Симферополь - Ленинград, Сухуми - Москва - Ленинград, Баку - Москва - Ленинград, Астрахань - Москва - Ленинград, Ташкент - Москва - Ленинград, Ташкент - Новосибирск - Иркутск.
§ 9. Периоды года, на основании которых определяется способ перевозки скоропортящегося груза, в зависимости от климатическей зоны нахождения железной дороги устанавливаются согласно следующей таблице.
N |
Наименование дорог и участков |
Периоды года |
||
летний |
переходный |
зимний |
||
1 |
Среднеазиатская, Казахская (участок Джусалы - Ченгельды), Азербайджанская, Закавказская, Северо-Кавказская (участок Махачкала - Дербент) |
С марта по ноябрь включительно |
С декабря по февраль включительно |
Нет |
2 |
Казахская (участок Арысь-Чу - Алма-Ата), Северо-Кавказская (кроме участка Махачкала - Дербент), Донецкая, Приднепровская, Одесско-Кишиневская, Львовская, Юго-Западная |
С апреля по ноябрь включительно |
Декабрь и март |
С января по февраль включительно |
3 |
Октябрьская (участки севернее Суоярви I и Петрозаводска), Северная (участки севернее Вологды), Свердловская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская, Восточно-Сибирская, Забайкальская, Дальневосточная |
С мая по сентябрь включительно |
Октябрь и апрель |
С ноября по март включительно |
4 |
Остальные дороги и участки дорог, не поименованные выше |
С мая по октябрь включительно |
Ноябрь и апрель |
С декабря по март включительно |
При необходимости указанные сроки могут уточняться при перевозке в прямом сообщении - Министерством путей сообщения, при перевозке в местном сообщении - управлением железной дороги. При выборе способа перевозки учитывается время следования груза по транзитным дорогам и поступления его на дорогу назначения.
В случаях, когда в соответствии с настоящим разделом Правил способ перевозки устанавливает грузоотправитель, последний обязан сделать об этом отметку в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя".
§ 10. Совместная перевозка в одном вагоне разных видов скоропортящихся грузов допускается только при условии одинакового способа их обслуживания и на срок не свыше установленного для наименее стойкого груза.
§ 11. Подаваемые под погрузку скоропортящихся грузов вагоны должны соответствовать требованиям статьи 46 Устава железных дорог.
Вагоны, имеющие запах рыбы и других грузов, а также незначительный запах краски, допускается использовать под погрузку скоропортящихся грузов после горячей промывки и проветривания.
§ 12. Для своевременной подготовки вагонов-ледников под погрузку грузов с охлаждением или отоплением грузоотправитель обязан подавать станции отдельные заявки за 48 часов до погрузки.
Для охлаждения кузова вагоны-ледники должны быть снабжены льдом и солью при перевозке грузов:
мороженых - не менее чем за 4 часа до подачи под погрузку;
предварительно охлажденных - не менее чем за 2 часа до подачи под погрузку.
Под перевозку неохлажденных грузов в летний период и всех скоропортящихся грузов в переходный и зимний периоды года вагоны-ледники подаются немедленно после льдоснабжения.
§ 13. Льдоснабжение вагонов-ледников производится средствами железной дороги на установленных для этого станциях. Интервалы времени между смежными экипировками таких вагонов не должны превышать норм, указанных в следующей таблице.
Периоды года |
Наименование груза |
Интервалы времени между смежными экипировками вагонов-ледников (в часах, не более) |
|
с пристенными карманами |
с потолочными баками |
||
Летний |
Все грузы, перевозимые с охлаждением |
48 |
72 |
Переходный |
Мороженые грузы |
72 |
86 |
|
Остальные грузы, перевозимые с охлаждением |
Не нормируются |
|
Зимний |
Все грузы |
То же |
В зимний период времени первоначальное и транзитное льдоснабжение вагонов-ледников прекращается для мороженых грузов и дрожжей хлебопекарных прессованных при наличии установившейся дневной температуры наружного воздуха минус 10° и ниже, а для остальных грузов, перевозимых с охлаждением, 0 и ниже. При повышении температуры воздуха льдоснабжение вагонов-ледников восстанавливается.
§ 14. Соль при льдоснабжении вагонов-ледников добавляют по нормам, указанным в следующей таблице.
N |
Наименование груза |
Нормы добавления соли при льдоснабжении вагонов-ледников (в % к весу добавленного льда) |
|
первоначальном |
транзитном |
||
1 |
Все мороженые грузы, кроме низкотемпературных, перевозимых только в рефрижераторных вагонах |
20 |
30 |
2 |
Мясо охлажденное и остывшее всякое, колбасы полукопченые, мясокопчености, рыба охлажденная с перекладкой льдом, икра разных рыб, сельди соленые с содержанием соли от 7 до 10% включительно, масло коровье сливочное, дрожжи хлебопекарные прессованные, лед |
10 |
20 |
3 |
Бекон, шпик свиной, жиры животные топленые пищевые, рыба соленая с содержанием соли от 6 до 10% включительно, сельди с содержанием соли от 10 до 14% включительно, рыба и сельди пряного посола и маринованные, сельди холодного копчения, балычные изделия вяленые и холодного копчения, пресервы, сельдь баночного посола, минога жареная, масло коровье топленое |
5 |
10 |
4 |
Плодоовощи и все остальные грузы, перевозимые с охлаждением |
Не добавляется |
В переходный период года соль ко льду не добавляют для всех грузов, за исключением мороженых грузов, мяса охлажденного и остывшего и дрожжей хлебопекарных прессованных.
Курсовые и сборно-раздаточные вагоны-ледники в летний и переходный периоды года снабжаются одним льдом без добавления соли независимо от наименования перевозимых грузов.
Транзитное льдоснабжение вагонов-ледников, груженных слабосоленой сельдью, упакованной в ящики, при перевозке с Дальнего Востока в период июнь-август производится по нормам, установленным для мороженых грузов...
Мясо и мясопродукты
§ 29. Погрузка в вагоны мяса и мясопродуктов (за исключением колбас, топленых жиров и консервов) разрешается после их осмотра транспортным Госветсаннадзором. О назначенном времени погрузки таких грузов начальник станции обязан известить транспортный Госветсаннадзор за 24 часа до подачи вагонов под погрузку. Мясо и мясопродукты должны предъявляться к перевозке только до той станции и в адрес того грузополучателя, которые указаны в ветеринарном свидетельстве. Изменение указанной в ветсвидетельстве станции назначения и наименования грузополучателя при погрузке допускается только с согласия транспортного Госветсаннадзора. О переадресовке в пути следования и на станции назначения указанных грузов начальники станций обязаны уведомлять транспортный Госветсаннадзор.
§ 30. Грузоотправитель обязан предъявлять к перевозке мороженое мясо, отвечающее следующим условиям:
а) туши крупного рогатого скота и прочих крупных животных должны быть разделаны на продольные полутуши или четвертины; туши свиней - на продольные полутуши или целые туши без голов; баранина и мясо прочих мелких животных должны предъявляться к перевозке целыми тушами без голов;
б) на тушах, полутушах и четвертинах не должно быть остатков внутренних органов, сгустков крови, бахромок загрязнений, а также льда и снега. Туши, полутуши и четвертины не должны иметь повреждений поверхности, кровоподтеков и побитостей;
в) температура мяса в толще мышц у костей при погрузке должна быть не выше минус 6°.
Мороженое мясо, перевозимое без упаковки, грузят плотными штабелями с предварительной застилкой напольных решеток и стен на высоту погрузки рогожами или бумагой с оставлением щелей между решетками и стенами вагона для циркуляции холодного воздуха.
Мороженые мясные блоки должны иметь температуру не выше минус 8°, завернуты в пергамент, подпергамент, пергамин, целлофан или другие прозрачные пленки и уложены в изотермические картонные контейнеры или в картонные коробки.
Отгружаемое на экспорт с перегрузкой на пограничных станциях мороженое мясо и мясные блоки грузоотправитель обязан предъявлять к перевозке с температурой не выше минус 10°. Груз должен быть в упаковке, а если ее нет, то пол и стены вагона на высоту погрузки застилают чистыми рогожами (бумагой) и одновременно вкладывают в вагон 5 кг этого материала для застилки пола иностранных вагонов.
§ 31. Охлажденное мясо при погрузке должно быть с температурой в толще мышц у костей от 0 до 4° с сухой поверхностью и наличием корочки подсыхания, без следов плесени, ослизнения, увлажнения и иметь разделку, аналогичную для мороженого мяса. Перевозка обрезной свинины в охлажденном состоянии не допускается.
§ 32. В остывшем состоянии перевозят только говядину, баранину и конину, отправляемые с пунктов, не имеющих холодильников, с послеубойным сроком хранения не выше двух суток.
Остывшее мясо при предъявлении к перевозке должно иметь корочку подсыхания на поверхности и температуру в толще мышц у костей от 4 до 12°.
§ 33. Охлажденное и остывшее мясо грузят в вагоны только подвесом на крючья так, чтобы туши, полутуши или четвертины не соприкасались между собой, с полом и со стенами вагона.
Полутуши говядины подвешивают таким образом, чтобы правые половины находились в одной стороне вагона от двери, левые половины - в другой, а их внутренние стороны были обращены к торцовым стенам вагона.
Четвертины говядины и туши баранины подвешивают в два яруса - второй ярус говядины и баранины подвешивают к первому ярусу на веревках. Полутуши или четвертины говядины большого объема подвешивают на крючья в шахматном порядке.
Свинину, разрубленную на продольные полутуши, и мясо всех прочих животных в зависимости от объема мест подвешивают так же, как говядину и баранину.
§ 34. Мясо, используемое по ГОСТу для промышленной переработки на пищевые цели и в предприятиях общественного питания, допускается к перевозке только в мороженом состоянии. Грузоотправитель обязан в накладной в графе "Наименование груза" и в документе о качестве дополнительно указать, для какой цели направляется такое мясо.
§ 35. Мороженое мясо и печень китов должны предъявляться к перевозке в упакованных блоках с температурой не выше минус 10°.
§ 36. Птица битая всякая должна предъявляться к перевозке в таре:
в мороженом состоянии - потрошеная и полупотрошеная с температурой внутри тушки не выше минус 6°;
в охлажденном состоянии - потрошеная с температурой внутри тушки от 0 до 4°.
Дичь всякая перевозится в оперении в замороженном состоянии и в упаковке.
Битая птица с признаками плесени, ослизнения, запахом закисания, а также с увлажненной поверхностью к перевозке не допускается.
§ 37. Тушки кроликов допускаются к перевозке в ящиках, применяемых для упаковки битой птицы, только в мороженом состоянии с температурой не выше минус 6°.
Тушки должны быть без шкурок, голов и внутренних органов (за исключением почек) и не иметь следов плесени, ослизнения и увлажнения.
§ 38. Субпродукты (головы, языки, мозги, губы, ноги, сердце, легкие, печень, почки, уши, хвосты, желудки) должны предъявляться к перевозке только в мороженом состоянии с температурой в толще ткани не выше минус 6°.
Субпродукты должны быть свежими, чистыми и без признаков порчи.
Головы, ноги и уши перевозят только в ошпаренном (или опаленном) виде и без шерстного покрова.
При совместной перевозке мороженого мяса и субпродуктов в вагонах-ледниках с пристенными карманами для льда субпродукты укладывают ближе к приборам охлаждения.
По разрешению транспортного Госветсаннадзора допускается перевозка брикетированных мороженых субпродуктов на корм зверям (скоту) без тары с обязательной застилкой пола и стен на высоту погрузки бумагой. В этом случае грузоотправитель обязан указать в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя" о том, что субпродукты предназначены для корма зверям (скоту).
§ 39. Эндокринное сырье (поджелудочная, щитовидная, паращитовидная и другие железы) перевозится в мороженом состоянии в рефрижераторных вагонах, а по требованию грузоотправителя - и в вагонах-ледниках с потолочными приборами охлаждения.
В летний период в вагоне-леднике ящики с эндокринным сырьем обкладывают со всех сторон мороженым мясом в качестве холодного балласта без зазоров между отдельными местами. Общее количество эндокринного сырья не должно превышать 4 т. В зимний период количество отгружаемого в вагоне-леднике эндокринного сырья может быть увеличено до 6 т. Температура эндокринного сырья и догружаемого мороженого мяса должна быть не выше минус 12°.
§ 40. Мясокопчености (окорока, грудинка, корейка и другие изделия) должны предъявляться к перевозке с температурой не выше 4° и иметь хорошо выраженный запах копчения, сухую, чистую, равномерно прокопченную поверхность без выхватов мяса и жира, без бахромок мяса, плесени и остатков волоса. Мясокопчености перевозят в ящиках с просветами. Допускается перевозка копченостей в бочках с заливкой их пищевым топленым жиром.
§ 41. Колбасы сырокопченые и полукопченые должны иметь чистую сухую поверхность без повреждения оболочки. Консистенция колбас сырокопченых должна быть твердой, плотной; полукопченых - упругой, плотной. Влажность колбасы указывают в удостоверении о качестве или сертификате, и она не должна быть выше установленной стандартом. Колбасы полукопченые при погрузке должны иметь температуру не выше 4°.
§ 42. Шпик, бекон и колбасы перевозят в упаковке.
Предъявляемый к перевозке шпик должен иметь:
цвет - белый или белый с розовым оттенком без пожелтения, потемнения или каких-либо других оттенков;
консистенцию - плотную, немаслянистую и невяжущую;
запах и вкус - свойственные свежему, соленому или солено-копченому шпику без осаливання и других каких-либо посторонних привкусов и запахов.
§ 43. Жиры животные топленые пищевые (говяжьи, бараньи, свиные и костные) перевозят в деревянных бочках, в жестяных и стеклянных банках или в брусках, завернутых в жиронепроницаемую бумагу и упакованных в ящики. Жиры животные топленые пищевые в момент отгрузки должны иметь температуру не выше 4°.
§ 44. Солонина из говядины и баранины и языки соленые должны предъявляться к перевозке упакованными в бочки, залитые доверху рассолом. Солонина со сроком засола менее 10 суток к перевозке не допускается. Дата засола указывается в удостоверении о качестве.
§ 45. Кровь консервированная перевозится в железных или деревянных бочках, заполненных приблизительно на 4/5 их объема.
§ 46. Предельные сроки перевозки мяса и мясопродуктов указаны в приложении 1.
§ 68. Молоко и молочные продукты перевозят в изотермических вагонах, а молоко также и в арендованных молочных цистернах.
...§ 79. Яйца куриные пищевые (неохлажденные и охлажденные) упаковываются в ящики с прокладкой между рядами стружки, тисненого или гофрированного картона.
Мороженые яичные продукты (яичный меланж, желток и белок) перевозятся в герметически запаянных банках из белой жести, уложенных в плотные ящики. Яичные продукты при погрузке должны иметь температуру не выше 6°.
...§ 87. Пчел перевозят в ульях или фанерных пакетах в сопровождении проводников грузоотправителя только в летний или переходный период.
При перевозке в крытых вагонах пакеты и улья устанавливают в несколько ярусов так, чтобы вентиляционные отверстия не были загорожены и между рядами был проход для проводников. Для устойчивости пакеты или улья скрепляют досками на гвоздях, а крайние ряды у прохода закрепляют вертикальными брусьями. В вагонах-ледниках улья или пакеты с пчелами устанавливают на расстоянии 0,5 м от ледяных карманов. Норма загрузки четырехосных вагонов-ледников ульями 100-120 шт., шестирамочными пакетами - 200 шт. и однорамочными пакетами - не более 350 шт.
По требованию грузоотправителя или проводника вагоны-ледники снабжают одним льдом. Под перевозку пчел в ледниках с охлаждением следует подавать вагоны преимущественно с тормозными площадками. Оптимальная температура при перевозке пчел 8°. Проезд проводников при перевозке пчел с охлаждением как исключение допускается внутри вагонов-ледников. В крытых вагонах перевозка пчел допускается в переходный период при температуре наружного воздуха не выше 10°.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.