Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть А
Кодекс по расширенной программе проверок во время освидетельствований нефтяных танкеров с двойным корпусом
1 Общие положения
1.1 Применение
1.1.1 Кодекс должен применяться ко всем самоходным нефтяным танкерам с двойным корпусом валовой вместимостью 500 и более.
1.1.2 Кодекс должен применяться к освидетельствованиям конструкции корпуса и систем трубопроводов в районе грузовых танков, в насосных отделениях, коффердамах, туннелях для трубопроводов, пустых пространствах в пределах грузовой зоны и во всех балластных танках.
1.1.3 В Кодексе содержатся сведения о минимальной степени осмотра, замеров толщин и испытания танков. В случае обнаружения значительной коррозии и/или дефектов конструкции освидетельствование должно быть расширено путем проведения, если необходимо, дополнительного тщательного освидетельствования.
1.1.4 Освидетельствования должны проводиться во время освидетельствований, предписанных правилом I/10 Конвенции.
1.2 Определения
1.2.1 Нефтяной танкер с двойным корпусом - это судно, построенное главным образом для перевозки нефти наливом, которое имеет грузовые танки, защищенные двойным корпусом, распространяющимся по всей длине грузовой зоны и состоящим из помещений двойного борта и двойного дна для перевозки водяного балласта или из пустых пространств.
1.2.2 Балластный танк - это танк, который используется исключительно для перевозки водяного балласта.
1.2.3 Комбинированный грузовой/балластный танк, если на него делается ссылка в Кодексе, - это танк, который в ходе обычных операций судна используется для перевозки груза или балластных вод и будет рассматриваться как балластный танк. Грузовые танки, в которых водяной балласт может перевозиться только в исключительных случаях согласно правилу I/18.3 МАРПОЛ, должны рассматриваться как грузовые танки.
1.2.4 Общее освидетельствование - это освидетельствование, предназначенное для установления общего состояния конструкции корпуса и определения степени дополнительных тщательных освидетельствований.
1.2.5 Тщательное освидетельствование - это освидетельствование, при котором детали элементов конструкции находятся в пределах визуального наблюдения инспектора, т. е., предпочтительно, в непосредственной близости от него.
Пункт 1.2.6 изменен с 1 января 2016 г. - Резолюция MSC.371(93) от 22 мая 2014 г.
1.2.6 Поперечное сечение - это поперечное сечение корпуса перпендикулярно осевой линии судна, которое включает все продольные элементы, такие как обшивка, продольные связи палубы, бортов, днища, продольные связи двойного дна и продольных переборок. Для нефтяных танкеров с поперечной системой набора поперечное сечение включает примыкающие шпангоуты и их концевые соединения в районе поперечных сечений.
Пункт 1.2.7 изменен с 1 января 2016 г. - Резолюция MSC.371(93) от 22 мая 2014 г.
1.2.7 Типичные танки - это танки, которые, как ожидается, отражают состояние других танков подобного типа и предназначения и имеют схожие системы защиты от коррозии. При выборе типичных танков следует учитывать данные о предыдущей эксплуатации и ремонте на борту судна, а также подлежащие выявлению критические районы конструкции и/или вызывающие сомнение районы.
1.2.8 Вызывающие сомнение районы - это участки, проявляющие значительную коррозию, и/или подверженные, по мнению инспектора, быстрому износу.
Пункт 1.2.9 изменен с 1 января 2016 г. - Резолюция MSC.371(93) от 22 мая 2014 г.
1.2.9 Значительная коррозия - это коррозия в такой степени, при которой оценка характера коррозии указывает на износ свыше 75% допустимых пределов, но в приемлемых пределах. Для судов, построенных согласно Общим правилам МАКО по конструкции, значительная коррозия - это коррозия в такой степени, при которой оценка характера коррозии указывает на измеренную толщину от мм до . Толщина замены () - это минимально допустимая толщина, в мм, ниже которой должна выполняться замена элементов конструкции.
Пункт 1.2.10 изменен с 1 января 2016 г. - Резолюция MSC.371(93) от 22 мая 2014 г.
1.2.10 Системой защиты от коррозии обычно считается полное твердое защитное покрытие. Твердое защитное покрытие обычно должно быть эпоксидным или равноценным покрытием. Другие системы покрытия, которые не являются мягкими или полутвердыми покрытиями, могут считаться приемлемыми в качестве альтернативных вариантов при условии, что они наносятся и содержатся в соответствии со спецификациями изготовителя.
1.2.11 Состояние покрытия определяется следующим образом:
ХОРОШЕЕ |
состояние, характеризующееся лишь незначительным ржавлением в отдельных точках; |
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ |
состояние, характеризующееся местным нарушением покрытия на кромках ребер жесткости и сварных соединениях и/или легким ржавлением 20% или более рассматриваемых районов, но в меньшей степени, чем определено в отношении ПЛОХОГО состояния; и |
ПЛОХОЕ |
состояние, характеризующееся общим нарушением покрытия у 20% или более районов или сильным отслаиванием покрытия в 10% или более рассматриваемых районов. |
1.2.12 Критические районы конструкции - это участки, которые, как установлено в результате расчетов, требуют контроля или, как установлено на основании имеющихся сведений об эксплуатации данного судна или подобных или однотипных судов, подвержены растрескиванию, гофрировке или коррозии, которые ухудшат конструктивную целостность судна.
1.2.13 Грузовая зона - это часть судна, в которой находятся грузовые танки, сливные цистерны и грузовые/балластные насосные отделения, коффердамы, балластные танки и пустые пространства, примыкающие к грузовым танкам, а также участки палубы по всей длине и ширине судна над вышеупомянутыми помещениями.
1.2.14 Промежуточное освидетельствование - это освидетельствование, проводимое во время второго или третьего ежегодного освидетельствования.
1.2.15 Срочный и полный ремонт - это текущий ремонт, завершенный во время освидетельствования в соответствии с требованиями инспектора, в результате чего устраняется необходимость включения в классификационное свидетельство какого-либо соответствующего требования или рекомендации.
Пункт 1.2.16 изменен с 1 января 2016 г. - Резолюция MSC.371(93) от 22 мая 2014 г.
1.2.16 Особое рассмотрение или Особо рассмотренные (в связи с тщательными освидетельствованиями и замерами толщин) означает, что выполнены достаточная тщательная проверка и замеры толщин с целью установить фактическое состояние конструкции под покрытием в целом.
1.3 Ремонт
1.3.1 Любое повреждение, связанное с износом, превышающим допустимые пределы (включая коробление, рифление, обрыв или излом), или участки интенсивного износа сверх допустимых пределов, которые влияют или, по мнению Администрации, должны отрицательно повлиять на целостность конструкции, водонепроницаемость или непроницаемость при воздействии моря, подлежат срочному и полному ремонту (см. 1.2.15). Районы, которые должны рассматриваться, включают:
.1 набор дна и настил дна;
.2 конструкция и обшивка борта;
.3 палубный набор и настил палубы;
.4 водонепроницаемые или нефтенепроницаемые переборки; и
Пункт 1.3.1.5 изменен с 1 января 2016 г. - Резолюция MSC.371(93) от 22 мая 2014 г.
.5 крышки люков или комингсы люков, если они установлены (комбинированные суда).
В местах, где необходимые ремонтные средства отсутствуют, Администрация может разрешить судну проследовать непосредственно к судоремонтному предприятию. В этом случае может потребоваться выгрузка груза и/или проведение временного ремонта для предполагаемого рейса.
1.3.2 Кроме того, если в результате освидетельствования выявляется коррозия или дефекты конструкции, которые, по мнению Администрации, отрицательно повлияют на пригодность судна для дальнейшей эксплуатации, должны быть приняты меры по устранению недостатков перед тем, как судно продолжит плавание.
Пункт 1.3.3 изменен с 1 июля 2016 г. - Резолюция MSC.381(94) от 21 ноября 2014 г.
1.3.3 Если повреждение, выявленное в конструкции, как указано в пункте 1.3.1, выше, является изолированным и имеет строго ограниченный характер, не влияет на конструктивную целостность судна (например, небольшое отверстие в поперечной межлюковой перемычке), инспектор может рассмотреть возможность того, чтобы, после проведения оценки окружающей конструкции, разрешить проведение соответствующего временного ремонта для восстановления водонепроницаемости или непроницаемости при воздействии моря и выставить соответствующее условие сохранения классификации или рекомендацию с конкретным временным ограничением для проведения постоянного ремонта и сохранения классификации.
1.4 Инспекторы
Для танкеров дедвейтом 20 000 тонн и более первое плановое освидетельствование для возобновления свидетельства после достижения танкером возраста 10 лет (т. е. третье освидетельствование для возобновления свидетельства), а также все последующие освидетельствования для возобновления свидетельства и промежуточные освидетельствования должны проводиться совместно двумя инспекторами. Если освидетельствования проводятся признанной организацией, инспекторы должны быть штатными инспекторами таких признанных организаций.
1.5 Замеры толщин и тщательные освидетельствования
При любом типе освидетельствования, т. е. при освидетельствованиях для возобновления свидетельства, промежуточных, ежегодных или других освидетельствованиях, имеющих объем продолжающихся освидетельствований, замеры толщин конструкций в районах, для которых требуются тщательные освидетельствования, должны выполняться одновременно с тщательными освидетельствованиями.
2 Освидетельствование для возобновления свидетельства
2.1 Общие положения
Пункт 2.1.1 изменен с 1 января 2016 г. - Резолюция MSC.371(93) от 22 мая 2014 г.
2.1.1 Освидетельствование для возобновления свидетельства может начинаться во время четвертого ежегодного освидетельствования и продолжаться в следующем году, с тем чтобы оно было завершено к пятой ежегодной дате. Когда освидетельствование для возобновления свидетельства начинается до проведения четвертого ежегодного освидетельствования, полное освидетельствование должно быть выполнено в течение 15 месяцев, если планируется, что такая работа зачтется для освидетельствования для возобновления свидетельства.
2.1.2 В подготовку к освидетельствованию для возобновления свидетельства входит составление программы этого освидетельствования заблаговременно до его начала. Замеры толщин не должны выполняться ранее четвертого ежегодного освидетельствования.
2.1.3 В дополнение к требованиям для ежегодных освидетельствований это освидетельствование должно включать осмотр, испытания и проверки в объеме, достаточном для того, чтобы убедиться, что корпус и соответствующие трубопроводы, как требуется в 2.1.5, находятся в удовлетворительном состоянии и пригодны для своего назначения в течение нового срока действия Свидетельства о безопасности грузового судна по конструкции при условии надлежащего технического обслуживания и эксплуатации, а также проведения периодических освидетельствований в запланированные даты.
2.1.4 Должны быть осмотрены все грузовые танки, балластные танки и любые другие танки в помещениях двойного корпуса, насосные отделения, туннели для трубопроводов, коффердамы и пустые пространства, смежные с грузовыми танками, палубы и наружный корпус, при этом такой осмотр должен быть дополнен замерами толщин и испытаниями, как требуется в 2.5 и 2.6, чтобы удостовериться, что конструктивная целостность остается эффективной. Цель осмотра заключается в том, чтобы обнаружить значительную коррозию, существенную деформацию, трещины, повреждения или другие дефекты конструкции, которые могут присутствовать.
2.1.5 Должны быть осмотрены и испытаны при рабочем давлении в соответствии с требованиями инспектора грузовые трубопроводы на палубе, включая трубопроводы системы мойки сырой нефтью (COW), а также грузовые и балластные трубопроводы, находящиеся в указанных танках и помещениях, чтобы убедиться, что их герметичность и состояние остаются удовлетворительными. Особое внимание должно быть обращено на балластные трубопроводы в грузовых танках и грузовые трубопроводы в балластных танках и пустых пространствах. При этом инспекторам должно быть сообщено обо всех случаях, когда эти трубопроводы, включая клапаны и арматуру, открыты во время ремонта и могут быть осмотрены изнутри.
Раздел 2.1 дополнен пунктом 2.1.6 с 1 января 2016 г. - Резолюция MSC.371(93) от 22 мая 2014 г.
2.1.6 Освидетельствования и замеры толщин помещений не должны засчитываться одновременно для промежуточного освидетельствования и освидетельствования для возобновления свидетельства.
2.2 Освидетельствование в доке
2.2.1 Освидетельствование в доке должно быть составной частью освидетельствования для возобновления свидетельства. В течение пятилетнего срока действия Свидетельства о безопасности по конструкции должны быть проведены как минимум две проверки подводной части судна. Во всех случаях максимальный промежуток времени между проверками подводной части судна не должен превышать 36 месяцев.
2.2.2 Для судов возрастом 15 лет и более проверка подводной части судна должна проводиться, когда судно находится в доке. Для судов возрастом менее 15 лет чередующиеся проверки подводной части судна, не выполненные вместе с освидетельствованием для возобновления свидетельства, могут быть проведены, когда судно находится на плаву. Проверки судна на плаву должны проводиться только при наличии удовлетворительных условий, надлежащего оборудования и должным образом квалифицированного персонала.
2.2.3 Если освидетельствование в доке не завершено вместе с освидетельствованием для возобновления свидетельства или если не соблюден максимальный 36-месячный промежуток времени, упомянутый в 2.2.1, Свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции должно быть недействительным до тех пор, пока не будет завершено освидетельствование в доке.
2.2.4 Общие и тщательные освидетельствования и замеры толщин, в зависимости от случая, нижней части грузовых трюмов и балластных танков должны проводиться в соответствии с применимыми требованиями к освидетельствованиям для возобновления свидетельства, если они еще не были проведены.
Примечание. Нижними частями грузовых трюмов и балластных танков считаются части, расположенные ниже ватерлинии при неполном приеме балласта.
2.3 Система защиты танков от коррозии
Должно быть проверено состояние системы защиты грузовых танков от коррозии, если такая система предусмотрена. Балластный танк должен осматриваться через последовательные ежегодные промежутки времени, если:
.1 твердое защитное покрытие не применялось со времени постройки; или
.2 применялось мягкое или полутвердое покрытие; или
.3 в танке обнаружена значительная коррозия; или
.4 состояние твердого защитного покрытия установлено как менее чем ХОРОШЕЕ и твердое защитное покрытие не отремонтировано с выполнением требований инспектора.
Замеры толщин должны проводиться, когда инспектор сочтет это необходимым.
2.4 Степень общих и тщательных освидетельствований
2.4.1 Во время освидетельствования для возобновления свидетельства должно быть проведено общее освидетельствование всех танков и помещений. Должны быть осмотрены вызывающие сомнение районы, выявленные при предыдущих освидетельствованиях.
2.4.2 Минимальные требования к тщательным освидетельствованиям во время освидетельствования для возобновления свидетельства приведены в приложении 1.
2.4.3 Инспектор может расширить тщательное освидетельствование, если сочтет это необходимым, с учетом технического обслуживания танков, проходящих освидетельствование, состояния системы защиты от коррозии, а также в следующих случаях:
.1 в частности, когда танки включают конструктивные элементы или детали, имеющие такие же дефекты, как и элементы и детали в аналогичных танках или на аналогичных судах в соответствии с имеющейся информацией; и
.2 когда танки имеют конструкции с уменьшенными размерами связей вместе с системой защиты от коррозии, одобренной Администрацией.
2.4.4 Для участков в танках, где состояние твердых защитных покрытий установлено как ХОРОШЕЕ согласно определению в 1.2.11, Администрация может особо рассмотреть степень тщательных освидетельствований в соответствии с приложением 1.
2.5 Степень замеров толщин
2.5.1 Минимальные требования к замерам толщин во время освидетельствования для возобновления свидетельства приведены в приложении 2.
Пункт 2.5.2 изменен с 1 января 2016 г. - Резолюция MSC.371(93) от 22 мая 2014 г.
2.5.2 Положения по расширенным замерам для районов значительной коррозии приводятся в приложении 4 и могут быть дополнительно указаны в программе освидетельствования, как требуется в 5.1. Эти расширенные замеры толщин должны выполняться до того, как освидетельствование будет считаться завершенным. Вызывающие сомнение районы, выявленные при предыдущих освидетельствованиях, должны быть осмотрены. В районах значительной коррозии, выявленных при предыдущих освидетельствованиях, должны проводиться замеры толщин.
2.5.3 Инспектор может расширить степень замеров толщин, если сочтет это необходимым.
2.5.4 Администрация может особо рассмотреть степень замеров толщин в соответствии с приложением 2 в отношении районов в танках, в которых состояние твердых защитных покрытий установлено как ХОРОШЕЕ согласно определению в 1.2.11.
2.5.5 Должны быть выбраны поперечные сечения, где предполагается или выявлено, в результате замеров настила палубы, уменьшение толщин в наибольшей степени.
2.5.6 В случаях, когда замеры должны проводиться в двух или трех сечениях, по меньшей мере одно из них должно включать балластный танк, расположенный в пределах 0,5L в средней части судна. В случае нефтяных танкеров длиной 130 м и выше (как определено в действующей Международной конвенции о грузовой марке) возрастом более 10 лет для оценки продольной прочности судна, как требуется в 8.1.2, метод отбора при замерах толщин указан в приложении 12.
2.6 Степень испытания танков под давлением
Пункт 2.6.1 изменен с 1 июля 2016 г. - Резолюция MSC.381(94) от 21 ноября 2014 г.
2.6.1 Минимальные требования по испытаниям балластных танков под давлением во время освидетельствования для возобновления свидетельства приведены в пункте 2.6.3 и в приложении 3.
Минимальные требования по испытаниям грузовых танков во время освидетельствования для возобновления свидетельства приведены в пункте 2.6.4 и в приложении 3.
Инспектор может принять испытания грузовых танков, выполненные экипажем судна под руководством капитана, при соблюдении следующих условий:
.1 до проведения испытания порядок испытания танка представлен собственником судна и проанализирован Администрацией или признанной организацией;
.2 нет сведений о протечках, деформации или значительной коррозии, которые могут повлиять на конструктивную целостность танка;
.3 испытание танка успешно проведено в пределах срока очередного освидетельствования не ранее, чем за 3 месяца до даты освидетельствования, в которую завершено общее или тщательное освидетельствование;
.4 в судовом журнале отражены удовлетворительные результаты испытания; и
.5 во время общего и тщательного освидетельствования инспектором установлено, что внутреннее и внешнее состояние танков и относящихся конструкций является удовлетворительным.
2.6.2 Инспектор может расширить испытания танков под давлением, если сочтет это необходимым.
2.6.3 Границы балластных танков должны испытываться напором жидкости до верхней кромки воздушных трубок.
2.6.4 Границы грузовых танков должны испытываться до наивысшей точки, на которую жидкость поднимается при условиях эксплуатации.
2.6.5 Испытание танков двойного дна и других помещений, имеющих конструкцию, не предназначенную для перевозки жидкости, может не проводиться, при условии того, что проводится удовлетворительный внутренний осмотр вместе с осмотром второго дна.
3 Ежегодное освидетельствование
3.1 Общие положения
Ежегодное освидетельствование должно заключаться в осмотре, с тем чтобы убедиться, насколько это практически выполнимо, что корпус и трубопроводы содержатся в удовлетворительном состоянии, и должно учитывать данные о предыдущей эксплуатации, состояние и протяженность системы защиты от коррозии балластных танков и районов, указанных в подшивке актов освидетельствования.
3.2 Осмотр корпуса
3.2.1 Осмотр обшивки корпуса и его закрывающих устройств должен проводиться в той мере, в какой возможно визуальное наблюдение.
3.2.2 Осмотр водонепроницаемых отверстий должен проводиться в той мере, в какой это практически выполнимо.
3.3 Осмотр открытых палуб
3.3.1 Осмотр отверстий в грузовом танке, включая уплотнения, крышки, комингсы и пламепреградители.
3.3.2 Осмотр нагнетательных/вакуумных клапанов и пламепреградителей в грузовом танке.
3.3.3 Осмотр пламепреградителей на газоотводных трубах всех топливных танков.
3.3.4 Осмотр грузовых систем, систем мойки сырой нефтью, систем топливных и газоотводных трубопроводов, включая газоотводные колонны и коллекторы.
3.4 Осмотр грузовых насосных отделений и туннелей для трубопроводов, если имеются
3.4.1 Осмотр всех переборок в насосном отделении для выявления признаков утечки нефти или трещин, и в частности осмотр уплотняющих устройств всех проходов в переборках в насосном отделении.
3.4.2 Проверка состояния всех систем трубопроводов и туннелей для трубопроводов.
3.5 Осмотр балластных танков
3.5.1 Осмотр балластных танков должен проводиться, если он требуется по результатам освидетельствования для возобновления свидетельства и промежуточного освидетельствования. Если Администрация сочтет необходимым или если существует обширная коррозия, должны проводиться замеры толщин.
Пункт 3.5.2 изменен с 1 января 2016 г. - Резолюция MSC.371(93) от 22 мая 2014 г.
3.5.2 Если выявлена значительная коррозия, как определено в 1.2.9, степень замеров толщин должна быть увеличена в соответствии с требованиями приложения 4. Эти расширенные замеры толщин должны проводиться до того, как освидетельствование будет считаться завершенным. Должны быть осмотрены вызывающие сомнение районы, выявленные при предыдущих освидетельствованиях. В районах значительной коррозии, выявленных при предыдущих освидетельствованиях, должны проводиться замеры толщин. Для нефтяных танкеров, построенных согласно Общим правилами МАКО по конструкции и прочности, требуется осмотр выявленных областей значительной коррозии и должны проводиться дополнительные замеры толщин.
4 Промежуточное освидетельствование
4.1 Общие положения
4.1.1 Элементы конструкции, которые являются дополнительными к требованиям ежегодного освидетельствования, могут быть освидетельствованы либо во время второго или третьего ежегодного освидетельствования, либо в промежутках между этими освидетельствованиями.
4.1.2 Степень освидетельствования грузовых и балластных танков в зависимости от возраста судна указана в 4.2, 4.3 и 4.4.
4.1.3 Для открытых палуб должен проводиться осмотр в применимой степени грузовых систем, систем мойки сырой нефтью, топливных и балластных систем, систем паропроводов и систем газоотводных трубопроводов, а также газоотводных колонн и коллекторов. Если при осмотре возникает сомнение относительно состояния трубопроводов, может потребоваться испытание трубопроводов под давлением, замеры толщин либо и то и другое.
Раздел 4.1 дополнен пунктом 4.1.4 с 1 января 2016 г. - Резолюция MSC.371(93) от 22 мая 2014 г.
4.1.4 Для нефтяных танкеров, построенных согласно Общим правилами МАКО по конструкции и прочности, требуется осмотр выявленных областей значительной коррозии и должны проводиться дополнительные замеры толщин.
Нумерация пункта изменена с 1 января 2016 г. - Резолюция MSC.371(93) от 22 мая 2014 г.
4.1.5 Освидетельствования и замеры толщин помещений не должны засчитываться одновременно для промежуточного освидетельствования и освидетельствования для возобновления свидетельства.
4.2 Нефтяные танкеры возрастом от 5 до 10 лет
4.2.1 Применяются требования 4.1.3.
4.2.2 Для балластных танков забортной воды должно быть проведено общее освидетельствование типичных танков, выбранных инспектором. Если во время общего освидетельствования балластных танков забортной воды не будет обнаружено видимых дефектов конструкции, осмотр может быть ограничен проверкой того, что защитное покрытие остается в ХОРОШЕМ состоянии.
4.2.3 Балластный танк должен осматриваться через последовательные ежегодные промежутки, если:
.1 твердое защитное покрытие не применялось со времени постройки; или
.2 применялось мягкое или полутвердое покрытие; или
.3 в танке обнаружена значительная коррозия; или
.4 состояние твердого защитного покрытия установлено как менее чем ХОРОШЕЕ и твердое защитное покрытие не отремонтировано с выполнением требований инспектора.
4.3 Нефтяные танкеры возрастом от 10 до 15 лет
4.3.1 Требования при промежуточном освидетельствовании должны быть такими же, как и требования при предыдущем освидетельствовании для возобновления свидетельства, как требуется в 2 и 5.1. Однако испытания грузовых и балластных танков под давлением и требования по оценке продольной прочности корпуса, как требуется в 8.1.2, требуются только в том случае, если Администрация сочтет это необходимым.
4.4 Нефтяные танкеры старше 15 лет
4.4.1 Требования при промежуточном освидетельствовании должны быть такими же, как и требования при предыдущем освидетельствовании для возобновления свидетельства, как требуется в 2 и 5.1. Однако испытания грузовых и балластных танков под давлением и требования по оценке продольной прочности корпуса, как требуется в 8.1.2, требуются только в том случае, если Администрация сочтет это необходимым.
4.4.2 При применении 4.4.1 промежуточное освидетельствование может начинаться во время второго ежегодного освидетельствования и продолжаться в следующем году, с тем чтобы оно было завершено при третьем ежегодном освидетельствовании вместо применения 2.1.1.
4.4.3 При применении 4.4.1 во время промежуточного освидетельствования должно выполняться освидетельствование в доке. Общее и тщательное освидетельствования и замеры толщин, в зависимости от того, что применимо, нижних частей грузовых танков и танков водяного балласта должны выполняться в соответствии с применимыми требованиями при промежуточных освидетельствованиях, если они еще не были выполнены.
Примечание. Нижними частями грузовых и балластных танков считаются части, расположенные ниже ватерлинии при неполном приеме балласта.
5 Подготовка к освидетельствованию
5.1 Программа освидетельствования
5.1.1 Собственник судна в сотрудничестве с Администрацией или организацией, признанной Администрацией, должны разработать конкретную программу освидетельствования до начала любой части:
.1 освидетельствования для возобновления свидетельства; и
.2 промежуточного освидетельствования для нефтяных танкеров старше 10 лет.
Программа освидетельствования при промежуточном освидетельствовании может состоять из программы освидетельствования при предыдущем освидетельствовании для возобновления свидетельства, дополненной актом об оценке состояния того освидетельствования для возобновления свидетельства и последующими актами соответствующих освидетельствований. Программа освидетельствования должна разрабатываться с учетом любых поправок к требованиям освидетельствования, осуществленным после того, как было проведено последнее освидетельствование для возобновления свидетельства. Программа освидетельствования должна быть подготовлена в письменной форме на основании информации в приложении 6А. Освидетельствование должно начинаться только после того, как будет согласована программа освидетельствования.
5.1.1.1 До разработки программы освидетельствования собственник судна должен заполнить вопросник по планированию освидетельствования на основе информации, приведенной в приложении 6В, и направить его Администрации.
5.1.2 При разработке программы освидетельствования должна быть собрана следующая документация, которую необходимо проанализировать с целью выбора подлежащих осмотру танков, трюмов, районов и элементов конструкции:
.1 статус освидетельствования и основные сведения о судне;
.2 судовая документация, как описано в 6.2 и 6.3;
.3 основные конструктивные чертежи грузовых и балластных танков (чертежи размеров связей), включая информацию об использовании сталей повышенной прочности;
.4 акт об оценке состояния согласно приложению 9;
.5 соответствующая информация о предыдущих повреждениях и ремонтах;
.6 соответствующие акты предыдущих освидетельствований и проверок, выполненных как признанной организацией, так и собственником судна;
.7 информация, касающаяся груза и балласта за последние 3 года, включая перевозку груза в подогретом состоянии;
.8 подробные сведения об установке инертных газов и процедурах очистки танков;
.9 информация и другие соответствующие данные, касающиеся перестройки или модификации судовых грузовых и балластных танков со времени постройки;
.10 описание и информация об использовании покрытий и системы защиты от коррозии (включая аноды и предыдущие символы класса), если они имеются;
.11 проверки, проводимые персоналом собственника судна за последние 3 года, со ссылкой на ухудшение конструкции в целом, протечки в ограничивающих конструкциях танка и трубопроводах, а также состояние покрытия и системы защиты от коррозии (включая аноды), если имеются. Руководство по составлению актов приведено в приложении 5;
.12 информация относительно уровня технического обслуживания во время эксплуатации, включая акт о проверке в рамках контроля судов государством порта, в котором указаны недостатки, относящиеся к корпусу, несоответствия в рамках системы управления безопасностью, относящиеся к обслуживанию корпуса, включая связанные с ними меры по устранению недостатков; и
.13 любая другая информация, которая может оказаться полезной для выявления вызывающих сомнение районов и критических районов конструкции.
5.1.3 Представленная программа освидетельствования должна как минимум отвечать требованиям 2.6 и приложений 1, 2 и 3 к тщательному освидетельствованию, замерам толщин и испытаниям танков, соответственно, и учитывать эти требования, а также должна включать соответствующую информацию, включающую, по меньшей мере:
.1 основные сведения о судне и его характеристики;
.2 основные конструктивные чертежи грузовых и балластных танков (чертежи размеров связей), включая информацию об использовании сталей повышенной прочности;
.3 план танков;
.4 перечень танков с информацией об их использовании, системе защиты от коррозии и состоянии покрытия;
.5 условия для освидетельствования (например, информация, касающаяся очистки, дегазации, вентиляции, освещения танков);
.6 обеспечение и методы доступа к конструкциям;
.7 оборудование для освидетельствований;
.8 указание танков и районов для тщательного освидетельствования (см. 2.4);
.9 указание районов и сечений для замера толщин (см. 2.5);
.10 указание танков для испытаний (см. 2.6);
.11 указание компании, выполняющей замеры толщин;
.12 информацию о повреждениях, относящихся к данному судну; и
.13 критические районы конструкции и вызывающие сомнение районы, если необходимо.
5.1.4 Администрация проинформирует собственника судна о максимально допустимой степени коррозионного износа конструкции, приемлемой для судна.
5.1.5 Можно также использовать Руководство по оценке технического состояния в связи с подготовкой к расширенным освидетельствованиям для танкеров, содержащееся в приложении 11. Это Руководство является рекомендацией, которую можно использовать по усмотрению Администрации, если это будет сочтено необходимым и целесообразным, вместе с подготовкой требуемой программы освидетельствования.
5.2 Условия для освидетельствования
5.2.1 Собственник судна должен предоставить необходимые средства для безопасного проведения освидетельствования.
Пункт 5.2.1.1 изменен с 1 января 2018 г. - Резолюция MSC.405(96) от 19 мая 2016 г.
5.2.1.1 Для того чтобы инспекторы могли провести освидетельствование, между собственником судна и Администрацией должны быть согласованы меры по обеспечению надлежащего и безопасного доступа на основании рекомендаций, разработанных Организацией.
5.2.1.2 В вопроснике по планированию освидетельствования должны содержаться подробные сведения о средствах доступа.
5.2.1.3 В случаях если инспекторы сочтут, что средства безопасности и требуемый доступ являются неадекватными, освидетельствование соответствующих помещений не должно проводиться.
5.2.2 Танки и помещения должны быть безопасными для доступа. Танки и помещения должны быть дегазированы и надлежащим образом провентилированы. До входа в танк, пустое пространство или закрытое помещение необходимо удостовериться, что атмосфера в этом помещении не содержит опасного газа и содержит достаточно кислорода.
5.2.3 При подготовке к освидетельствованию и замерам толщин и для проведения тщательного осмотра все помещения должны быть чистыми, включая удаление с поверхности всего накопившегося отслоившегося покрытия. Помещения должны быть достаточно чистыми и свободными от воды, отслоений, грязи, нефтяных остатков и т. д., с тем чтобы можно было выявить коррозию, деформацию, трещины, повреждения или другие ухудшения конструкции, а также установить состояние покрытия. Однако для районов конструкции, в отношении которых собственником судна уже принято решение об их восстановлении, необходимо только провести чистку и удаление отслоений в необходимой степени, чтобы определить границы районов, которые должны быть восстановлены.
5.2.4 Должно быть предусмотрено достаточное освещение, чтобы выявить коррозию, деформацию, трещины, повреждения или другие ухудшения конструкции, а также установить состояние покрытия.
5.2.5 Если применялось мягкое или полутвердое покрытие, инспектору должен быть обеспечен безопасный доступ для проверки эффективности покрытия и для выполнения оценки состояния внутренних конструкций, которая может включать локальное снятие покрытия. Если безопасный доступ не может быть обеспечен, мягкое или полутвердое покрытие должно быть удалено.
Пункт 5.2.6 изменен с 1 января 2018 г. - Резолюция MSC.405(96) от 19 мая 2016 г.
5.2.6 Инспектора(ов) должно всегда сопровождать по меньшей мере одно ответственное лицо, назначенное собственником судна, имеющее опыт проведения проверок танков и закрытых помещений.
5.2.7 Исключен с 1 января 2018 г. - Резолюция MSC.405(96) от 19 мая 2016 г.
5.3 Доступ к конструкциям
5.3.1 Для общего освидетельствования должны быть предусмотрены средства, позволяющие инспектору осмотреть конструкцию безопасным и удобным образом.
5.3.2 Для тщательных освидетельствований должно быть предусмотрено одно или более из перечисленных средств доступа, приемлемых для инспектора:
.1 постоянные леса и проходы через конструкции;
.2 временные леса и проходы через конструкции;
Пункт 5.3.2.3 изменен с 1 июля 2016 г. - Резолюция MSC.381(94) от 21 ноября 2014 г.
.3 платформы с гидравлическим подъемником, такие как традиционные люльки, лифты и передвижные платформы;
.4 лодки или плоты;
.5 переносные трапы; и
.6 другие равноценные средства.
5.4 Оборудование для освидетельствования
5.4.1 Замеры толщин обычно должны проводиться с помощью ультразвукового испытательного оборудования. По требованию инспектора должна подтверждаться точность аппаратуры.
5.4.2 При необходимости инспектор может потребовать применения одного или нескольких из перечисленных ниже методов обнаружения трещин:
.1 радиографический контроль;
.2 ультразвуковой контроль;
.3 магнитопорошковый контроль;
.4 цветная дефектоскопия; и
.5 другие равноценные средства.
5.4.3 Во время освидетельствования должны иметься в наличии газоанализатор, измеритель содержания кислорода, дыхательные аппараты, спасательные лини, страховочные пояса с линем и карабином, а также свистки вместе с инструкциями и руководством по их использованию. Должен быть предусмотрен контрольный перечень по безопасности.
5.4.4 Должно быть предусмотрено достаточное и безопасное освещение для безопасного и эффективного проведения освидетельствования.
5.4.5 Во время освидетельствования должна иметься в наличии и использоваться надлежащая защитная одежда (например каска, перчатки, защитная обувь и т. д.).
Раздел 5 дополнен пунктом 5.5 с 1 июля 2016 г. - Резолюция MSC.381(94) от 21 ноября 2014 г.
5.5 Спасательное оборудование для действий в чрезвычайной ситуации
Если дыхательные аппараты и/или иное оборудование используется в качестве "спасательного оборудования для действий в чрезвычайной ситуации", такое оборудование должно соответствовать конфигурации помещения, в котором проводится освидетельствование.
Нумерация пункта изменена с 1 июля 2016 г. - Резолюция MSC.381(94) от 21 ноября 2014 г.
5.6 Освидетельствования в море или на якорной стоянке
Нумерация пункта изменена с 1 июля 2016 г. - Резолюция MSC.381(94) от 21 ноября 2014 г.
5.6.1 Освидетельствования в море или на якорной стоянке могут допускаться при условии, что инспектору(ам) будет оказана необходимая помощь со стороны персонала судна. Необходимые меры предосторожности и порядок проведения освидетельствования должны соответствовать 5.1, 5.2, 5.3 и 5.4.
Нумерация пункта изменена с 1 июля 2016 г. - Резолюция MSC.381(94) от 21 ноября 2014 г.
5.6.2 Между проводящей освидетельствование группой, находящейся в танке, и ответственным лицом командного состава на палубе должна быть организована система связи. Эта система должна также включать персонал, ответственный за работу балластного насоса, если используются лодки или плоты.
Нумерация пункта изменена с 1 июля 2016 г. - Резолюция MSC.381(94) от 21 ноября 2014 г.
5.6.3 Освидетельствования танков при помощи лодок или плотов могут проводиться только с согласия инспектора, который должен принять во внимание обеспеченные меры безопасности, включая прогноз погоды и поведение судна при умеренном волнении моря, а также при условии, что ожидаемый подъем воды в танке не превышает 0,25 м.
Нумерация пункта изменена с 1 июля 2016 г. - Резолюция MSC.381(94) от 21 ноября 2014 г.
5.6.4 Если при тщательном освидетельствовании используются плоты или лодки, должны соблюдаться следующие условия:
.1 должны использоваться только прочные надувные плоты или лодки, имеющие удовлетворительную остаточную плавучесть и остойчивость даже при разрыве одной камеры;
.2 лодка или плот должны быть привязаны к трапу для доступа, и внизу трапа для доступа в том месте, с которого имеется четкий обзор лодки или плота, должен находиться еще один человек;
.3 для всех участников должны быть предусмотрены надлежащие спасательные жилеты;
.4 поверхность воды в танке должна быть спокойной (при всех предсказуемых условиях ожидаемый подъем воды в танке не должен превышать 0,25 м), и уровень воды должен быть постоянным. Во время использования лодки или плота уровень воды ни при каких условиях не должен подниматься;
.5 в танке или помещении должна содержаться только чистая балластная вода. Даже тонкий слой нефти на воде не допускается;
.6 уровень воды никогда не должен быть в пределах 1 м от наиболее низкорасположенного свободного пояска рамной балки, с тем чтобы проводящая освидетельствование группа не была изолирована от прямого пути эвакуации, ведущего к люку танка. Заполнение водой до уровня выше рамных бимсов должно рассматриваться только в том случае, если имеется лаз для доступа с палубы, открытый в рассматриваемый пролет, с тем чтобы у проводящей освидетельствование группы всегда имелся путь эвакуации. Могут быть рассмотрены другие эффективные средства выхода на палубу; и
.7 если танки (или помещения) соединяются общей газоотводной системой или системой инертных газов, танк, в котором должны использоваться лодка или плот, должен быть изолирован, чтобы предотвратить поступление газа из других танков (или помещений).
Нумерация пункта изменена с 1 июля 2016 г. - Резолюция MSC.381(94) от 21 ноября 2014 г.
5.6.5 Использование только плотов или лодок может разрешаться для осмотра подпалубных районов танков или помещений, если высота шпангоутов составляет 1,5 м или менее.
Нумерация пункта изменена с 1 июля 2016 г. - Резолюция MSC.381(94) от 21 ноября 2014 г.
5.6.6 Если высота шпангоутов превышает 1,5 м, использование одних плотов или лодок может допускаться только при следующих условиях:
.1 если покрытие подпалубной конструкции находится в ХОРОШЕМ состоянии и не имеет признаков износа; или
.2 если в каждом пролете предусмотрено постоянное средство доступа, обеспечивающее безопасный вход и выход. Это означает:
.1 непосредственный доступ с палубы по вертикальному трапу с небольшой платформой, установленной приблизительно на 2 м ниже палубы в каждом пролете; или
.2 доступ на палубу с продольной постоянной платформы, имеющей трапы, ведущие на палубу, в каждом конце танка. По всей длине танка платформа должна быть расположена на одном уровне или выше максимального уровня воды, необходимого для осмотра подпалубной конструкции с плота. Для этой цели высота незаполненной части танка, соответствующая максимальному уровню воды, должна приниматься не более 3 м от листа палубного настила, если она измерена по середине размаха палубных бимсов и в середине длины танка (см. рис.1).
Если ни одно из вышеуказанных условий не выполняется, то для освидетельствования подпалубных районов должны быть предусмотрены леса или другие равноценные средства.
Нумерация пункта изменена с 1 июля 2016 г. - Резолюция MSC.381(94) от 21 ноября 2014 г.
5.7 Совещание по планированию освидетельствования
Нумерация пункта изменена с 1 июля 2016 г. - Резолюция MSC.381(94) от 21 ноября 2014 г.
5.7.1 Надлежащая подготовка и тесное взаимодействие между инспектором(ами) и представителями собственника судна на борту до и во время освидетельствования являются существенной частью безопасного и эффективного проведения освидетельствования. Во время освидетельствования на судне должны регулярно проводиться совещания по вопросам безопасности.
Нумерация пункта изменена с 1 июля 2016 г. - Резолюция MSC.381(94) от 21 ноября 2014 г.
5.7.2 До начала любого этапа освидетельствования для возобновления свидетельства и промежуточного освидетельствования между инспектором(ами), представителем собственника судна на борту, оператором компании, выполняющей замеры толщин (в зависимости от случая) и капитаном судна или имеющим соответствующую квалификацию представителем, назначенным капитаном или компанией, должно проводиться совещание по планированию освидетельствования с целью убедиться, что все предусмотренные в программе освидетельствования меры приняты, с тем чтобы обеспечить безопасное и эффективное проведение работы по освидетельствованию.
Нумерация пункта изменена с 1 июля 2016 г. - Резолюция MSC.381(94) от 21 ноября 2014 г.
5.7.3 Ниже приводится ориентировочный перечень вопросов, которые должны быть рассмотрены на совещании:
.1 основные сведения о судне (т.е. рейс, маневры по швартовке и отходу от причала, время нахождения у причала, грузовые и балластные операции и т. д.);
.2 меры по замерам толщин (т.е. доступ, очистка/удаление отслоившегося покрытия, освещение, вентиляция, индивидуальные средства защиты);
.3 степень замеров толщин;
.4 критерии приемки (см. перечень минимальных толщин);
.5 степень тщательного освидетельствования и замеров толщин с учетом состояния покрытия и вызывающих сомнение районов/районов значительной коррозии;
.6 выполнение замеров толщин;
.7 снятие типичных показаний в целом и в местах, где обнаружена неравномерная/точечная коррозия;
.8 составление карты районов значительной коррозии; и
.9 связь между инспектором(ами), оператором(ами) компании, выполняющей замеры толщин, и представителем(ями) собственника судна в отношении результатов.
6 Находящаяся на судне документация
6.1 Общие положения
6.1.1 Собственник судна должен получить, предоставить и обеспечить нахождение на судне документации, указанной в 6.2 и 6.3, которая должна быть легко доступной для инспектора. Акт об оценке состояния, упомянутый в 6.2, должен включать перевод на английский язык.
6.1.2 Документация должна храниться на судне в течение всего срока его эксплуатации.
Раздел 6 дополнен пунктом 6.1.3 с 1 июля 2016 г. - Резолюция MSC.381(94) от 21 ноября 2014 г.
6.1.3 На нефтяных танкерах, к которым применяется правило II-1/3-10 Конвенции СОЛАС, собственник должен обеспечить корректировку формуляра на постройку судна (ФПС) в течение всего срока эксплуатации судна, если в документацию, включенную в ФПС, вносятся какие-либо изменения. В систему управления безопасностью должны быть включены документально оформленные процедуры по корректировке ФПС.
6.2 Подшивка актов освидетельствования
6.2.1 Подшивка актов освидетельствования должна составлять часть судовой документации и включать:
.1 акты освидетельствований конструкций корпуса (приложение 8);
.2 акт об оценке состояния (приложение 9); и
.3 акты о замерах толщин (приложение 10).
6.2.2 Подшивка актов освидетельствования должна иметься также у собственника судна и Администрации или у организации, признанной Администрацией.
Нумерация пункта изменена с 1 июля 2016 г. - Резолюция MSC.381(94) от 21 ноября 2014 г.
6.3.1. Пояснительные документы
На судне должна иметься следующая дополнительная документация:
.1 программа освидетельствования, как требуется согласно 5.1, до тех пор, пока не будет завершено освидетельствование для возобновления свидетельства или промежуточное освидетельствование, в зависимости от того, что применимо;
Пункт 6.3.2 изменен с 1 января 2016 г. - Резолюция MSC.371(93) от 22 мая 2014 г.
.2 основные конструктивные чертежи грузовых и балластных танков (Для судов ОПКП эти чертежи должны включать как построечную, так и восстановленную толщину металла для каждого элемента конструкции. На чертежах должна быть также четко указана любая добровольно добавленная толщина. Чертеж миделевого сечения судна, который должен иметься на судне, должен включать минимально допустимые параметры поперечного сечения корпуса для поперечного сечения трюма во всех грузовых танках);
.3 данные о предыдущих ремонтах;
.4 данные о ранее перевозимых грузах и балласте;
.5 степень использования установки инертных газов и процедуры очистки танков;
.6 данные о проверках, выполненных персоналом судна, с указанием:
.1 общего ухудшения конструкции;
.2 утечек в переборках и трубопроводах; и
.3 состояния покрытия или системы защиты от коррозии, если имеется; и
.7 любая другая информация, которая может оказаться полезной для выявления критических районов конструкции и/или вызывающих сомнение районов, требующих проверки.
Раздел 6 дополнен пунктом 6.3.2 с 1 июля 2016 г. - Резолюция MSC.381(94) от 21 ноября 2014 г.
6.3.2 На нефтяных танкерах, к которым применяется правило II-1/3-10 Конвенции СОЛАС, должен иметься формуляр на постройку судна (ФПС), ограниченный пунктами, которые должны иметься на борту.
Нумерация пункта изменена с 1 июля 2016 г. - Резолюция MSC.381(94) от 21 ноября 2014 г.
6.4.1. Обзор документации, находящейся на судне
До проведения освидетельствования инспектор должен проверить комплектность судовой документации и ее содержание как основу для освидетельствования.
6.4.2 На нефтяных танкерах, к которым применяется правило II-1/3-10 Конвенции СОЛАС, по завершении освидетельствования инспектор должен проверить, что каждый раз, когда в документацию, включенную в формуляр на постройку судна (ФПС), вносились изменения, проводилась соответствующая корректировка ФПС.
6.4.3 На нефтяных танкерах, к которым применяется правило II-1/3-10 Конвенции СОЛАС, по завершении освидетельствования инспектор должен проверить, что любые добавления и/или замена материалов, использованных при постройке конструкций корпуса, документально отражены в перечне материалов формуляра на постройку судна.
7 Порядок замеров толщин
7.1 Общие положения
7.1.1 Требуемые замеры толщин, если они не выполняются признанной организацией, действующей от имени Администрации, должны проходить под наблюдением инспектора признанной организации. Инспектор должен находиться на судне столько времени, сколько необходимо для контролирования этого процесса.
7.1.2 Компания, выполняющая замеры толщин, должна участвовать в совещании по планированию освидетельствования, которое должно проводиться до начала освидетельствования.
7.1.3 Замеры толщин конструкций в районах, где требуются тщательные освидетельствования, должны проводиться одновременно с тщательными освидетельствованиями.
7.1.4 Во всех случаях степень замеров толщин должна быть достаточной для того, чтобы представлять фактическое состояние судна в целом.
7.2 Одобрение компании, выполняющей замеры толщин
Замеры толщин должны выполняться квалифицированной компанией, имеющей свидетельство, выданное организацией, признанной Администрацией в соответствии с принципами, изложенными в приложении 7.
7.3 Составление актов
7.3.1 Акт о замерах толщин должен быть подготовлен и представлен Администрации. В акте должны указываться места замеров, замеренная толщина, а также соответствующая первоначальная толщина. Кроме того, в акте должна указываться дата выполнения замеров, тип измерительного оборудования, имена лиц и их квалификация, и он должен быть подписан оператором. Акт о замерах толщин должен соответствовать принципам, указанным в рекомендуемом порядке замеров толщин, изложенном в приложении 10.
7.3.2 Инспектор должен проверить окончательный акт о замерах толщин и поставить подпись на титульном листе.
8 Составление актов и оценка освидетельствования
8.1 Оценка акта освидетельствования
8.1.1 Данные и информация о состоянии конструкции судна, полученные во время освидетельствования, должны быть оценены с точки зрения их приемлемости и сохранения целостности конструкции корпуса судна.
8.1.2 Применительно к нефтяным танкерам длиной 130 м и более (как она определена действующей Международной конвенцией о грузовой марке) должна проводиться оценка продольной прочности судна, используя данные замеров толщин замененных и усиленных элементов конструкции, смотря по тому, что применимо, при проведении освидетельствования для возобновления свидетельства о безопасности по конструкции, проводимого после достижения судном возраста 10 лет, в соответствии с критериями продольной прочности корпуса для нефтяных танкеров, которые изложены в приложении 12.
8.1.3 Анализ данных должен быть выполнен и одобрен Администрацией или признанной организацией, уполномоченной Администрацией, а выводы анализа должны составлять часть акта об оценке состояния.
8.1.4 Окончательные результаты оценки продольной прочности судна, требуемой в 8.1.2, после возобновления или усиления конструктивных элементов, если это было проведено по результатам первоначальной оценки, должны быть занесены в акт в качестве части акта об оценке состояния.
8.2 Составление актов
8.2.1 Принципы составления актов освидетельствования приведены в приложении 8.
8.2.2 Если освидетельствование проводится несколькими различными инспекциями, то акт должен составляться по каждой части освидетельствования. Перечень осмотренных и/или проверенных объектов (испытание давлением, замеры толщин и т.д.) с указанием того, был ли данный объект признан удовлетворительным, должен быть представлен следующему(им) инспектору(ам) до продолжения или завершения освидетельствования.
8.2.3 Акт об оценке состояния на основании освидетельствования и результаты должны направляться собственнику судна, как указано в приложении 9, и храниться на борту судна в качестве справочного материала для следующих освидетельствований. Акт об оценке состояния должен быть одобрен Администрацией или признанной организацией, уполномоченной Администрацией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.