Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 895409-6 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей",
внесенный членами Совета Федерации В.С. Тимченко, А.И. Широковым, а также О.А. Казаковцевым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации и Н.А. Шайденко, Н.В. Герасимовой, О.Г. Борзовой в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 895409-6 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (о предоставлении права субъектам Российской Федерации распределять недоиспользованные денежные средства, выделенные на предоставление жилищных субсидий в соответствии с установленной очередностью) (далее - законопроект), внесенный членами Совета Федерации В.С. Тимченко, А.И. Широковым, а также О.А. Казаковцевым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации и Н.А. Шайденко, Н.В. Герасимовой, О.Г. Борзовой в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы, и отмечает следующее.
Законопроект направлен на изменение правового регулирования в сфере отношений, связанных с предоставлением за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Закон о субсидиях).
Предлагаемые законопроектом изменения предусматривают новый порядок очередности предоставления жилищных субсидий, предусмотренный статьей 2 Закона о субсидиях. В частности, предлагается предоставить право органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации по своему усмотрению распределять неиспользованные после удовлетворения потребностей граждан первой очереди средства федерального бюджета, выделяемые на очередной финансовый год и плановый период данному субъекту Российской Федерации, на предоставление жилищных субсидий, между гражданами, имеющими право на их получение во вторую - четвертую очереди. Также указанная статья дополняется отдельным положением, согласно которому устанавливается иной порядок распределения средств федерального бюджета, выделяемых на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
По мнению авторов законопроекта, реализация данного механизма позволит на региональном уровне решить проблему выезда указанной категории граждан Российской Федерации из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Аналогичные законодательные инициативы, касающиеся изменения порядка очередности предоставления жилищных субсидий гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов, неоднократно рассматривались Государственной Думой.
Тем не менее, Комитет отмечает следующее.
Распределение жилищных субсидий (сертификатов) по субъектам Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом о субсидиях в порядке реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, а также Методикой распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2003 года N 433.
Возможность получения единовременных социальных выплат предусмотрена в статье 2 Закона о субсидиях, согласно которой установлена следующая очередность на получение жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
В соответствии с абзацем девятым указанной статьи Закона о субсидиях высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании решения законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации вправе направить на предоставление гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий во вторую - четвертую очереди, установленные указанной статьей, не более чем тридцать процентов средств федерального бюджета, выделенных на основании федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период данному субъекту Российской Федерации на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года. Таким образом, в рамках указанной нормы высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе воспользоваться предоставленной ему федеральным законодательством полномочием и по своему усмотрению использовать 30 процентов средств федерального бюджета на предоставление жилищной субсидии гражданам, относящимся ко второй - четвертой очереди.
Комитет считает, что само по себе включение в статью 2 Закон о субсидиях изменений в аспекте, указанном разработчиками законопроекта, не коррелирует с положениями указанного федерального закона, в том числе с положениями статьи, в которую проектируемой нормой вносятся изменения.
В первую очередь, изменение концептуального подхода в вопросе предоставления единовременных социальных выплат нуждающимся гражданам существенно ухудшают положение самой незащищенной категории граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в первоочередном порядке (граждане, признанные инвалидами I и II групп и инвалидами с детства).
Также инициируемые авторами законопроекта изменения необоснованно расширяют пределы полномочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принимающих решение о направлении какой-либо части жилищных субсидий гражданам, имеющим право на их получение во вторую-четвертую очереди.
В редакции проектируемой нормы прежде всего остается неясным, порождает ли предоставленное полномочие обязанность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в принятии им решения о направлении неиспользованного в течение очередного финансового года объема денежных средств федерального бюджета, выделенных на предоставление жилищных субсидий очередникам, относящимся к первой категории, в связи с чем, могут возникнуть определенные практические проблемы ее применения.
Таким образом, предложенные изменения не отвечают требованиям определенности, ясности и единообразного понимания и применения положений законодательства в данной области и не согласуются с системой действующего правового регулирования указанных правоотношений, что существенно снижает уровень осуществления парламентского контроля и в целом эффективности системы государственного управления, осуществляемого государственными органами Российской Федерации.
На законопроект получен отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации. Государственно-правовое Управление Президента Российской Федерации в своем заключении отмечает, что в предлагаемой редакции законопроект не может быть рекомендован к принятию Государственной Думой в первом чтении.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройстве, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, а также Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству считают, что законопроект может быть поддержан с учетом его существенной доработки.
Комитет обращает внимание, что в целях повышения эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение жильём граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Федеральным законом от 7 июня 2017 года N 119-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в действующее законодательство уже внесен ряд изменений, устанавливающих новый порядок определения размера жилищной субсидии и очередности ее получения.
В этой связи Комитет полагает, что принятие рассматриваемого законопроекта представляется нецелесообразным.
С учетом изложенного Комитет не поддерживает проект федерального закона N 895409-6 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.