Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 ноября 2017 г. N 03-03-06/3/78208
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение о порядке учета казенным учреждением для целей налога на прибыль организаций отдельных видов доходов и сообщает следующее.
Пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Положениями части 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусматривается, что заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в составе внереализационных доходов налогоплательщика для целей налога на прибыль организаций учитываются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
При этом на основании статьи 246 НК РФ Российская Федерация и иные публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль организаций.
Таким образом, если одной из сторон по договору, заключенному казенным учреждением, выступают Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, то неустойка, предусмотренная указанным договором, будет являться доходом публично-правового образования, не учитываемым для целей налогообложения прибыли организаций.
Если же стороной данного договора является юридическое лицо (казенное учреждение), то необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывается имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, к которому отнесены, в частности, средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений.
При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Таким образом, полученные казенным учреждением средства целевого финансирования не учитываются в составе доходов для целей налогообложения прибыли у организации, получившей средства, а расходы, произведенные за счет этих средств, не уменьшают налоговую базу.
По мнению Департамента, если в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по такому договору казенному учреждению производится компенсация ранее выделенных средств целевого финансирования, то казенное учреждение не получает экономической выгоды, а восстанавливает в налоговом учете в составе средств целевого финансирования ранее перечисленные денежные средства, в связи с чем в соответствии с общим принципом, установленным статьей 41 НК РФ, у него не возникает дохода, учитываемого для целей налогообложения прибыли организаций. При этом средства, полученные казенным учреждением сверх суммы компенсации, подлежат учету в составе внереализационных доходов на основании пункта 3 статьи 250 НК РФ.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если одной из сторон по договору, заключенному казенным учреждением, выступают государство, регион, муниципалитет, то неустойка, предусмотренная договором, будет являться доходом публично-правового образования, не учитываемым для целей налогообложения прибыли.
Если же стороной договора является юрлицо (казенное учреждение), то необходимо учитывать, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. В частности, это средства в виде лимитов бюджетных обязательств (ассигнований), доведенных до казенных учреждений.
Соответственно, если в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору казенному учреждению производится компенсация ранее выделенных средств целевого финансирования, то оно не получает экономической выгоды, а восстанавливает в налоговом учете в составе средств целевого финансирования ранее перечисленные средства. Дохода, учитываемого для целей налогообложения прибыли, при этом не возникает. Однако средства, полученные казенным учреждением сверх суммы компенсации, должны быть учтены в составе внереализационных доходов.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 ноября 2017 г. N 03-03-06/3/78208
Текст письма официально опубликован не был