Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 ноября 2017 г. N 3-АПГ17-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Коми тепловая компания" о признании недействующим приказа Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 16 декабря 2016 г. N 12/36-Т "О внесении изменения в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2016 N 42/89 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности АО "Коми тепловая компания" (Сысольский филиал) для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов и о тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО "Коми тепловая компания" (Сысольский филиал) потребителям Республики Коми", принятии нового нормативного правового акта по апелляционной жалобе акционерного общества "Коми тепловая компания" на решение Верховного Суда Республики Коми от 16 июня 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей административного истца - Гелей А.Б., Колегова Е.И., представителя административного ответчика - Апраксина А.В., свидетеля Симоненко А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С.., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Коми тепловая компания" обратилось в Верховный Суд Республики Коми с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 16 декабря 2016 г. N 12/36-Т "О внесении изменения в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2016 N 42/89 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности АО "Коми тепловая компания" (Сысольский филиал) для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов и о тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО "Коми тепловая компания" (Сысольский филиал) потребителям Республики Коми", принятии нового нормативного правового акта.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 16 июня 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов. Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71-75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.
Из материалов дела следует, что регулирование тарифов на тепловую энергию (мощность) на основе долгосрочных параметров регулирования осуществляется для общества с 2016 года, долгосрочный период определен с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г.; на 2015 год тарифы устанавливались методом экономически обоснованных расходов.
АО "Коми тепловая компания" 29 апреля 2016 г. представило заявление и материалы для корректировки тарифов в сфере теплоснабжения на второй год долгосрочного периода регулирования - 2017 год.
Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 16 декабря 2016 г. N 12/36-Т "О внесении изменения в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2016 N 42/89 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности АО "Коми тепловая компания" (Сысольский филиал) для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов и о тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО "Коми тепловая компания" (Сысольский филиал) потребителям Республики Коми", для Сысольского филиала общества с использованием метода индексации установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Республики Коми.
АО "Коми тепловая компания" считает неправильным расчет Службой по тарифам затрат на топливо (мазут).
Из материалов дела следует, что согласно Положению АО "Коми тепловая компания" о закупках товаров, работ и услуг приобретение продукции осуществляется на конкурентной основе: путем проведения торгов (конкурс, аукцион); без проведения торгов (запрос предложения, закупка у единственного поставщика).
В качестве доказательства расчетной цены на топливо обществом представлен договор, заключенный с ПКП "Мобойл" от 8 августа 2016 г. N 565 ЕП-КТК/2016/299, содержащий условие поставки топлива с августа 2016 г. по май 2017 г.
Поскольку договор заключен не по результатам торгов, у органа регулирования отсутствовали основания для применения подпункта "б" пункта 28 Основ ценообразования. В порядке определения плановых значений расходов в соответствии с очередностью использования цен Служба по тарифам обоснованно рассчитала названные затраты на основании подпункта "в" пункта 28 Основ ценообразования.
По мнению административного истца, при корректировке необходимой валовой выручки на 2017 год орган регулирования необоснованно исключил из расчета расходы по статье "Оплата труда" в размере 48 555,76 тыс. руб., заявленные обществом как экономия за 2015 год.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях.
На основании пункта 49 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования по формуле 20, одним из показателей которой является альфаРез_i - величина, учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и определенная на i-й год в соответствии с пунктом 42 Методических указаний.
Названная величина рассчитывается по формуле 13 согласно пункту 42 Методических указаний и предусматривает возможность учета экономии от снижения потребления только в отношении энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя. Такая экономия определяется в соответствии с пунктом 31 Методических указаний и может быть достигнута регулируемой организацией до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, если не истек 5-летний срок, в течение которого экономия должна быть сохранена за регулируемой организацией.
Ссылка общества на пункты 43, 44 Методических указаний относительно оснований возникновения и расчета экономии операционных расходов является несостоятельной, так как порядок определения операционных расходов применяется для расчета долгосрочных тарифов, а в 2015 году регулируемой организации долгосрочные тарифы не устанавливались. Подтверждение реализации обществом плана проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, возникновения заявленной экономии от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды, теплоносителя - в материалах дела отсутствует.
Доказательств того, что предложенная обществом сумма является недополученным доходом, общество также не представило.
В связи с изложенным расчет органа регулирования выполнен в соответствии с действующим законодательством.
По мнению административного истца, орган регулирования произвел неверный расчет стоимости электроэнергии.
Согласно пункту 61 Основ ценообразования расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя включаются в необходимую валовую выручку в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34-38 и 66 Основ ценообразования.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.
Судом апелляционной инстанции установлено, что органом регулирования при расчете тарифов на первое полугодие 2017 года учтены затраты по статье "электрическая энергия" исходя из плановых цен на электрическую энергию (мощность) на 2016 год для категории "прочие потребители" в порядке подпункта "а" пункта 28 Основ ценообразования (приказ Службы Республики Коми по тарифам от 20 октября 2016 г. N 42/13 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Коми энергосбытовая компания" покупателям на территории Республики Коми, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей"), которым тарифы для сбытовой организации установлены с 1 ноября по 31 декабря 2016 г.).
На второе полугодие 2017 года Служба по тарифам рассчитала плановые цены на электрическую энергию исходя из плановых цен на первое полугодие 2017 г. с учетом применения индекса роста цен на электроэнергию на розничном рынке для всех категорий потребителей (106,5%) согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, одобренному на заседании Правительства Российской Федерации 13 октября 2016 г., что соответствует подпункту "в" пункта 28 Основ ценообразования.
На момент корректировки необходимой валовой выручки в части расходов на приобретение энергетических ресурсов решение об установлении тарифов на электрическую энергию на 2017 год для сбытовой организации - ОАО "Коми энергосбытовая компания" - органом регулирования еще не принималось. Приказ об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Коми энергосбытовая компания" покупателям на территории Республики Коми, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, принят 22 декабря 2016 г. (N 16/11-Т), то есть после принятия оспариваемого приказа от 13 декабря 2016 г. N 10/14-Т, в связи с чем применимый органом регулирования расчет является допустимым.
Основания для включения в состав необходимой валовой выручки ранее не учтенных экономически обоснованных расходов, понесенных регулируемой организацией, предусмотрены пунктом 13 Основ ценообразования.
При несоответствии плановых расходов фактическим по итогам 2016 года возникшая разница будет учтена при установлении тарифов на 2018 год.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 16 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Коми тепловая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 ноября 2017 г. N 3-АПГ17-7
Текст определения официально опубликован не был