Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 342973-6 "О внесении изменений в статьи 217 и 291 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения института ипотечного страхования)"
Досье на проект федерального закона
Рассматриваемый законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 20 декабря 2013 года.
Проектом федерального закона вносятся изменения в статьи 217 и 291 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающие определение налогового режима ипотечного страхования.
Так, законопроектом предлагается освободить от обложения налогом на доходы физических лиц доходы заемщика по договору ипотечного страхования в пределах суммы задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням.
Также предусматривается включить в перечень расходов банков, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, суммы страховых взносов по договору ипотечного страхования кредитора.
При этом в соответствии с предлагаемой законопроектом редакцией пункта 48.1 статьи 217 Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц доходы заемщика, связанные с исполнением договора ипотечного страхования заемщика, в пределах не только суммы задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам, но и по начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням.
При этом не учитывается, что в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" по договору страхования ответственности заемщика не подлежат возмещению причитающиеся выгодоприобретателю неустойки (штрафы, пени) вследствие неисполнения, просрочки исполнения или иного ненадлежащего исполнения обеспеченного ипотекой обязательства, проценты за пользование чужими денежными средствами, предусмотренные статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно новому подпункту 20.3 пункта 2 статьи 291 Кодекса в перечень расходов банков, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, включаются суммы страховых взносов по договору ипотечного страхования кредитора.
Следует отметить, что Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" допускается возможность одновременного страхования ответственности заемщика (страхование ответственности заемщика) и финансовых рисков возникновения у кредитора убытков, вызванных невозможностью удовлетворения обеспеченных ипотекой требований (страхование финансового риска кредитора).
При этом не учитывается то обстоятельство, что основным критерием для отнесения затрат к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, статьей 252 Кодекса признается экономическая оправданность таких затрат.
Таким образом, затраты банков на уплату страховых взносов по договорам страхования финансового риска кредитора при наличии договоров страхования ответственности заемщика не будут отвечать указанному критерию.
Кроме того, реализация законопроекта повлечет выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Однако источники и объемы таких компенсаций в материалах к законопроекту отсутствуют. Предлагаемый механизм не соответствует принципам налоговой политики, в соответствии с которыми основной задачей является укрепление финансовой самостоятельности регионов и муниципальных образований и исключение практики установления на федеральном уровне льгот по федеральным налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты, влекущих выпадение доходов в региональных и местных бюджетах без их полной компенсации из федерального бюджета.
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 342973-6 "О внесении изменений в статьи 217 и 291 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения института ипотечного страхования)".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.