Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 декабря 2017 г. N 03-07-11/84162
В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при приобретении производственных аптечек для оказания первой помощи за счет страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в случае использования данных товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.
Вместе с тем, на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении таких товаров (работ, услуг), подлежат восстановлению.
Согласно статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся, в том числе бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Таким образом, в случае оплаты приобретаемых производственных аптечек за счет страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами этих аптечек, вычету не подлежат.
Что касается налога на прибыль организаций, то в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами на основании пункта 1 статьи 252 Кодекса признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Приказом Минздравсоцразвития России от 5 марта 2011 г. N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам" введены требования к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам.
Учитывая изложенное, затраты организации на приобретение аптечек в рамках реализации мер по технике безопасности могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на основании статьи 264 Кодекса с учетом положений статьи 252 Кодекса.
Одновременно обращаем внимание, что доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 Кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
Суммы, компенсированные Фондом социального страхования Российской Федерации в счет ранее осуществленных расходов, в статье 251 Кодекса не поименованы, в связи с этим подлежат учету для целей налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании статьи 250 Кодекса.
При этом на основании пункта 1 статьи 271 Кодекса такие доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.