Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Эксперт Групп" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" (далее - Заказчик) при проведении АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ объекта: "Строительство канализационных очистительных сооружений "Южные", г. Севастополь" (номер извещения 0874200000617000226) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок, а также неправомерно установлены излишние, противоречивые требования к товарам и требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели результатов испытаний товаров.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www. zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) -27.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 852 880 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 13.12.2017;
5) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки, которая признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся;
7) победителем Аукциона признано АО НПП "Биотехпрогресс".
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок, а также неправомерно установлены излишние, противоречивые требования к товарам и требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели результатов испытаний товаров.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
По мнению Заявителя, Заказчиком в приложении 5 технического задания документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели результатов испытаний товаров, например, как: "Испытательное давления не должно быть более 28 бар; скорость отверждения за 2 часа должна быть более 20 мм; образование поверхности пленки должно быть ранее 20 мин.; овальность арматурного проката не должна быть более 2,4 мм; показатель кислотности должен быть (pH) должен быть нейтральным; время пылесухости должно быть более 20 мин.; кабели должны быть стойки к воздействию повышенной относительной влажности воздуха до 98% при температуре окружающей среды до плюс 35оС; кабели должны выдерживать постоянное; переменное напряжение 3; 3,5; 7,2; 8,4 кВ продолжительностью 10 мин.; номинальная нагрузка должна быть 15 кН; средняя плотность бетона должна быть 1800; 2000; 2400 кг/м3 и другие".
Согласно жалобе Заявителя, вышеуказанные показатели определяются по результатам испытаний конкретной партии товаров, в следствие чего не представляется возможным надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены следующие показатели товаров, такие как:
"Бетон тяжелый. Марка бетона по истираемости должна быть G1; G2; G3, классификация по истираемости должен быть высокой истираемости; средней истираемости; низкой истираемости. Должен быть средней водонепроницаемости; низкой водонепроницаемости; марка бетона по водонепроницаемости должна быть W2; W4; W6; W8; W10; W12.
Горячекатаная арматурная сталь. Марка стали должна быть Ст3сп; Ст3пс; Ст3кп, степень раскисления должна быть полуспокойная/спокойная/кипящая.
Трубы стальные. Марка стали должна быть Ст3кп;20;09Г2;10; Ст2сп;10Г2;30ХГСА; Ст08пс; Ст3сп;10пс; Ст2пс. Вид труб должны быть горячедеформированные; холоднодеформированные; электросварные; электросварные холоднодеформированные; электросварные горячекалиброванные; печной сварки.
Сталь листовая. Характер кромки должна быть обрезная; необрезная. Характер кромки должен быть О; НО", поскольку указанные показатели товаров являются излишними, противоречащими друг другу, в следствие чего не представляется возможным надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Также, по мнению Заявителя, Заказчик излишне детализирует объект закупки включая в документацию об Аукционе избыточные требования к техническим характеристикам отдельных товаров (материалов), предполагаемых к использованию при выполнении работ, такие как: "п. 111 "Винты с полукруглой головкой", п. 124 "Винты самонарезающие", п. 142 "Болты с гайками шайбами", 146 "Винты с полукруглой головкой", п. 151 "Винты самонарезающие", п. 154 "Винты с шестигранной уменьшенной головкой с фланцем с мелким шагом резьбы".
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что указанные показатели, товары являются потребностью Заказчика, а также не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем в жалобе не представлено доказательств, однозначно подтверждающих, что вышеуказанные показатели товаров являются излишними, избыточными, противоречащими друг другу, а также относятся к результатам испытаний товара, в следствие чего не представляется возможным надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Также, по мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы документов и сведений, подтверждающих, что инструкция по заполнению участниками аукциона первой части заявки препятствует надлежащему оформлению заявок участниками, чем ограничивает их количество не представил, в связи с чем, указанный довод своего подтверждения не нашел.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией выявлено следующее нарушение Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1552 "Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Постановление Правительства N 1552) утверждены правила казначейского сопровождения средств в валюте российской федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Правила казначейского сопровождения).
Пунктом 2 Правил казначейского сопровождения установлено, что казначейское сопровождение осуществляется в отношении целевых средств, предоставляемых на основании, в том числе контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемых федеральными бюджетными или автономными учреждениями на сумму более 100000 тыс. рублей, источником финансового обеспечения которых являются субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - контракт учреждения).
Пунктом 7 Правил казначейского сопровождения установлено, что при казначейском сопровождении целевых средств в государственные контракты, контракты учреждений, договоры, соглашения включаются следующие условия: а) запрет на перечисление целевых средств: в качестве взноса в уставный (складочный) капитал другого юридического лица, вклада в имущество другого юридического лица (дочернего общества юридического лица), не увеличивающего уставный (складочный) капитал данного юридического лица (дочернего общества юридического лица), если нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления целевых средств, не предусмотрена возможность их перечисления указанному юридическому лицу (дочернему обществу юридического лица) на счета, открытые ему в учреждении Центрального банка Российской Федерации, в кредитной организации (далее - банк); в целях размещения средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты, если федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также актами Правительства Российской Федерации, принимаемыми в отношении средств, указанных в подпункте "б" пункта 16 Правил казначейского сопровождения, не установлено иное (с последующим возвратом указанных средств на лицевые счета для учета операций неучастника бюджетного процесса, включая средства, полученные от их размещения); на счета, открытые в банке юридическому лицу, за исключением: оплаты обязательств юридического лица в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации; оплаты обязательств юридического лица по оплате труда с учетом начислений и социальных выплат, иных выплат в пользу работников, а также выплат лицам, не состоящим в штате юридического лица, привлеченным для достижения цели, определенной при предоставлении целевых средств; оплаты обязательств организаций кинематографии и некоммерческой организации, учредителем которой выступает Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации, основными целями деятельности которой является поддержка отечественной кинематографии, повышение ее конкурентоспособности, обеспечение условий для создания качественных фильмов, соответствующих национальным интересам, и популяризация национальных кинофильмов в Российской Федерации (далее - организации кинематографии), при условии представления решения, подписанного руководителем (иным уполномоченным лицом) соответствующего главного распорядителя средств федерального бюджета, осуществляющего предоставление субсидий организации кинематографии, с указанием суммы средств, подлежащих перечислению на счет, открытый в банке данной организации, а также направлений расходования указанных средств, соответствующих цели, определенной при их предоставлении; оплаты фактически выполненных юридическим лицом работ, оказанных услуг, поставленных товаров, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при условии представления документов, подтверждающих факт выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, предусмотренных порядком санкционирования целевых средств, иных документов, предусмотренных государственными контрактами, контрактами учреждений, договорами, соглашениями или нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления целевых средств; возмещения произведенных юридическим лицом расходов (части расходов) при условии представления документов, указанных в абзаце восьмом настоящего подпункта, и копий платежных поручений, реестров платежных поручений, подтверждающих оплату произведенных юридическим лицом расходов (части расходов); на счета, открытые в банках юридическим лицам, заключившим с юридическим лицом - получателем субсидии (бюджетных инвестиций) договоры в рамках исполнения соглашений, условиями которых предусмотрены авансовые платежи, за исключением договоров: заключаемых в целях приобретения услуг связи, коммунальных услуг, электрической энергии, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на печатные издания, аренды, а также в целях осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих юридическим лицам инженерных сетей, коммуникаций, сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности; заключаемых с федеральными бюджетными или автономными учреждениями;
б) обязанность открыть юридическим лицам лицевые счета для учета операций не участников бюджетного процесса в территориальных органах Федерального казначейства в целях осуществления операций с целевыми средствами в соответствии с Правилами казначейского сопровождения;
в) представление в территориальные органы Федерального казначейства, государственному заказчику, учреждению, указанному в подпункте "в" пункта 2 Правил казначейского сопровождения, сведений об исполнителях (соисполнителях) государственных контрактов, контрактов учреждения, соглашений в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
г) представление в территориальные органы Федерального казначейства документов, предусмотренных порядком санкционирования целевых средств;
д) указание в договорах, платежных и расчетных документах (за исключением платежных и расчетных документов на оплату государственных контрактов, контрактов учреждений, договоров, соглашений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну) и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, идентификатора государственного контракта, контракта учреждения, соглашения, порядок формирования которого установлен Федеральным казначейством;
е) иные условия, определенные актами Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона.
Изучив положения проекта государственного контракта документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что в проекте контракта не установлены вышеуказанные положения, предусмотренные пунктом 7 Правил казначейского сопровождения.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Эксперт Групп" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленному нарушению выдано на основании решения от 18.12.2017 по делу N К-1734/17, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения по делу от 18.12.2017 N К-1734/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.