Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Разъяснения об основаниях отказа в предоставлении градостроительного плана земельного участка
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой, согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.
При этом, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) является Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 57.3 ГрК РФ, в целях получения ГПЗУ правообладатель земельного участка (далее - Правообладатель) обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче ГПЗУ может быть подано Правообладателем через многофункциональный центр.
Частью 6 статьи 57.3 ГрК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 статьи 57.3 ГрК РФ, осуществляет подготовку, регистрацию ГПЗУ и выдает его Правообладателю. ГПЗУ выдается Правообладателю без взимания платы.
Таким образом, основанием для отказа в выдаче ГПЗУ является то обстоятельство, что заявитель не является Правообладателем.
Согласно части 4 статьи 57.3 ГрК РФ в случае, если в соответствии с требованиями ГрК РФ размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории (далее - ДПТ), выдача ГПЗУ для архитектурно-строительного проектирования, а также для получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой ДПТ.
Подготовка ДПТ согласно части 2 статьи 41 ГрК РФ в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 указанной статьи.
Помимо осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий, предусмотрены и иные случаи, указанные в части 3 статьи 41 ГрК РФ, когда в целях размещения объектов капитального строительства подготовка ДПТ является обязательной.
Дополнительно отмечается, что в иных Федеральных законах, носящих специальный характер, содержатся нормы, предусматривающие обязательную подготовку ДПТ при застройке территории, так, например:
- в случае создания искусственного земельного участка (статья 9 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
- в случае размещения объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги (статья 22 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
- другие случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Необходимо особо отметить, что отсутствие утвержденной ДПТ, требование о подготовке которой установлено указанными специальными законами, не является основанием для отказа в выдаче ГПЗУ, так как частью 4 статьи 57.3 ГрК РФ предусмотрен отказ в выдаче ГПЗУ только в случаях обязательной подготовки ДПТ, установленных ГрК РФ, а не в иных федеральных законах.
Таким образом, основаниями для отказа в выдаче ГПЗУ, согласно действующему законодательству, являются:
1) обращение с заявлением о выдаче ГПЗУ лица, не являющегося его правообладателем;
2) отсутствует утвержденная ДПТ, если в соответствии с ГрК РФ размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии такой документации.
Учитывая, что в ГрК РФ не установлен четкий перечень оснований для отказа в выдаче ГПЗУ, такие основания включены в разработанный Минстроем России проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, а также отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд)" (далее - законопроект).
В законопроекте предусматриваются следующие основания для отказа в выдаче ГПЗУ:
- отсутствие утвержденной ДПТ, в случае, если в соответствии с федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии такой документации;
- обращение с заявлением о выдаче ГПЗУ лица, не являющегося его правообладателем;
- отсутствие основных сведений о земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости.
Отмечается, что в соответствии с действующим законодательством, отказ в выдаче ГПЗУ в связи с отсутствием основных сведений о земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости, а также в связи с отсутствием ДПТ, если ее подготовка является обязательной в соответствии с иными федеральными законами, нежели ГрК РФ, будет противоречить законодательству Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Дополнительно необходимо отметить, что согласно пункту 1 части 6 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, вправе требовать от заявителя документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца.
Согласно пункту 2.1 части 4 статьи 16 Федерального закона N 210-ФЗ при приеме запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и выдаче документов, многофункциональный центр обязан устанавливать личность заявителя на основании паспорта гражданина Российской Федерации и иных документов, удостоверяющих личность заявителя, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 21.1 Федерального закона N 210-ФЗ при обращении за получением государственной или муниципальной услуг в электронном виде, такое обращение может осуществляться с использованием электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.