Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 305620-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом вносятся изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-Ф3 "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон), дополняющие перечень работ и услуг в области пожарной безопасности такими видами деятельности, как "независимая оценка пожарного риска" и "расчёт по оценке пожарного риска" (статья 24 Федерального закона), а также "экспертиза пожарного риска" (проектируемая статья 39.2 Федерального закона). Полагаем целесообразным определить данные термины в понятийном аппарате Федерального закона с учётом положений Федерального закона от 22 июля 2008 года N 117-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно части второй проектируемой статьи 39.2 Федерального закона саморегулируемые организации осуществляют виды деятельности в области обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, экспертизы и независимой оценки пожарного риска, производства пожарно-технической продукции. Указанные виды деятельности следует соотнести с перечнем работ и услуг, установленным в статье 24 Федерального закона.
Требуется уточнить статус "иных саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности" и распространение на них проектируемых положений Федерального закона о требованиях к саморегулируемым организациям в области пожарной безопасности (проектируемые статьи 39.4-39.6).
Проектируемая статья 39.6 Федерального закона нуждается в дополнительном обсуждении в части требований к работникам организации - члена саморегулируемой организации (требования по стажу работы, данные о неснятой или непогашенной судимости, требования к наличию оборудования). При этом обращаем внимание на то, что в соответствии с положениями Федерального закона N 315-ФЗ от 1 декабря 2007 года "О саморегулируемых организациях" федеральными законами могут устанавливаться требования к саморегулируемой организации, правилам и стандартам саморегулируемой организации.
Отмечаем также отсутствие в проекте единообразного подхода к требованиям, установленным к саморегулируемым организациям в области пожарной безопасности, как в части ссылок на законодательные акты, так и требований, содержащихся непосредственно в проекте.
В диспозиции новой статьи 14.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 1 статьи 2 проекта) предусматривается административная ответственность за выполнение работ или оказание услуг в области пожарной безопасности лицами, не являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, если членство в таких саморегулируемых организациях является обязательным. Статья 24 Федерального закона содержит перечень работ и услуг, которые относятся к работам и услугам в области пожарной безопасности. Однако из проектируемых изменений в эту статьи и других изменений в Федеральный закон (статья 1 проекта) не следует, что все перечисленные работы и услуги осуществляются только саморегулируемыми организациями (части вторая и третья новой статьи 39.2 Федерального закона). Соответственно, действующие и проектируемые положения Федерального закона, а также диспозиция новой статьи 14.52 Кодекса в данной части нуждаются в уточнении.
В санкции статьи 14.52 Кодекса предусмотрен штраф для физических и должностных лиц от десяти до пятидесяти тысяч рублей. При этом не учтено, что по общему правилу, установленному в абзаце первом части 1 статьи 3.5 Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать пять тысяч рублей. Изъятий из общего правила в абзаце первом проектом не предусмотрено. Кроме того, под гражданами в данном случае подразумеваются физические лица - эксперты в области пожарной безопасности (часть шестая новой статьи 39.3 Федерального закона), которые могут заниматься частной практикой либо будут осуществлять свою деятельность на основании трудового договора. В связи с этим обращаем внимание на то, что в примечании к статье 2.4 Кодекса к должностным лицам отнесены арбитражные управляющие, которые в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" также занимаются частной практикой. С учетом изложенного физических лиц - экспертов в области пожарной безопасности, занимающихся частной практикой, было бы логично указать в примечании к статье 2.4 Кодекса, однако в результате подобных изменений физические лица - эксперты, занимающиеся частной практикой, и физические лица - эксперты, работающие на основании трудового договора, будут нести ответственность за одно и то же правонарушение как разные субъекты (см. уже указанную часть шестую статьи 39.3 Федерального закона).
Поскольку органы, осуществляющие государственный пожарный надзор (статья 23.34 Кодекса - пункт 2 статьи 2 проекта) будут рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.52, в силу части 1 статьи 28.3 Кодекса должностные лица указанных органов будут составлять протоколы об этих правонарушениях и оговаривать их право составлять протоколы отдельно в пункте 42 части 2 статьи 28.3 Кодекса (пункт 3 статьи 2 проекта) нет необходимости.
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.