Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 ноября 2017 г. N 16-АПГ17-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению муниципального казенного предприятия "Тепловые сети" городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании недействующим приказа Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 24 ноября 2015 г. N 49/40 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям муниципального казенного предприятия "Тепловые сети" городского округа город Волжский Волгоградской области на 2016-2018 годы" по апелляционной жалобе муниципального казенного предприятия "Тепловые сети" городского округа - город Волжский Волгоградской области на решение Волгоградского областного суда от 8 июня 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя муниципального казенного предприятия "Тепловые сети" городского округа - город Волжский Волгоградской области Коблевой Е.Н., представителя Комитета тарифного регулирования Волгоградской области - Анциперова В.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
муниципальное казенное предприятие "Тепловые сети" городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - МКП "Тепловые сети", предприятие) обратилось в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Комитета тарифного регулирования Волгоградской области (далее - Комитет) от 24 ноября 2015 г. N 49/40 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям муниципального казенного предприятия "Тепловые сети" городского округа город Волжский Волгоградской области на 2016-2018 годы" в части установления тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям поселка Краснооктябрьский городского округа - город Волжский Волгоградской области на 2016 год (пункт 1 приложения N 2 к приказу).
Решением Волгоградского областного суда от 8 июня 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МКП "Тепловые сети" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.
Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71-75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.
МКП "Тепловые сети" является теплоснабжающей организацией, оказывающей услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению потребителям п. Краснооктябрьский города Волжского и услуги по теплоснабжению потребителям о. Зеленый и п. Паромный.
Оспариваемым нормативным правовым актом для предприятия установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям (без НДС) с календарной разбивкой с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. В отношении предприятия применен метод индексации.
При применении для населения тарифа ниже экономически обоснованного компенсация выпадающих доходов теплоснабжающим организациям осуществляется из областного бюджета в установленном порядке в соответствии с Законом Волгоградской области от 28 декабря 2015 г. N 227-ОД "О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Волгоградской области в 2016 году". Для МКП "Тепловые сети" утверждены льготные тарифы для группы потребителей "население" с компенсацией выпадающих доходов за счет средств бюджета Волгоградской области.
Расходы на оплату труда Комитет принял в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 28 апреля 2014 г. N 103-э/5 "О рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, между МКП "Тепловые сети" и Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области (N ФСТ-1843-31 и ФСТ-1844-31 от 28.01.2014)".
Так, согласно пункту 1 названного приказа признаны экономически обоснованными расходы на оплату труда в размере 12 714,45 тыс. руб. Пунктом 3 приказа органу регулирования поручено установить тарифы на тепловую энергию, поставляемую МКП "Тепловые сети", на 2014-2016 гг. с учетом пункта 1 приказа.
При расчете названных расходов административный ответчик применил индекс инфляции - индекс потребительских цен, равный 107,4% согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Комитет в том числе руководствовался действовавшим на момент установления тарифов абзацем третьим пункта 3 Правил установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций, согласно которому при первом применении метода индексации установленных тарифов отношение базового уровня операционных расходов к сумме соответствующих расходов, учтенных в тарифах регулируемой организации в предшествующем расчетном периоде регулирования, не может превышать индекс потребительских цен в среднем за год по отношению к предыдущему году в соответствии с базовым вариантом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренного Правительством Российской Федерации (с учетом планируемого изменения количества активов и объема реализуемых товаров (услуг) регулируемой организацией в году, на который устанавливается базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов, по сравнению с предшествующим расчетным периодом регулирования, за исключением размера операционных расходов текущего года и прошлых лет, подтвержденных органом регулирования, в том числе по результатам рассмотрения разногласий и (или) обжалования в установленном законодательством Российской Федерации порядке, учитываемых органом регулирования при установлении тарифов на последующие периоды).
При регулировании тарифов на 2016 год величина операционных расходов установлена Комитетом на максимально допустимом уровне. Дополнительный учет операционных расходов приведет к нарушению абзаца третьего пункта 3 названных Правил.
Расходы на аренду не учтены Комитетом, поскольку предприятие не представило их документальное обоснование. В частности, отсутствовали расчет арендной платы, пояснения по арендным платежам, обоснование необходимости аренды электрических сетей и газопровода для осуществления теплоснабжения, документы, подтверждающие первоначальную стоимость арендованного имущества и срок его полезного использования; договора аренды не содержали сведений, позволяющих определить экономически обоснованный размер арендной платы в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 7 ноября 2016 г. N 1559/16 в удовлетворении требований МКП "Тепловые сети" по заявлению предприятия от 5 февраля 2016 г. N 15302/16, в том числе относительно расходов на оплату труда и расходов на аренду, отказано по мотивам, изложенным в протоколе заседания Правления Федеральной антимонопольной службы от 1 ноября 2016 г. N 17-32/2016.
Доводам предприятия судом первой инстанции дана надлежащая оценка. Доказательств, опровергающих выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, административным истцом не представлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Волгоградского областного суда от 8 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного предприятия "Тепловые сети" городского округа - город Волжский Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 ноября 2017 г. N 16-АПГ17-6
Текст определения официально опубликован не был