Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 ноября 2017 г. N 53-АПГ17-39
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крассети" о признании не действующим в части приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 26 декабря 2016 N 676-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" в части установления тарифа для расчетов между филиалом ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Красноярскэнерго" и ООО "Крассети" (пункт 195 приложения N 5), по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Крассети" на решение Красноярского краевого суда от 14 июня 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя административного истца - Бушмина В.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Крассети" обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим в части приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 26 декабря 2016 N 676-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" в части установления тарифа для расчетов между филиалом ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Красноярскэнерго" и ООО "Крассети" (пункт 195 приложения N 5).
Решением Красноярского краевого суда от 14 июня 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Представители Региональной энергетической комиссии Красноярского края, ПАО "МРСК Сибири", извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя лица, участвующего в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
Согласно части 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями, не указанными в абзаце пятом данной нормы, с 1 января 2012 года, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций.
Согласно пункту 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят регулируемые цены (тарифы), предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности), в том числе индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.
Из материалов дела следует, что ООО "Крассети" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края. В отношении общества применяется метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на период 2016-2020 гг.
ООО "Крассети" обратилось в Комиссию с заявлением от 8 декабря 2015 г., представив соответствующие материалы, по результатам рассмотрения которых открыто дело об установлении тарифов на долгосрочный период регулирования 2016-2020 гг.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования, пункту 8 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э, на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Пунктом 40 приложения N 4 к приказу РЭК Красноярского края от 29 декабря 2015 г. N 640-П "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 16.12.2011 N 563-п "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" для общества утверждены долгосрочные параметры регулирования на период 2016-2020 гг.
Пунктом 40 приложения N 3 к приказу Комиссии от 29 декабря 2015 г. N 643-П "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2011 N 565-п "Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края" административному истцу установлена необходимая валовая выручка на период регулирования 2016-2020 гг.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "Крассети" и филиалом ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" установлены на 2016 год приказом РЭК Красноярского края от 29 декабря 2015 г. N 647-П (пункт 195 приложения).
Согласно пункту 38 Основ ценообразования и пункту 9 названных Методических указаний в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования.
Из протокола заседания правления РЭК Красноярского края от 26 декабря 2016 г. N 104 следует, что на очередной финансовый год долгосрочного периода регулирования (2017 г.) РЭК Красноярского края осуществила корректировку необходимой валовой выручки ООО "Крассети", в приказ Комиссии от 19 декабря 2011 г. N 565-п внесены соответствующие изменения (приказ от 26 декабря 2016 г. N 673-п) и установила индивидуальные тарифы (приказ от 26 декабря 2016 г. N 676-п).
Судебная коллегия отмечает, что внесение приказом РЭК Красноярского края от 30 мая 2017 г. N 42-п исправлений технических ошибок в приказе от 29 декабря 2015 г. N 647-п по существу не изменяет долгосрочный период регулирования, определенный для общества (2016-2020 гг.), и не изменяет индивидуальные тарифы, установленные оспариваемым приказом от 26 декабря 2016 N 676-п.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
В силу пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), орган регулирования устанавливает единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации, для расчета которых на каждом уровне напряжения суммируются необходимые валовые выручки всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения, а также индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций.
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Из пункта 52 Методических указаний N 20-э/2 следует, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.
Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок: ставки на содержание электрических сетей в расчете на MBA (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям; ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт ч без разбивки по напряжениям.
В случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций.
При этом необходимая валовая выручка любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
Из материалов дела следует, что индивидуальные тарифы на 2017 год рассчитаны РЭК Красноярского края с соблюдением пунктов 49, 52 Методических указаний N 20-э/2.
Согласно расчету органа регулирования у ООО "Крассети" выявлен излишек средств, относимый на содержание электрических сетей (положительная разница между тарифной выручкой и необходимой валовой выручкой на содержание электрических сетей) в размере 24 550, 12 тыс. руб., а также излишек средств, относимый на потери электроэнергии (положительная разница между тарифной выручкой и необходимой валовой выручкой на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях) в размере 6 900,05 тыс. руб. Выявленные излишки средств распределены Комиссией в пользу смежной сетевой организацией ПАО "МРСК Сибири" посредством установленных индивидуальных тарифов.
Доказательств необоснованного изменения установленных на 2017 год индивидуальных тарифов в сторону увеличения регулируемой организацией не представлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 14 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крассети" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 ноября 2017 г. N 53-АПГ17-39
Текст определения официально опубликован не был