Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 724141-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части дополнения требований к участникам закупки",
внесенному депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Свинцовым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, рассмотрев проект федерального закона N 724141-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части дополнения требований к участникам закупки", отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), дополнив перечень обязательных требований, предъявляемых к участникам закупки, новым положением об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки.
Действующей редакцией Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено право заказчика установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица. Наделение заказчика указанным правом обусловлено практикой применения Федерального закона N 44-ФЗ в случае, если при отсутствии конкуренции на соответствующем рынке единственным поставщиком является организация, сведения о которой внесены в указанный реестр.
Законопроектом также предлагается расширить перечень случаев конфликта интересов при проведении государственных и муниципальных закупок, под которым предлагается понимать случаи, при которых членом органов управления хозяйственного общества является (или в течение последних пяти лет являлся) депутат представительного органа муниципального образования, глава или заместители главы администрации муниципального образования, а также супруг (супруга) или близкие родственники перечисленных лиц в случае проведения закупки за счет средств соответствующего муниципального бюджета. Аналогичные ограничения предлагаются законопроектом и в отношении депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, его заместителей, их супруг (супруги), близкие родственники, когда закупки осуществляются за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации или местного бюджета муниципального образования, расположенного на территории этого субъекта, а также депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей федерального органа исполнительной власти и их заместителей, а также их супруг (супруги), близкие родственники.
Согласно пояснительной записке, установление таких ограничений позволит устранить злоупотребления при проведении закупок, исключить возможность создания благоприятных условий для одних участников закупки по сравнению с другими, а также будет способствовать повышению доверия к институту государственных и муниципальных закупок.
При этом обращаем внимание, что депутат представительного органа муниципального образования (пункт 3 часть 7 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации), депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), член Совета Федерации и депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (статья 97 Конституции Российской Федерации), иные лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности (статья 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"), осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Таким образом, введение указанных ограничений на данных лиц представляется избыточным.
Кроме того, в законопроекте отсутствуют положения, определяющие механизм раскрытия информации обо всех учредителях и руководителях компании в течение последних пяти лет, ответственность участников закупки в случае выявления несоблюдения ими указанных требований и юридические последствия сделок, заключенных в их нарушение, в связи с чем применение предлагаемых законопроектом изменений может быть существенно затруднено.
Обращаем внимание, что решением Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва от 06 октября 2016 г. N 55 на основании пункта 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы авторам было рекомендовано изменить указанный законопроект с учетом поступивших замечаний, но измененный текст указанного законопроекта на имя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации направлен не был.
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 724141-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части дополнения требований к участникам закупки".
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.