Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (далее - Комитет) рассмотрел в части вопросов своего ведения проект федерального закона N 176187-7 "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Согласно пояснительной записке частью 4 статьи 8.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком. Данная ответственность представляет собой административный штраф, который в соответствии с частью 1 статьи 3.5 КоАП РФ является денежным взысканием, выраженным в рублях.
В то же время в соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Лесным кодексом и другими федеральными законами не установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, подлежат регулированию КоАП РФ в части, касающейся обеспечения исполнения договорных обязательств, установления ответственности за неисполнение договорных обязательств.
Из содержания пункта 1 статьи 2, а также глав 30, 34, 36 Гражданского кодекса Российской Федерации также следует, что обязательства, возникающие в связи с исполнением договоров купли-продажи лесных насаждений, и договоров аренды, безвозмездного пользования, заключенных в отношении земельных (лесных) участков, регулируются гражданским законодательством.
В качестве обеспечения исполнения договорных обязательств пунктом 1 статьи 329 и пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления неустойки (штрафа, пени), представляющей собой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В рамках реализации данного подхода Правительство Российской Федерации принятием постановлений от 21 сентября 2015 г. N 1003 "О типовом договоре аренды лесного участка" и от 31 октября 2015 г. N 1178 "О типовом договоре купли-продажи лесных насаждений" предусмотрело использование неустойки в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и договору купли-продажи лесных насаждений соответственно.
Таким образом, после принятия указанных постановлений действующая редакция части 4 статьи 8.25 КоАП РФ устанавливает избыточную ответственность за нарушение условий договоров аренды лесного участка, купли-продажи лесных насаждений, несоразмерную экономическим последствиям соответствующих нарушений.
По мнению авторов, а также Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, принятие данного законопроекта устранит избыточность правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства.
Кроме того, указанный законопроект внесен совместно с проектом федерального закона N 176153-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений, связанных с использованием лесов", который принят Государственной думой в первом чтении 29 сентября 2017 года.
Вместе с тем, поддерживая целесообразность предполагаемых изменений в части установления единообразного подхода к составу и содержанию договорных обязательств, Комитет отмечает что, наличие ответственности за недобросовестное пользование природными ресурсами только в части установления неустойки за нарушение условий договоров аренды лесного участка, купли-продажи лесных насаждений, может повлечь за собой еще большую недобросовестность и игнорирование необходимости эффективного и рационального использования природных ресурсов.
В целях пресечения указанных противоправных действий со стороны недобросовестных пользователей Комитет считает необходимым рассмотреть вопросы усиления ответственности за недобросовестное использование природных ресурсов, в частности, расширения и ужесточения норм об ответственности, установленных КоАП РФ, а также введения уголовной ответственности за нарушение условий использования природных ресурсов.
Также Комитет обращает внимание, что в случае принятия данного законопроекта, может возникнуть недостаточность правового регулирования вопроса ответственности за недобросовестное пользование лесными ресурсами, что, по мнению Комитета, требует дополнительной проработки ко второму чтению.
Учитывая выше сказанное, Комитет концепцию законопроекта поддерживает.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.