Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 765778-6 "О внесении изменений в статью 278 Трудового кодекса Российской Федерации"
(в части ограничения права собственника имущества некоммерческой организации увольнять ее руководителя),
внесенный депутатами Государственной Думы О.Н. Смолиным, Н.В. Коломейцевым, а также М.Н. Берулавой, А.А. Андреевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 765778-6 предлагается внести в статью 278 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) два изменения:
1) ограничить действие нормы, дающей право увольнять руководителя организации без объяснения причин - в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора с указанным руководителем. Предлагается данную норму применять только к руководителям коммерческих организаций;
2) дополнить новой нормой, предусматривающей, что иные, не предусмотренные ТК РФ и иными федеральными законами, основания увольнения руководителя организации могут устанавливаться не только трудовым договором, но и (или) учредительными документами организации.
Обосновывая свои предложения, авторы законопроекта указывают, что его задачей является защита прав и законных интересов добросовестных руководителей некоммерческих организаций, для чего исключается возможность произвольного, необоснованного увольнения руководителей некоммерческих организаций, прежде всего - государственных и муниципальных учреждений.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, его авторы исходят из того, что дополнительные основания увольнения руководителя некоммерческой организации должны исчерпывающим образом устанавливаться учредительными документами (уставом) организации и (или) трудовым договором. В таком случае руководитель организации будет знать все основания, по которым он может быть уволен. В случае произвола со стороны собственника (уполномоченного им лица) он сможет защитить свои трудовые права, в том числе и в суде.
В то же время, предлагаемые законопроектом изменения поставят руководителей коммерческих организаций в неравные условия по сравнению с руководителями некоммерческих организаций в части применения дополнительного основания увольнения.
Так, Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя правомерность соответствующей действующей нормы ТК РФ, признал ее положения не противоречащими Конституции Российской Федерации (см. Постановление от 15.03.2005 N 3-П) основываясь, в том числе, на конституционном положении о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (п. 3 Постановления).
Также Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что предоставление собственнику права принять решение о досрочном расторжении трудового договора с руководителем организации предполагает, в свою очередь, предоставление последнему адекватных правовых гарантий защиты от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы, от возможного произвола и дискриминации. К числу таких гарантий относится предусмотренная статьей 279 ТК РФ выплата компенсации за досрочное расторжение трудового договора с руководителем организации (подп. 4.2 Постановления).
Исследуя действующую редакцию рассматриваемой нормы, Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что законодательное закрепление права досрочно прекратить трудовой договор с руководителем организации без указания мотивов увольнения не означает, что собственник обладает неограниченной свободой усмотрения при принятии такого решения, вправе действовать произвольно, вопреки целям предоставления указанного правомочия, не принимая во внимание законные интересы организации, а руководитель организации лишается гарантий судебной защиты от возможного произвола и дискриминации. Действующая редакция рассматриваемой нормы не препятствует руководителю организации, если он считает, что решение собственника о досрочном прекращении трудового договора с ним фактически обусловлено такими обстоятельствами, которые свидетельствуют о дискриминации, злоупотреблении правом, оспорить увольнение в судебном порядке. При установлении судом на основе исследования всех обстоятельств конкретного дела соответствующих фактов его нарушенные права подлежат восстановлению (подп. 4.3 Постановления).
Таким образом, предложенное законопроектом применение рассматриваемой нормы статьи 278 ТК РФ только к руководителям коммерческих организаций нельзя признать достаточно обоснованным.
Что касается предложения об установлении дополнительных оснований расторжения трудового договора с руководителем организации учредительными документами организации, то оно, как это справедливо отмечено в отзыве Минтруда России, представленном в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК), "не соответствует заявленным в пояснительной записке к законопроекту целям, так как предполагает возможность произвольного установления учредителем дополнительных оснований для увольнения руководителя организации после заключения с ним трудового договора и без его согласия посредством внесения изменений в учредительные документы".
Кроме того, проект федерального закона N 765778-6, который был внесен 10.04.2015, не учитывает, что Федеральным законом от 03.07.2016 N 347-ФЗ изменена структура статьи 278 ТК РФ и предлагаемые к изменению нормы в настоящее время находятся не в п.п. 2 и 3, а в п. 2 части первой и в п. 2 части второй статьи 278 ТК РФ соответственно.
Следует также отметить, что изменения в статью 278 ТК РФ, подобные тем, которые предложены рассматриваемым законопроектом, уже были предметом рассмотрения Государственной Думой. Так, 14.05.2013 был рассмотрен в первом чтении и отклонен проект федерального закона N 479543-4 "О внесении изменения в статью 278 Трудового кодекса Российской Федерации", внесенный Самарской Губернской Думой, которым предусматривалось, что по установленному данной статьей основанию не может быть прекращен трудовой договор с руководителем государственного или муниципального учреждения.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 4 субъектов Российской Федерации получены отрицательные отзывы, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы высказало ряд замечаний к законопроекту.
Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона.
Комитет Совета Федерации по социальной политике также не поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта.
Сторона РТК, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, не поддерживает рассматриваемый законопроект.
Сторона РТК, представляющая общероссийские объединения работодателей, полагает принятие предусмотренных законопроектом изменений нецелесообразным.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 765778-6 "О внесении изменений в статью 278 Трудового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.