Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к информационному письму
от 27.12.2017 N ИН-014-12/64
Вольфсбергская группа
Руководство по Программе обеспечения соответствия требованиям законодательства по противодействию взяточничеству и коррупции
1. Вступление
Ряд национальных и международных организаций, в том числе Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Организация объединенных наций (ООН) принимают меры противодействия взяточничеству и коррупции в государственном и частном секторах в странах по всему миру. Исходя из необходимости участия всех слоев общества, в том числе сектора финансовых услуг, в обеспечении эффективности мер противодействия взяточничеству и коррупции, Вольфсбергской группой*(1) было доработано Руководство по вопросам противодействия взяточничеству и коррупции в предыдущей редакции 2011 года.
Настоящий документ подготовлен для использования в качестве руководства по разработке, внедрению и обеспечению эффективного функционирования Программы обеспечения соответствия требованиям законодательства по противодействию взяточничеству и коррупции для более широкого сектора финансовых услуг в дополнение к существующим методическим рекомендациям, опубликованным органами власти в юрисдикциях, на территории которых финансовая организация осуществляет свою деятельность. Основной целью настоящего Руководства является содействие формированию культуры этических норм ведения бизнеса и соответствию требованиям законодательных и нормативно-правовых актов в сфере противодействия взяточничеству и коррупции. Руководство было разработано совместно с Базельским институтом управления и при содействии "Трансперенси Интернэшнл".
2. Сфера применения*(2)
В настоящем Руководстве рассматриваются, главным образом, вопросы коррупции в форме взяточничества, которое, как правило, определяется как деяние, предполагающее предложение, обещание, просьбу, принятие или передачу каких-либо материальных ценностей напрямую или через посредников физическому лицу или самим физическим лицом с целью неправомерного воздействия, влияния или поощрения результатов работы подразделения или направления деятельности. Взяточничество может возникать в контексте коммерческих договоренностей или представлять собой злоупотребление государственной должностью или полномочиями в интересах личного обогащения с целью получения, сохранения или управления бизнесом или с целью ненадлежащего использования какого-либо иного преимущества при ведении бизнеса.
В настоящем Руководстве рассматриваются вопросы коррупции с учетом следующего:
- Во-первых, подчеркивается значение применения риск-ориентированного подхода к разработке и внедрению Программы обеспечения соответствия требованиям законодательства по противодействию взяточничеству и коррупции, и противодействию коррупции;
- Во-вторых, даются рекомендации в отношении возможного применения финансовыми организациями внутренних мер с целью поддержания самых высоких стандартов профессиональной добросовестности собственными сотрудниками и третьими сторонами, оказывающими соответствующие услуги от имени и по поручению этих финансовых организаций.*(3)
3. Риск-ориентированный подход
Вольфсбергская группа руководствуется принципами риск-ориентированного подхода при разработке и внедрении Программ обеспечения соответствия требованиям законодательства по противодействию взяточничеству и коррупции. Такая Программа должна быть составлена с учетом мероприятий, направленных на эффективное предотвращение и выявление случаев коррупции. Для достижения вышеуказанной цели финансовым организациям, при необходимости, следует периодически проводить оценку своей деятельности, своих продуктов и услуг, а также выявлять риски, присущие их деятельности, и внедрять принципы, правила и средства контроля, соразмерные выявленным рискам.
В соответствии с приведенными далее примерами риски взяточничества, как правило, возрастают для финансовых организаций при реализации бизнес-возможностей, создаваемых со стороны государственных органов или крупных корпоративных клиентов, а не клиентов, выступающих в своих собственных интересах (например, частных состоятельных клиентов), или при предоставлении каких-либо преимуществ (выгоды) государственным органам или крупным корпоративным клиентам.*(4) Финансовым организациям следует проводить оценку своих рисков с учетом специфики их структуры и операционной деятельности.
4. Компоненты Программы обеспечения соответствия требованиям законодательства по противодействию взяточничеству и коррупции ("Программа")
Поскольку ни одна Программа не способна полностью устранить коррупцию или защитить от нее, при этом не существует универсальной Программы, настоящее руководство призвано помочь всем финансовым организациям снизить риски взяточничества и коррупции.*(5)
- Корпоративное управление: надзор за реализацией Программы финансовой организацией должен осуществляться руководством высшего звена, администрирование Программы - лицом, наделенным достаточными полномочиями, обладающим профессиональными знаниями и опытом и располагающим соответствующими ресурсами; утверждать программу должен Совет директоров или равнозначный орган (Раздел 5).
- Общекорпоративная политика: письменные принципы и правила, которые:
-- запрещают обещание, предложение, передачу, требование или получение любых материальных ценностей напрямую или через посредников с привлечением третьих сторон, в случае, если они осуществляются с помощью неправомерных методов, направленных на оказание влияния на принятие каких-либо решений или получение преимущества (Раздел 6.1)*(6);
-- запрещают фальсификацию или сокрытие бухгалтерских книг, записей или финансовой отчетности, связанных с ведением деятельности компании, ее клиентами, поставщиками или другими бизнес-партнерами (Раздел 6.2);
-- определяют и устанавливают повышенный риск взаимодействия с государственными должностными лицами (Раздел 6.3);
-- обеспечивают сотрудников возможностью направлять сообщения об известных им фактах взяточничества на условиях анонимности и защищают интересы работников. В отношении таких работников не могут быть применены дисциплинарные взыскания (Раздел 6.4);
-- информируют работников о возможных последствиях несоблюдения требований законодательства (Раздел 6.1);
-- обеспечивают значительную заинтересованность со стороны руководства высшего звена, а также членов Совета директоров, которая закрепляется в соответствующем официальном заявлении компании;
- Создание системы внутреннего контроля: риск-ориентированные механизмы контроля должны быть направлены на снижение коррупционных рисков, связанных с:
-- привлечением сторонних организаций, в том числе организаций-посредников (Раздел 7);
-- осуществлением инвестиций в качестве основного участника и поглощений подконтрольных фондов/совместными предприятиями, т.е. финансовая организация или подконтрольный фонд выступает в качестве основного участника (Раздел 8);
-- передачей каких-либо материальных ценностей (Раздел 9):
- подарки и представительские расходы (напр., питание, культурно-развлекательные мероприятия, транспортное обслуживание, проживание, обучение и конференции);
- благотворительные пожертвования и взносы на политические цели;
- рекламная спонсорская помощь;
- трудовая деятельность и опыт работы (например, стажировки);
- Оценка рисков: любая финансовая организация должна на регулярной основе проводить оценку характера и степени присущих ей рисков, возникающих в связи с возможными случаями взяточничества и коррупции, которым такая финансовая организация подвержена, а также эффективности механизмов контроля, направленных на снижение этих рисков (Раздел 10);
- Обучение и информированность: информирование о Программе посредством внедрения принципов, правил и методических указаний, а также проведение риск-ориентированного обучения соответствующих работников и привлекаемой третьей стороны (Раздел 11);
- Мониторинг соблюдения требований механизмов контроля: финансовая организация должна внедрять соответствующие механизмы в целях подтверждения и контроля соблюдения принципов и правил компании. В случае обнаружения факта нарушения, выявленные недостатки должны быть устранены, а механизмы контроля доработаны (Раздел 12);
- Коррупционные риски, связанные с клиентами: отдельные клиенты или определенные виды обязательств клиентов могут создавать для финансовой организации дополнительные правовые или репутационные риски, которые следует учитывать. Управление такими рисками следует осуществлять в рамках соответствующей структуры управления (Раздел 13).
5. Корпоративное управление
Основная задача корпоративного управления при соблюдении требований антикоррупционного законодательства состоит в создании и обеспечении функционирования Программы, которая устанавливает стандартный режим работы, обеспечивающий реализацию культуры этических норм ведения бизнеса и соблюдение нормативно-правовых требований антикоррупционного законодательства.
5.1 Распределение функций и сфер ответственности
С целью обеспечения эффективности структуры корпоративного управления функции и зоны ответственности следует распределить следующим образом:
Руководство высшего звена: руководители высшего звена компании должны отвечать за надзор за реализацией Программы, при этом компания должна выделять ресурсы в достаточном объеме для обеспечения надлежащего уровня эффективности ее операционной деятельности. Необходимо регулярно корректировать Программу, а также представлять отчетность о существенных проблемах Исполнительному совету или равнозначному органу, а также Совету директоров или соответствующему комитету Совета директоров.
Руководство Программой: реализация Программы должна осуществляться независимым подразделением финансовой организации, располагающим экспертами с необходимой профессиональной квалификацией и опытом и наделенным соответствующими полномочиями. Такое подразделение должно быть частью функции контроля, например, функции по обеспечению соблюдения требований законодательства ("комплаенс"), правовой функции или функции управления рисками.
Направления деятельности/Корпоративные функции: персонал, занятый в основной деятельности финансовой организации, должен в первую очередь отвечать за обеспечение соблюдения установленных требований Программы.
5.2 Внутренняя отчетность
Необходимо обеспечить представление актуальных данных руководству высшего звена компании с целью оказания содействия в их оценке эффективности Программы. Отчеты руководству должны включать в себя:
- сведения о результатах работы по внедрению и обеспечению функционирования Программы, в том числе ключевые показатели эффективности/количественные показатели;
- сведения о существенных отклонениях в поведении сотрудников от принципов и правил корпоративной политики компании (например, правил, касающихся обмена подарками и знаками делового гостеприимства);
- информацию по обязательствам организаций-посредников, представляющих повышенные риски;
- информацию об актуальных изменениях нормативно-правовой базы;
- актуальные сведения о результатах любых внутренних проверок в отношении Программы (например, аудиторских проверок, проверок соблюдения требований законодательства);
- сведения об иных существенных проблемах, например, связанных с обязательной отчетностью или сообщениями о фактах взяточничества и коррупции среди должностных лиц, работников или привлекаемых третьих лиц.
Отчет о результатах существенных внутренних расследований в отношении предполагаемых фактов коррупции также должен быть представлен руководству высшего звена по согласованию с Юридическим департаментом финансовой организации в соответствии с установленным порядком.
Помимо этого, до сведения Совета директоров или комитета Совета директоров финансовой организации на регулярной основе должна доводиться актуальная информация в отношении эффективности Программы, а также любых существенных вопросов, требующих внимания Совета директоров.
5.3 Независимая оценка
Для финансовых организаций большое значение имеет проведение оценки и проверки структуры механизмов внутреннего контроля с целью определения их эффективности. В связи с этим осуществление проверки и подтверждение эффективности Программы должны быть поручены независимому подразделению, например, подразделению внутреннего аудита или специальной группе по проверке механизмов внутреннего контроля, которое действует независимо от руководителя Программы. Также можно рассмотреть возможность проведения проверки и определения эффективности Программы внешними организациями (например, аудиторской или юридической компанией).
6. Корпоративная политика
6.1 Запрет взяточничества
Принципы Антикоррупционной политики (далее - Политика) должны применяться в рамках всей компании и отражать позицию абсолютной нетерпимости к взяточничеству, а также налагать запрет на стимулирующие платежи (вознаграждение за упрощение формальных процедур).*(7) При этом данная Политика должна руководствоваться "посылом сверху" руководителей высшего звена, а также членов Совета директоров, и служить основой для всех соответствующих антикоррупционных стандартов и процедур.*(8) Политика компании, официальное заявление компании о Кодексе корпоративного поведения/корпоративной этики или соответствующие методические руководства должны предусматривать положение о личной ответственности каждого сотрудника за защиту своей финансовой организации, ее репутации и самих себя от рисков, возникающих в связи с взяточничеством и коррупцией, а также описание возможных последствий нарушения требований законодательства.
Принципы и правила Политики должны соблюдаться всеми подразделениями фронт-, мидл- и бэк-офиса, в том числе сотрудниками финансового, налогового, операционного и кадрового подразделений, при этом соответствующая информация должна быть максимально доступна. В рамках Политики должны рассматриваться вопросы, связанные с потенциальными рисками взяточничества и коррупции, возникающими в таких департаментах, как департамент корпоративных отношений, департамент маркетинга, департамент спонсорских проектов, департамент административно-хозяйственного обеспечения, департамент развития бизнеса, департамент корпоративных объектов недвижимости и закупок, особенно учитывая их тесное взаимодействие с внешними поставщиками и провайдерами услуг. Отдельные временные работники, сторонние провайдеры услуг, организации-подрядчики и иной персонал, в силу закрепленных за ними функций, могут также попадать под действие настоящего документа.
6.2 Данные учета и отчетности
Антикоррупционная политика должна предусматривать запрет на ненадлежащее ведение бухгалтерского учета или сокрытие полной и достоверной информации о финансовой деятельности. Сотрудники фронт-, мидл- и бэк-офиса разделяют ответственность за достоверность документального оформления передачи любых материальных ценностей, переданных клиентам, потенциальным клиентам и государственным должностным лицам, а также платежей в пользу третьих сторон и любых положительных решений, предписанных иными внутрикорпоративными принципами и правилами; при этом необходимо обеспечить прозрачность данной процедуры в целях контроля и гарантии достоверности. Финансовые организации могут также рассмотреть возможность ведения документации в отношении любых материальных ценностей, переданных клиентами, потенциальными клиентами, государственными должностными лицами и третьими сторонами. Документацию необходимо вести в соответствии с нормативно-правовыми требованиями действующего законодательства.
6.3 Государственные должностные лица
В рамках антикоррупционного законодательства государственных должностных лиц (см. определение далее), как национальных, так и иностранных, а также их представителей/агентов, относят к лицам, представляющим повышенные коррупционные риски для компаний, заинтересованных в приобретении или сохранении государственного предприятия или в обеспечении принятия решения государственными органами власти или оказании влияния на принятие такого решения (например, принятие законодательного акта, официальное разрешение надзорного органа или выдача лицензии).
Корпоративная политика финансовых организаций должна предусматривать идентификацию повышенного риска взаимодействия с государственными должностными лицами и содержать четкое определение данного понятия для выявления сопутствующих рисков сотрудниками организации. Такое определение может содержать сведения о доле государственной собственности, степени контроля или влияния на лицо, которые могут стать основанием для финансовой организации относить работников такого лица к государственным должностным лицам.
В рамках антикоррупционного законодательства понятие государственного должностного лица рассматривается в широком понимании. В этой связи финансовым организациям рекомендуется определять государственных должностных лиц как лиц, замещающих любую должность или относящихся к любому уровню в следующих типах организаций:
- национальные, региональные, местные или муниципальные государственные органы (например, исполнительные, законодательные, судебные);
- государственные компании или компании, контролируемые государством. Как правило, принято считать, что компания контролируется государством при наличии, по крайней мере, одного из следующих признаков:
-- доля участия государства составляет более 50%;
-- контрольное влияние государства на исход голосования;
-- контроль Совета директоров со стороны государства;
-- иные признаки контроля государства (например, блокирующий ("золотой") пакет акций, государственное проявление контроля);
- центральные банки;
- фонды национального благосостояния;
- международные организации, банки развития и ведомства народного здравоохранения (например, ООН, ЕС, Всемирный банк или МВФ), а также смешанные частно-государственные компании;
- королевские семьи;
- политические партии, партийные деятели и кандидаты на политический пост любого уровня.
6.4. Ведение отчетности и расследование возможных должностных нарушений
Финансовые организации должны организовать процесс получения, расследования, урегулирования и документирования сообщений о предполагаемых должностных нарушениях, в том числе фактах взяточничества и коррупции. Данная процедура должна предусматривать ведение "горячей линии" для передачи таких сообщений или наличие иных механизмов информирования, доступных для всех сотрудников и потенциально сторонних организаций, что может обеспечить анонимность направления сообщений при наличии законных оснований. Помимо этого, любая финансовая организация должна гарантировать сотрудникам, а также опубликовать информацию, согласно которой в отношении работников, добросовестно сообщивших об известных им фактах должностных правонарушений, не могут быть применены дисциплинарные взыскания.
Финансовые организации должны разработать соответствующие инструкции для лиц, ответственных за проведение расследований в отношении добросовестно представленных сообщений о возможных должностных нарушениях. Такое руководство должно предусматривать требование о соблюдении надлежащего уровня конфиденциальности на протяжении всей процедуры (принцип "действительной необходимости ознакомления") и обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства. В некоторых случаях, желательно привлекать сторонних консультантов по юридическим вопросам или вопросам бухгалтерского учета в целях оказания содействия в расследовании.
Надлежащие меры дисциплинарного взыскания должны быть приняты после установления в результате расследования факта нарушения антикоррупционного законодательства или принципов Политики. Помимо этого, финансовые организации должны принять меры по устранению вреда, нанесенного в результате такой деятельности и, при необходимости, надлежащие действия для снижения вероятности повторного возникновения таких случаев в дальнейшем.
7. Третьи стороны
Взаимодействие с третьими сторонами (в том числе организациями-посредниками, подрядчиками, разработчиками или поставщиками) может создавать различные степени риска взяточничества для финансовой организации. Риски связаны с третьими сторонами, которые совершают коррупционные платежи, действуя в интересах или по поручению финансовой организации, или передают персональные вознаграждения сотрудникам компании в обмен на полномочия, предоставленные компанией, которые могут оказать негативное воздействие на саму компанию. Помимо этого, степень возникновения ответственности для финансовой организации в связи с действиями третьей стороны может различаться в зависимости от юрисдикции; при этом она может трактоваться достаточно широко.*(9) В связи с этим финансовые организации должны руководствоваться риск-ориентированным подходом и учитывать соответствующие различия между юрисдикциями при внедрении механизмов внутреннего контроля для эффективного управления этими рисками.
7.1. Общие процедуры закупки
Финансовым организациям следует учитывать при разработке механизмов внутреннего контроля риск взяточничества, связанный с закупкой товаров и услуг. В частности, финансовые организации должны разработать и внедрить четкие инструкции в отношении отбора сторонних провайдеров услуг, а также ввести ограничения на основании оценки рисков в отношении получения любых материальных ценностей от вышеуказанных сторонних организаций сотрудниками, задействованными в процедуре отбора. В регламенте по отбору сторонних провайдеров услуг также должны быть предусмотрены вопросы в отношении возможных фактов взяточничества или рекомендации в общих анкетах по закупкам с целью оказания содействия финансовым организациям в установлении обстоятельств, при которых сторонняя организация может представлять повышенные риски взяточничества. В случае возникновения повышенного риска при заключении подобных соглашений, может потребоваться проведение расширенной процедуры комплексной проверки, осуществление надзора и внедрение соответствующих механизмов правовой защиты.
После отбора поставщика или провайдера услуг финансовая организация должна продолжить применение риск-ориентированного подхода при принятии решения в отношении внедрения предупредительных механизмов внутреннего контроля, направленных на снижение рисков, например, риск-ориентированного контроля расходов (в том числе, при необходимости, потенциальное проведение проверок), а также в отношении введения требования о периодической актуализации данных по результатам процедуры комплексной проверки и оценки рисков поставщиков и провайдеров услуг.
7.2 Организации-посредники
Отдельные третьи стороны представляют повышенные риски взяточничества. В частности, к ним относятся третьи стороны, действующие в интересах и от имени финансовой организации, в целях: 1) поиска, представления, получения или сохранения финансового или иного коммерческого преимущества или 2) получения разрешения органа государственной власти или обеспечения принятия соответствующего решения органом государственной власти (далее вместе именуемые Организации-посредники).
Организации-посредники могут создавать существенную правовую ответственность, а также репутационные риски для финансовых организаций. В этой связи необходимо обеспечить надлежащий контроль за этими организациями на протяжении всего срока действия соглашения. В соответствии с многократно выявленными фактами в рамках реализации мер надзорного реагирования платежи в пользу Организаций-посредников используются в целях передачи и сокрытия взяток государственным должностным лицам или крупным корпоративным клиентам.
В связи с возникновением вышеуказанных присущих рисков финансовые организации должны: 1) руководствоваться широким подходом к определению третьих сторон, которые следует рассматривать в качестве организаций-посредников, и 2) проводить оценку уровня риска потенциальных соглашений с целью обеспечения надлежащего уровня комплексной проверки, согласования и контроля. В рамках такой оценки следует, при необходимости, анализировать:
- бизнес-потребности и сферы действия соглашения;
- терминологию в сфере тарифной структуры/платежей (значительные "комиссионные платежи за успешное выполнение операции" или "дискреционные бонусы" являются факторами риска);
- квалификационные требования к предоставляемым услугам;
- вероятность взаимодействия с государственным должностным лицом от имени финансовой организации;
- связи с государственными должностными лицами (например, была ли организация-посредник рекомендована государственным должностным лицом или являются/являлись ли ее основные бенефициарные владельцы, директора или работники государственными должностными лицами или родственниками/близкими друзьями государственных должностных лиц);
- отраслевой коррупционный риск;
- страновой коррупционный риск;
- в случае если речь идет о лице, представившем или нашедшем третью сторону, категорию клиента, который будет представлен (например, физическое или юридическое лицо), а также существует ли какое-либо текущее взаимодействие - личное или профессиональное - с клиентом.
В зависимости от результатов оценки последующая комплексная проверка может включать:
- поиск негативных новостей, связанных с взяточничеством и коррупцией, в СМИ. В отношении организаций-посредников, представляющих повышенный уровень риска, может потребоваться информационный поиск новостей на национальном языке;
- информационный поиск по материалам судебных заседаний в рамках уголовных или гражданских судебных разбирательств, связанных с взяточничеством и коррупцией;
- анализ внутрикорпоративной политики и/или правил организации-посредника в отношении управления коррупционным риском, в том числе любых связанных учебных мероприятий;
- в случае если организация-посредник подлежит регулированию, поиск информации в государственных базах данных в отношении обвинительных приговоров, штрафных санкций и подтверждение статуса действующей лицензии.
При выявлении индикаторов риска (примеры индикаторов риска (красных флажков) приведены в Приложении А) финансовые организации должны рассмотреть возможность проведения комплексной проверки и передать вопрос на рассмотрение руководству с целью обеспечения принятия максимально взвешенного решения в отношении привлечения данной организации-посредника. Сторонние организации-посредники следует привлекать только в том случае, если основные заинтересованные лица убеждены в том, что были приняты все необходимые меры для снижения или контроля связанных рисков.
В случае если финансовая организация принимает решение о привлечении организации-посредника, предупредительные меры, направленные на снижение рисков, могут предусматривать следующее:
- обучение работников финансовой организации, отвечающих за управление отношениями с клиентами (партнерами), а также сотрудников, привлеченных организацией-посредником для реализации соглашения, при необходимости на национальном языке, а также при необходимости проведение мероприятий по последующему контролю исполнения;
- условия соглашения с заявлениями и гарантиями в сфере противодействия коррупции и взяточничеству, которые могут варьировать в зависимости от уровня коррупционного риска, присущего такому соглашению. Условия соглашения могут предусматривать:
-- запрет на все формы взяточничества и коррупции;
-- подтверждение наличия надлежащей антикоррупционной политики и правил;
-- положение о прекращении действия договора в связи с фактами взяточничества и коррупции, права на проведение проверок и/или положения, требующие достоверности данных учета и отчетности;
-- о заявление, в котором зафиксирована обязанность организации-посредника по наблюдению за ее субподрядчиками.
- информирование и официальное подтверждение ожиданий финансовой организации в сфере противодействия коррупции и взяточничеству;
- усиленный контроль за комиссионными выплатами и расходами, в том числе при необходимости потенциальные проверки;
- периодическое отслеживание негативных новостей и проверки судебных архивов с целью выявления новых проблемных вопросов, которые должны быть учтены при принятии решения о продлении соглашения.
Финансовые организации должны вести учет привлекаемых организаций- посредников, в том числе следующих данных: наименований, условий соглашения, проведенных комплексных проверок, предоставленных услуг и проведенных платежей.
8. Осуществление инвестиций в качестве основного участника и поглощений подконтрольных фондов/совместные предприятия
Ответственность за коррупционные правонарушения может возникать после реализации слияния, заключения партнерства или приобретения финансовой организацией или контролируемым финансовой организацией фондом значительной доли участия в другой компании/предприятии или совместном предприятии (далее - Объект). Как правило, преобладающее участие в уставном капитале или контроль над Советом директоров считается существенным.*(10)
Для управления риском, связанным со значительными инвестициями в Объект, финансовые организации должны:
- проводить риск-ориентированную комплексную антикоррупционную проверку таких Объектов, основных участников и партнеров совместных предприятий;
- предпринимать меры в целях обеспечения правовой защиты в отношении взяточничества и коррупции;
- осуществлять риск-ориентированный надзор за механизмами антикоррупционного контроля Объекта после поглощения (например, с помощью получения должности в Правлении компании).
Такие принципы управления рисками следует применять не только в отношении собственных инвестиций финансовой организации и присоединенных компаний, но и в отношении существенных инвестиций фондов по управлению активами, контролируемых финансовой организацией.
Риск-ориентированная комплексная антикоррупционная проверка должна быть направлена на выявление индикаторов (красных флажков) взяточничества и коррупции за прошлые и текущие периоды на протяжении разумного срока до наступления предполагаемой даты закрытия сделки. По мере возможности комплексную проверку желательно провести до начала инвестиций. В редких случаях, когда такая проверка частично или в полном объеме может быть проведена только после начала инвестиций/поглощения, финансовая организация должна предусмотреть специальную процедуру в отношении нестандартных операций. В случае принятия положительного решения в отношении осуществления инвестиций в Объект или приобретения (поглощения) Объекта без проведения комплексной антикоррупционной проверки, такую проверку необходимо провести в течение разумного срока после завершения сделки.
Объем комплексной проверки должен определяться исходя из уровня риска Объекта. В рамках риск-ориентированной антикоррупционной комплексной проверки Объекта можно учитывать ряд факторов, в том числе:
- являются ли предполагаемые основные участники инвестиций, партнеры в совместных предприятиях или члены руководящего состава государственными должностными лицами, государственными предприятиями или предприятиями, контролируемыми государством;
- связи с государственными органами власти, в том числе: предусматривает ли деятельность Объекта значительное взаимодействие с государственными должностными лицами;
- репутацию Объекта и его руководящего состава в части, касающейся соблюдения профессионально-этических норм поведения и требований законодательства;
- осуществляет ли Объект какую-либо деятельность или располагает персоналом (в отличие от специализированной финансовой структуры, предназначенной исключительно для держания финансовых инструментов, таких как обеспеченные долговые обязательства);
- войдут ли представители финансовой организации в состав Совета директоров Объекта;
- достаточность процедур по обеспечению соблюдения требований антикоррупционного законодательства, принятых Объектом, если таковые имеются*(11);
- страновой риск государств, на территории которых Объект осуществляет свою деятельность;
- отраслевой риск Объекта.
Антикоррупционная комплексная проверка должна предусматривать участие лица(лиц), независимого(ых) от предположительных руководителей и сотрудников Объекта. Выявленные индикаторы риска (красные флажки) должны быть учтены и доведены до сведения соответствующих сторон, например, соответствующего инвестиционного комитета финансовой организации или других органов, ответственных за анализ и управление предельно допустимым совокупным уровнем риска от имени финансовой организации. При обнаружении в рамках комплексной проверки реальных или предполагаемых фактов коррупции финансовая организация должна принять решение: либо привлечь стороннего эксперта по правовым вопросам для получения заключения в отношении возможных мер реагирования на выявленную проблему и/или самостоятельно проанализировать необходимость взаимодействия с соответствующими правоохранительными органами и регуляторами в отношении принятия надлежащих действий.
В дополнение к проведению комплексной проверки финансовые организации должны предпринимать меры по защите своих прав в ходе поглощения или осуществления инвестиций с помощью соответствующих механизмов правовой защиты, направленных на противодействие взяточничеству и коррупции, сфера действия которых может быть согласована в каждом отдельном случае. Положения соглашения могут предусматривать:
- заявления и гарантии (и при необходимости договорные обязательства) в отношении соблюдения требований соответствующего антикоррупционного законодательства;
- право предписывать Объекту проводить соответствующую антикоррупционную политику и процедуры, а также получать отчетность на регулярной основе;
- право на изъятие инвестиций в связи с нарушением требований антикоррупционного законодательства;
- право назначать новое руководство в случае выявления существенных нарушений;
- право проводить проверку данных учета и отчетности Объекта.
После осуществления инвестиций финансовые организации должны принять необходимые меры для обеспечения возможности предписывать (при наличии преобладающей доли в капитале или контроля над Советом директоров) или побуждать (при наличии значительной миноритарной доли участия в капитале или места в Совете директоров) Объект развивать, внедрять и обеспечивать функционирование надлежащих механизмов внутреннего контроля, направленных на противодействие взяточничеству и коррупции.
9. Материальные ценности
Риски взяточничества не ограничиваются платежами наличными денежными средствами и могут возникать в результате предложения или передачи материальных ценностей. В связи с этим Программа должна предусматривать механизмы риск-ориентированного контроля, направленные на снижение рисков, связанных со следующими видами деятельности.
9.1 Подарки и знаки делового гостеприимства
Финансовые организации вручают подарки и оказывают знаки делового гостеприимства широкому кругу заинтересованных лиц, в том числе клиентам, потенциальным клиентам, акционерам, работникам, поставщикам и, в случаях, предусмотренных законодательством, государственным должностным лицам. Такие действия, как правило, являются общепринятой практикой в случае, если они связаны с обеспечением исполнения деловых договоренностей, если они предпринимаются с целью установления и поддержания крепких деловых отношений или продвижения продуктов или услуг финансовой организации. При этом подарки и знаки делового гостеприимства не следует вручать или принимать с целью оказания неправомерного влияния (или создания видимости влияния) на получателя.
В широком понимании к знакам делового гостеприимства следует относить питание, культурно-развлекательную программу, транспортное обслуживание, размещение (в гостинице), обучение, приглашения на мероприятия и конференции. В случае отсутствия представителей принимающей финансовой организации на каком-либо мероприятии (например, финансовая организация только передает билеты на концерт илиспортивное мероприятие) знаки делового гостеприимства следует рассматривать как подарки, в отношении которых действуют различные требования законодательства, в соответствии с которыми стоимость подарка не может превышать установленные лимиты в денежном выражении (как правило, низкие).
Финансовые организации должны руководствоваться ясно сформулированными принципами и правилами в отношении передачи и получения подарков и знаков делового гостеприимства. Наличие одного или более факторов риска, указанных ниже, может определить уместность (или неуместность) подарка или знака делового гостеприимства:
- получателем подарка является государственное должностное лицо; в связи с этим на него распространяются более строгие правила в отношении получения или передачи подарков и знаков делового гостеприимства (например, письма об информационной открытости, более низкие лимиты или ограничения);
- получателем является: 1) клиент-физическое лицо (например, частный состоятельный клиент); 2) работник крупного корпоративного клиента, выполняющий определенные функции в рамках своих должностных обязанностей в интересах этого клиента (например, финансовый директор); 3) родственник или близкий друг работника крупного корпоративного клиента или 4) одновременно клиент-физическое лицо и работник крупного корпоративного клиента;
- в отношении получателя, связанного с крупными корпоративными клиентами: работодатель получателя не осведомлен о каких-либо особо ценных подарках или знаках делового гостеприимства и/или предоставлении менее стандартных преимуществ, таких как, например, продление приглашения гостям или членам семьи получателя;
- стоимость (для каждого отдельного мероприятия или совокупная) и/или периодичность вручения подарков и знаков делового гостеприимства могут, по меньшей мере, создать видимость расточительства или чрезмерной щедрости по отношению к получателю;
- подарки и знаки делового гостеприимства представляют собой скрытое вознаграждение за какую-либо деятельность или иные действия получателя, которые могут принести пользу финансовой организации или создать видимость такой пользы (например, в отношении направления деятельности, осуществленного за последнее время или запланированного).
Правила о порядке обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства должны учитывать каждый из вышеуказанных факторов риска, а также предусматривать установление определенных лимитов (пороговых значений) в целях согласования подарка (руководством предприятия и/или Юридическим отделом/Отделом нормативно-правового соответствия) и введение требований по ведению соответствующего учета. В большинстве случаев возникает необходимость в многоуровневой системе согласования, поскольку риск, связанный с передачей/получением подарков и знаков делового гостеприимства возрастает. Следует отметить, что финансовые организации должны разрабатывать механизмы риск- ориентированного контроля, предусматривающие пропорциональное распределение внимания и ресурсов вопросам обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства, которые могут представлять меньший коррупционный риск по сравнению с другими направлениями деятельности или договоренностями (например, использование организаций-посредников с целью приобретения (поглощения) предприятий).
Финансовые организации также должны предусмотреть возможность включения в свою корпоративную политику и правила положений, регламентирующих: 1) подарки в денежном выражении или платежи (которые должны быть запрещены, насколько это возможно); 2) гонорары докладчиков; в частности, это касается случаев, когда в качестве докладчика выступает государственное должностное лицо; 3) расходы, подлежащие возмещению получателем (например, командировочные расходы, связанные с размещением выпуска ценных бумаг, а также культурная программа) и 4) действия сотрудников, покрывающих за свой счет служебные расходы.
9.2 Трудовая деятельность и опыт работы
Предложения о трудоустройстве или иной оплачиваемой или неоплачиваемой работы (например, стажировки) в качестве поощрения или компенсации в целях приобретения или сохранения бизнеса, получения незаслуженного коммерческого преимущества или оказания влияния на решение государственного органа власти или действие со стороны контролирующих органов могут нарушать требования действующего антикоррупционного законодательства. В связи с этим Программа должна предусматривать риск-ориентированные процедуры в отношении приема на работу сотрудников, в частности, кандидатов по рекомендации государственного должностного лица или сотрудника клиента или потенциального клиента.
С целью пресечения неправомерного использования предложений о трудоустройстве или иной работы финансовым организациям следует предусмотреть следующее:
- единую процедуру подбора персонала;
- процедуру подбора персонала на основе соответствующей оценки, направленную на обеспечение надлежащего уровня квалификации/соответствия установленным требованиям и недопущение особого отношения к кандидатам на основании их связей с государственным должностным лицом, работником клиента или потенциального клиента. Информация в отношении указанных процедур должна быть направлена соответствующим сотрудникам;
- усиленную проверку (в том числе процедуру дополнительного согласования) в отношении кандидатов по рекомендации государственного должностного лица, сотрудника клиента или потенциального клиента, в частности, в случае если финансовая орган
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.