Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 ноября 2017 г. N 19-АПГ17-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Овцевод" о признании недействующей графы 7 строки 15 таблицы приложения к Порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 112-п, по апелляционной жалобе Правительства Ставропольского края и Губернатора Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 26 мая 2017 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя сельскохозяйственного производственного кооператива "Овцевод" Кандиева А.В., представителя Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края Беседина В.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Овцевод" (далее - СПК "Овцевод") обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим графы 7 строки 15 таблицы приложения к Порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 112-п, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков предназначенных для пастбищ на территории Левокумского района Ставропольского края.
СПК "Овцевод" является арендатором земельного участка общей площадью 7 456 кв.м с видом разрешенного использования - для пастбища, расположенного в Левокумском районе Ставропольского края. Срок аренды установлен с 31 августа 2001 г. по 30 августа 2026 г. На основании оспариваемого акта установлена ставка арендной платы за земельный участок в размере 1,5% в год от его кадастровой стоимости.
Решением Ставропольского областного суда от 26 мая 2017 г. заявление удовлетворено. Признан не действующим оспариваемый нормативный акт со дня его принятия.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Ставропольского края и Губернатор Ставропольского края обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
Прокурор Ставропольского края, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно статье 39.7 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582).
Указанным нормативным актом размер арендной платы определяется, в том числе, исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путём представления соответствующих расчётов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчёта величины базовой ставки.
В отношении земельных участков, расположенных на территории Ставропольского края, Правительством Ставропольского края принято постановление от 29 марта 2016 г. N 112-п, которым утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов.
В пункте 3 Порядка определения размера арендной платы содержится формула исчисления арендной платы, согласно которой размер арендной платы состоит из кадастровой стоимости земельного участка умноженной на ставку арендной платы за использование земельного участка в соответствии с приложением к Порядку.
В графе 7 строки 15 таблицы 1 приложения к Порядку определения размера арендной платы утверждена ставка арендной платы за использование пастбищ, расположенных в Левокумском районе Ставропольского края, в размере 1,5% от кадастровой стоимости.
Постановление Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 112-п опубликовано в установленном порядке на сайте www.pravo.stavregion.ru 31 марта 2016 г., в силу вступило 1 апреля 2016 г.
До принятия и вступления в силу указанного постановления ставка арендной платы для пастбищ составляла 0,2%, утвержденная постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. N 64-п.
Установленная ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости, являясь одним из показателей расчета арендной платы, подразумевает необходимость экономического обоснования его размера и, соответственно, должна отвечать принципу экономической обоснованности.
В обоснование законности определения оспариваемой ставки административными ответчиками предоставлена Методика расчета базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, разработанная Ставропольским Государственным центром исследования проблем собственности (далее - Методика расчета).
Согласно указанной Методики расчета ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости исчисляется по формуле в которую входит безрисковая ставка капитализации земель сельскохозяйственного назначения, коэффициент, отражающий объективное состояние рыночной среды, корректирующий коэффициент с учетом экспертных оценок, коэффициент коммерческой привлекательности земельного участка, коэффициент удорожания с поправкой на уровень инфляции, коэффициент хронотопической адаптации к изменению условий аренды земель сельскохозяйственного назначения.
Между тем, представленная Методика не отражает экономическую обоснованность определения арендной платы земельных участков. Отсутствуют данные об оценке доходности пастбищ, расположенных в Левокумском районе Ставропольского края, о прибыли, полученной арендаторами от осуществления коммерческой деятельности на таких участках, о доле арендных платежей совместно с затратами арендаторов, связанных с использованием земельных участков, о влиянии увеличенного размера арендной платы на рентабельность деятельности по эксплуатации и фактическую возможность арендаторов уплачивать арендную плату с учетом ее увеличения.
Необходимость повышения размера арендных платежей в целях компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов, привела к введению коэффициентов: хронотопической адаптации (Ксх хр), удорожания с поправкой на уровень инфляции (Ку) и усредненной величины коэффициента коммерческой привлекательности земельного участка (Ксх кп), которые в основном направлены на исключение выпадающих доходов из бюджета Ставропольского края.
Кроме того, формула и коэффициенты, а также способ исчисления арендной платы не отвечает принципу простоты расчета, закрепленному постановление Правительства Российской Федерации N 582.
Административными ответчиками не учтены замечания, поступившие от Администрации Левокумского района Ставропольского края о том, что установленная величина ставок в отношении пастбищ в размере 1,5% от кадастровой стоимости негативно отразится на доходах арендаторов.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Ставропольского областного суда от 26 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Ставропольского края и Губернатора Ставропольского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 ноября 2017 г. N 19-АПГ17-6
Текст определения официально опубликован не был