Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕН
постановлением Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 25 декабря 2017 г. N 118/957-7
Порядок
приема и проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность Президента Российской Федерации, и иных связанных с ними документов, и проведения выборки подписных листов
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в целях реализации Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и с учетом положений постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22 ноября 2017 года N 111/913-7 "О Перечне и формах документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями политических партий в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации" и от 6 декабря 2017 года N 113/928-7 "О Рабочей группе по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями политических партий в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации".
1.2. В случае если в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность Президента Российской Федерации осуществлялся сбор подписей избирателей, то наряду с другими документами в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не ранее 27 декабря 2017 года и не позднее 18 часов по московскому времени 31 января 2018 года кандидатом либо уполномоченным им лицом (далее - кандидат) или уполномоченным представителем политической партии, выдвинувшей кандидата (далее - уполномоченный представитель политической партии), представляются:
1.2.1. Пронумерованные и сброшюрованные в папки по субъектам Российской Федерации и иностранным государствам, на территории которых осуществлялся сбор подписей избирателей, подписные листы с подписями избирателей в количестве:
не менее 100 тысяч и не более 105 тысяч - в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации политической партией, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации, а если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 2500 подписей;
не менее 300 тысяч и не более 315 тысяч в поддержку самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации, а если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 7500 подписей.
Форма подписного листа установлена приложениями 1 и 2 к Федеральному закону.
1.2.2. Протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность Президента Российской Федерации на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (приложения N 24, 24.1 к постановлению ЦИК России от 22 ноября 2017 года N 111/913-7).
1.2.3. Список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность Президента Российской Федерации на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (приложения N 25, 25.1 к постановлению ЦИК России от 22 ноября 2017 года N 111/913-7).
1.3. Прием документов, указанных в пункте 1.2 настоящего Порядка, осуществляется Рабочей группой по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями политических партий в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации (далее - Рабочая группа).
1.4. При проведении выборки и при проверке подписных листов вправе присутствовать кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель политической партии, а также иные лица, направленные кандидатом, политической партией, выдвинувшей кандидата, группой избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата.
1.5. Кандидаты, уполномоченные представители политических партий, представившие установленное количество подписей избирателей, извещаются о проведении выборки и проверки подписных листов.
Извещения о проведении выборки и проверки подписных листов фиксируются в Журнале извещений (форма журнала приведена в приложении N 1 к настоящему Порядку).
Присутствие кандидатов, уполномоченных представителей политических партий, иных лиц, указанных в пункте 1.4 настоящего Порядка, фиксируется в Журнале учета присутствия кандидата, представителей кандидата на должность Президента Российской Федерации, уполномоченных представителей политических партий при приеме, выборке и проверке подписных листов (форма журнала приведена в приложении N 2 к настоящему Порядку).
1.6. Для обеспечения прохода в помещение, где осуществляется прием, выборка и проверка подписных листов, кандидаты, уполномоченные представители политических партий заблаговременно сообщают в Рабочую группу сведения о лицах, которые будут присутствовать при проведении процедур приема, выборки и проверки подписных листов (примерная форма уведомления приведена в приложении N 3 к настоящему Порядку).
1.7. По окончании рабочего дня помещение, где осуществляется процедура проверки подписных листов, должно быть опечатано. При опечатывании и снятии печати могут присутствовать лица, указанные в пункте 1.4 настоящего Порядка.
2. Порядок приема подписных листов и иных связанных с ними документов
2.1. Рабочая группа осуществляет прием документов, указанных в пункте 1.2 настоящего Порядка, после приема иных избирательных документов, необходимых для регистрации кандидата, и получения указания руководителя Рабочей группы.
2.2. Протокол об итогах сбора подписей избирателей регистрируется с использованием ГАС "Выборы" в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации для регистрации входящих документов. Подписные листы и список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, регистрируются как приложение к протоколу. Данные протокола об итогах сбора подписей избирателей вводятся в ГАС "Выборы".
2.3. При приеме документов проверяется соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей. В случае расхождения в данные протокола об итогах сбора подписей избирателей, введенные в ГАС "Выборы", вносятся соответствующие изменения.
При выявлении нарушения нумерации подписных листов необходимые изменения вносятся кандидатом, уполномоченным представителем политической партии в следующем порядке: при наличии нескольких листов с одинаковыми порядковыми номерами каждому листу присваивается соответствующий индекс (50-1, 50-2, 50-3), при пропуске листа с очередным порядковым номером предыдущему листу присваивается сдвоенный или строенный номер (10-11, 10-11-12).
После завершения указанной проверки каждая папка с подписными листами заверяется штампом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (форма оттиска приведена в приложении N 4 к настоящему Порядку).
2.4. При необходимости по результатам проверки, указанной в пункте 2.3 настоящего Порядка, кандидатом, уполномоченным представителем политической партии уточняется протокол об итогах сбора подписей избирателей. С использованием ГАС "Выборы" формируется новый протокол об итогах сбора подписей избирателей с пометкой "Уточненный" по той же форме, что и первоначальный протокол, который подписывается кандидатом, уполномоченным представителем политической партии и регистрируется как приложение к представленному протоколу об итогах сбора подписей избирателей.
3. Порядок проведения случайной выборки подписных листов
3.1. Подписные листы для выборочной проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей отбираются посредством случайной выборки подписных листов, которая проводится непосредственно после выдачи кандидату, уполномоченному представителю политической партии документа, подтверждающего прием представленных для регистрации документов, в том числе подписных листов с подписями избирателей.
3.2. Для проведения случайной выборки используются данные протокола об итогах сбора подписей избирателей, а в случае если составлялся уточненный протокол, - его данные.
3.3. Единицей случайной выборки является папка с подписными листами.
3.4. В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 38 Федерального закона количество отбираемых для первоначальной проверки подписей избирателей составляет 60 тысяч подписей и является одинаковым для всех кандидатов на должность Президента Российской Федерации.
3.5. Если общее количество подписей избирателей, представленных кандидатом, уполномоченным представителем политической партии, меньше количества подписей избирателей, необходимого для регистрации, то выборка и дальнейшая проверка не проводятся.
3.6. Случайная выборка осуществляется путем обращения к соответствующей функции ГАС "Выборы", использующей генератор случайных чисел.
3.7. Программа, реализующая указанную функцию, случайным образом отбирает номера папок с подписными листами и последовательно суммирует количество подписей избирателей, содержащихся в выбранных папках с подписными листами, до достижения установленного количества - 60 тысяч подписей. Если в последней выбранной папке содержится большее количество подписей избирателей, чем это необходимо для достижения установленного количества, к проверке должны отбираться подписи избирателей, которые содержатся в подписных листах данной папки, начиная с первой подписи избирателя первого подписного листа последовательно, до достижения установленного количества.
3.8. Результаты случайной выборки оформляются протоколом случайной выборки (форма протокола приведена в приложении N 5 к настоящему Порядку). Протокол случайной выборки формируется после завершения отбора подписных листов средствами ГАС "Выборы". Указанный протокол изготавливается на бумажном носителе в двух экземплярах и подписывается руководителем Рабочей группы либо членом Рабочей группы и кандидатом, уполномоченным представителем политической партии, присутствовавшим при проведении случайной выборки. Один экземпляр протокола случайной выборки передается кандидату, уполномоченному представителю политической партии, подписавшему указанный протокол, второй остается в Рабочей группе и используется вместе с другими материалами для подготовки проекта решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
3.9. В случае если в соответствии с пунктом 15 статьи 38 Федерального закона требуется проведение дополнительной проверки подписей избирателей, отбор подписных листов производится в вышеуказанном порядке. При этом отбор производится из числа папок с подписными листами, которые не были отобраны для первоначальной проверки. Количество подписей избирателей, отбираемых для дополнительной проверки, составляет 30 тысяч подписей избирателей, что является одинаковым для всех кандидатов на должность Президента Российской Федерации. Других дополнительных проверок не производится, и процедура случайной выборки более не повторяется.
3.10. Отобранные папки с подписными листами отделяются от остальных и передаются для работы специалистам Рабочей группы (проверяющим).
3.11. Папки с подписными листами, не отобранными для проверки, хранятся отдельно.
4. Порядок проверки подписных листов
4.1. Процедура проверки подписных листов.
4.1.1. В ходе проверки подписных листов проверяется соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность содержащихся в них сведений об избирателях и лицах, осуществлявших сбор подписей, а также достоверность подписей избирателей, лиц, осуществлявших сбор подписей, кандидатов, выдвинувшихся в порядке самовыдвижения, и их доверенных лиц, уполномоченных представителей политической партии.
4.1.2. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Проверка подписных листов осуществляется путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений с использованием кодов нарушений (таблица кодов нарушений приведена в приложении N 6 к настоящему Порядку).
4.1.3. Подпись признается проверяющим недействительной при обнаружении нарушений, указанных в пункте 8 статьи 38 Федерального закона (код нарушений 1), подпунктах 1, 2, 4, 5, 7-9, 11-14 пункта 11 статьи 38 Федерального закона (коды нарушений 3-5, 7-12, 15, 16, 18-21, 24-27, 30, 33-36, 38, 39-44).
4.1.4. Подпись признается проверяющим недостоверной (недействительной) при установлении нарушений, указанных в пункте 10 статьи 38 Федерального закона (код нарушений 2), подпунктах 6, 8 и 10 пункта 11 статьи 38 Федерального закона (коды нарушений 13, 14, 17, 22, 23, 28, 29, 31, 32, 37), на основании заключения эксперта, которое излагается в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или в ином документе.
При необходимости эксперты могут использовать сведения, имеющиеся в информационных базах данных соответствующих государственных органов.
4.1.5. При обнаружении проверяющим признаков нарушений, указанных в подпункте 3 пункта 11 статьи 38 Федерального закона (код нарушений 6), соответствующие данные проверяются с использованием Регистра избирателей, участников референдума (далее - Регистр) на предмет достоверности указанных в подписных листах сведений.
Для этих целей формируется список избирателей, чьи персональные данные требуют проверки с использованием Регистра, и передается на программно-технический комплекс Регистра избирателей, участников референдума в электронном виде в формате Word или Excel. После получения указанного списка оператор программно-технического комплекса Регистра средствами специального программного обеспечения ГАС "Выборы" сравнивает персональные данные избирателей из списка со сведениями, содержащимися в Регистре. Результаты проверки направляются оператором в электронном виде в Рабочую группу, где они учитываются вместе с исходным запросом.
При выявлении расхождений между персональными данными избирателя, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных об избирателе в МВД России или в территориальный орган МВД России (через соответствующую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации) направляется запрос, подписанный руководителем Рабочей группы, в целях получения официальной справки о достоверности сведений, содержащихся в подписном листе. Запрос направляется по форме, приведенной в приложении N 7 к Протоколу N 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 сентября 2016 года.
Запросы в МВД России направляются нарочным, запросы в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации - посредством ГАС "Выборы".
Подпись признается проверяющим недействительной при установлении нарушений, указанных в подпункте 3 пункта 11 статьи 38 Федерального закона (код нарушений 6), на основании официальной справки МВД России либо заключения эксперта.
4.2. Оформление результатов проверки.
4.2.1. Результаты проверки подписных листов заносятся в ведомости проверки подписных листов (форма ведомости проверки подписных листов приведена в приложении N 7 к настоящему Порядку), в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными (в виде кодов нарушений) с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а при выбраковке подписного листа в целом - количество подписей на подписном листе (в соответствии с таблицей кодов нарушений).
Ведомость проверки подписных листов составляется на каждую проверяемую папку. Ведомость проверки подписных листов может быть составлена на одном или нескольких листах.
Каждый лист ведомости проверки подписных листов подписывается проверяющим и (или) экспертом (экспертами) в случае, если недостоверной и (или) недействительной подпись (подписи) признавалась (признавались) на основании его (их) заключения (заключений).
4.2.2. Информация, содержащаяся в ведомостях проверки подписных листов, вводится в автоматизированном режиме отдельно по каждому кандидату.
По результатам обобщения указанной информации формируется итоговый протокол проверки подписных листов, представленных кандидатом, уполномоченным представителем политической партии (форма итогового протокола приведена в приложении N 8 к настоящему Порядку).
Итоговый протокол подписывается членом Рабочей группы и руководителем Рабочей группы. Подписанный протокол регистрируется как исходящий документ в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, его копия выдается кандидату, уполномоченному представителю политической партии.
В итоговом протоколе указывается дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом, уполномоченным представителем политической партии.
4.2.3. В случае если при проверке первоначально отобранных подписных листов доля недостоверных и (или) недействительных подписей составит 5 и более процентов от числа отобранных для проверки, формируется протокол итогов проверки подписных листов, отобранных для первоначальной проверки (форма протокола приведена в приложении N 9 к настоящему Порядку). Указанный протокол подписывается членом Рабочей группы и руководителем Рабочей группы. Подписанный протокол регистрируется как исходящий документ в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, его копия выдается кандидату, уполномоченному представителю политической партии.
В протоколе итогов проверки подписных листов, отобранных для первоначальной проверки, указывается дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом, уполномоченным представителем политической партии.
После регистрации указанного протокола и выдачи его копии кандидату, уполномоченному представителю политической партии руководитель Рабочей группы дает указание о проведении дополнительной случайной выборки и проверки.
Если по результатам проверки первоначально отобранных подписных листов количества представленных достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, оказалось недостаточно для регистрации кандидата, то дополнительная случайная выборка и проверка не проводятся и оформляется итоговый протокол проверки подписных листов.
4.2.4. Копия итогового протокола о результатах проверки подписных листов заверяется руководителем Рабочей группы с проставлением печати Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (форма заверительной надписи приведена в приложении N 10 к настоящему Порядку) и передается кандидату, уполномоченному представителю политической партии не менее чем за двое суток до дня заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации.
После получения копии итогового протокола кандидат, уполномоченный представитель политической партии могут представить в Рабочую группу письменные возражения в случае несогласия с выводами о признании подписи недостоверной и (или) недействительной.
4.2.5. Если после проведения дополнительной проверки количества достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации кандидата либо если после проведения дополнительной проверки суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 5 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, кандидату, уполномоченному представителю политической партии по его письменному заявлению одновременно с заверенной копией итогового протокола передаются заверенные руководителем Рабочей группы копии ведомостей проверки подписных листов, в которых изложены основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными (форма заверительной надписи приведена в приложении N 10 к настоящему Порядку).
4.2.6. По результатам рассмотрения письменных возражений, указанных в пункте 4.2.4 настоящего Порядка, составляется справка о результатах рассмотрения возражений.
4.2.7. Итоговый протокол прилагается к решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации. Внесение изменений в протокол после принятия соответствующего решения не допускается.
4.2.8. Повторная проверка подписных листов после принятия Центральной избирательной комиссией решения о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации может быть осуществлена только Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 статьи 84 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
5. Хранение подписных листов и иных документов
5.1. После завершения проверки подписные листы, ведомости проверки подписных листов, письменные заключения экспертов, официальные справки, сообщения избирательных комиссий субъектов Российской Федерации хранятся в специально оборудованном помещении Рабочей группы отдельно по каждому кандидату.
Протоколы об итогах сбора подписей избирателей (в том числе уточненные), списки лиц, осуществлявших сбор подписей (на бумажных носителях), протоколы случайной выборки подписных листов, протоколы итогов проверки подписных листов, отобранных для первоначальной проверки, хранятся в помещении Рабочей группы.
Ответственность за сохранность подписных листов и иных документов несет заместитель руководителя Рабочей группы.
5.2. Члены Рабочей группы в течение 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации передают на временное хранение в архив Центральной избирательной комиссии Российской Федерации документы, указанные в пункте 5.1 настоящего Порядка. Подготовку документов и их передачу в архив организует руководитель Рабочей группы.
Указанные документы хранятся в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в течение одного года со дня официального опубликования результатов выборов. По истечении указанного срока хранения они уничтожаются по акту в установленном порядке (при условии отсутствия рассматриваемых в судебном порядке споров).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.