Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 ноября 2017 г. N 03-15-05/76942
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды индивидуальными предпринимателями и адвокатами, являющимися получателями пенсий (далее - военные пенсионеры), установленных в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1), и сообщает.
С 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулирует Глава 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Налогового кодекса под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
При этом законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию является, в частности, установление страховой пенсии по старости.
В случае если индивидуальный предприниматель, адвокат является военным пенсионером, то на основании статьи 7 Закона N 4468-1 он имеет право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом N 4468-1, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), при наличии условий для назначения ему страховой пенсии по старости.
Необходимо отметить, что согласно Федеральному закону N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В настоящее время исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса, индивидуальные предприниматели и адвокаты признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов исходя из своего дохода от предпринимательской или профессиональной деятельности.
При этом индивидуальные предприниматели и адвокаты уплачивают страховые взносы только на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Положениями главы 34 Налогового кодекса не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, адвокатов, являющихся пенсионерами, в том числе военными пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, в частности, ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6-8 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ (пункт 7 статьи 430 Кодекса), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
Таким образом, размер страховой пенсии по старости напрямую зависит от суммы учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а в случае если гражданин является работающим пенсионером, то он имеет право на перерасчет размера получаемой страховой пенсии по старости.
Исходя из положений пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса в случае неуплаты или не полной уплаты плательщиками, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, страховых взносов в сроки, установленные Налоговым кодексом, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Своевременная и полная уплата страховых взносов является необходимым условием реализации в обязательном социальном страховании принципов устойчивости и автономности его финансовой системы, а также принципа солидарности, в частности, в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного социального страхования. Требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.