Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 510917-6 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", внесенному Самарской Губернской Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 510917-6 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить статью 11 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) новым пунктом 1.1, в соответствии с которым вводится запрет на розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции в нестационарных торговых объектах в виде жидкостей, разлитых в потребительскую тару (упаковку) объемом более 25 миллиметров.
Как следует из пояснительной записки, целью законопроекта является снижение алкоголизации населения путем предотвращения потребления им спиртосодержащей непищевой продукции, в том числе и парфюмерно-косметической.
По мнению Комитета предложенные субъектом права законодательной инициативы меры не приведут к достижению поставленной цели.
Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под спиртосодержащей непищевой продукцией понимается непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.
По имеющейся в Комитете информации, представленной экспертными организациями, примерно 20-22 процента соответствующего товарного рынка составляет доля парфюмерно-косметической продукции с содержанием этилового спирта 1,5 - 2 процента объема готовой продукции. Значительная часть парфюмерно-косметической продукции, как правило, содержит парфюмерные композиции либо денатурирующие добавки, которые удорожают конечный продукт и делают его малопривлекательным для употребления по органолептическим показателям.
В сегменте парфюмерно-косметической продукции имеется небольшое количество марок, удельная стоимость которых в пересчете на содержание этилового спирта ниже стоимости легального алкоголя.
Также Комитет отмечает, что в соответствии с абзацем восьмым пункта 3 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ его действие не распространяется на деятельность по обороту спиртосодержащей непищевой продукции, расфасованной в металлическую аэрозольную упаковку емкостью не более 450 миллилитров.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ Правительство Российской Федерации исходя из объема потребительской тары (упаковки) и (или) стоимости парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и средств личной гигиены вправе устанавливать перечень этой продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие данного Федерального закона.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи 10.1 Федерального закона N 171-ФЗ среди требований к спиртосодержащей непищевой продукции, предназначенной для розничной продажи и подпадающей под действие данного федерального закона имеется такое, как наличие на этикетках информации об опасности использования для жизни или здоровья граждан этой продукции в пищевых целях. Данная информация должна быть расположена на лицевой стороне этикетки и занимать не менее 10 процентов ее площади (за исключением этикеток парфюмерно-косметической продукции).
Комитет также отмечает, что в соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ Правительство Российской Федерации наделено полномочием устанавливать ограничения условий и мест розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, отдельных видов такой продукции. Абзацем четверным пункта 1 статьи 11 указанного федерального закона также введен запрет на розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции с использованием торговых автоматов.
По мнению Комитета, принятие законопроекта в предложенной редакции нанесет существенный урон малому и среднему бизнесу. Значительная часть спиртосодержащей непищевой продукции реализуется в нестационарных торговых объектах и внемагазинных формах торговли. Выбор таких каналов розничной торговли зачастую связан с невозможностью реализации указанных товаров через стационарные торговые объекты, представленными торговыми сетями, и имеющими избирательный подход к выбору поставщиков продукции.
Комитет отмечает, что законопроект не содержит каких-либо ограничений осуществлению розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции в стационарных торговых объектах. Между тем, большая часть спиртосодержащей непищевой продукции, в том числе, по мнению авторов, несущая потенциальную опасность его потребления населением в качестве суррогатного алкоголя, продается именно в таких торговых объектах.
Таким образом, по мнению Комитета, вносимые законопроектом изменения способны привести к нарушению положений Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части создания условий недобросовестной конкуренции для различных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в продуктовых и географических границах одного товарного рынка.
С учетом изложенного, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству предлагает Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 510917-6 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.