Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 декабря 2017 г. N 69-АПГ17-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" об оспаривании приказов Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 ноября 2015 г. N 185-нп "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение" и от 1 декабря 2016 г. N 142-нп "О внесении изменений в некоторые приказы Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" на решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 июня 2017 г., которым в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" по доверенности Холодкова Н.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по доверенности Ковалева А.Л., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - РСТ ХМАО-Югры, регулирующий орган) от 30 ноября 2015 г. N 185-нп "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение" (далее - Приказ N 185-нп) на период с момента вступления в силу названного приказа по 31 декабря 2018 года установлены:
- тарифы в сфере холодного водоснабжения для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, согласно приложению 1 к Приказу;
- тарифы в сфере водоотведения для общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ООО "Водоканал", общество) согласно приложению 2 к Приказу.
Также Приказом N 185-нп установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования при установлении одноставочных тарифов в сфере холодного водоснабжения с использованием метода индексации, на 2015-2018 гг., согласно приложению 5 к Приказу.
Пунктом 5 приказа РСТ ХМАО - Югры от 1 декабря 2016 г. N 142-нп "О внесении изменений в некоторые приказы Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее - Приказ N 142-нп) внесены изменения в Приказ N 185-нп, в частности, изложены в новой редакции приложения N 1-4.
ООО "Водоканал" обратилось в Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с административным исковым заявлением о признании не действующим Приказа N 185-нп в части установления процента уровня потерь воды в пунктах 1.1, 1.2 Приложения 5.
Общество также обратилось в Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании не действующим Приказа N 142-нп в части пунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.2.1, 1.2.2 Приложения 1 и пунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.2.1, 1.2.2 Приложения 2.
Кроме того, административным истцом заявлены требования о возложении на регулирующий орган обязанности принять нормативные правовые акты, заменяющие оспариваемые приказы в обжалуемой части.
ООО "Водоканал" полагает, что уровень потерь воды, использованный при расчете тарифов на водоснабжение, установленных в соответствии с Приказом N 185-НП, не соответствует фактическим значениям данного показателя. Приказ N 142-нп, которым произведена корректировка названных тарифов, по мнению административного истца, также основывается на не соответствующих действительности данных об уровне потерь воды, необоснованно уменьшенной регулирующим органом необходимой валовой выручке (далее также - НВВ) общества на 2017 и 2018 гг. по отдельным статьям расходов и не учитывает инвестиционную программу общества.
Определением суда первой инстанции от 13 апреля 2017 г. административные дела по административным исковым заявлениям объединены в одно производство.
Решением Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 июня 2017 г. в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Водоканал" просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Общество указывает, что выводы суда о неизменности в течение периода регулирования уровня потерь воды, установленного в соответствии с концессионным соглашением, основаны на неверном толковании норм материального права, которое допускает такое изменение, и не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку концессионное соглашение заключено не на основе конкурсной документации, определяющей названный параметр долгосрочного регулирования. Кроме того, административный истец ссылается на то, что вопреки выводам суда ООО "Водоканал" представило документы, подтверждающие затраты по спорным статьям расходов.
РСТ ХМАО - Югры и прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представили возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).
Как усматривается из материалов дела, нормативные правовые акты изданы уполномоченным органом в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа (пункты 1, 5.3, 5.3.2, и 9 Положения о Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 апреля 2012 г. N 137-п) и официально опубликованы в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 ноября 2008 г. N 224-п "О подготовке нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и их государственной регистрации".
ООО "Водоканал" с 2015 г. осуществляет деятельность по сбору, очистке и распределению воды, а также сбору и обработке сточных вод.
На основании заявлений ООО "Водоканал" от 8-9 октября 2015 г. регулирующий орган открыл дела об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение с применением метода индексации и на заседании правления 30 ноября 2015 г. установил обществу оспариваемые тарифы и долгосрочные параметры регулирования. Корректировка тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение на 2017-2018 гг. произведена РСТ ХМАО - Югры на основании заявлений общества от 28 апреля и 16 мая 2016 г.; на заседании правления регулирующего органа 1 декабря 2016 г. утверждена указанная корректировка.
Согласно экспертным заключениям Комитета и выписке из протокола заседания правления от 1 декабря 2016 г. N 79 регулирующий орган при корректировке тарифов применил уровень потерь воды в размере 8% и определил размер корректировки по расходам на электрическую энергию, тепловую энергию, топливо, на арендную плату, на уплату налогов и сборов, а также по начисленной амортизации в соответствии с предоставленными обществом обосновывающими документами.
Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод (пункт 29 Основ ценообразования). При расчете долгосрочных тарифов (методы доходности инвестированного капитала и индексации) также применяются долгосрочные параметры регулирования тарифов, к которым в том числе относятся показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии) (пункт 33, подпункт "г" пункта 79 Основ ценообразования).
Как следует из пунктов 79.1, 56 и 31.1 Основ ценообразования в случае, если регулируемая организация владеет централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, то долгосрочные тарифы устанавливаются на основании долгосрочных параметров регулирования тарифов, предусмотренных конкурсной документацией и согласованных органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования тарифов, значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, указанных в конкурсном предложении концессионера (арендатора).
По общему правилу такие параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования (пункт 33 Основ ценообразования). Вместе с тем, если стороны концессионного соглашения договорились об изменении долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, долгосрочные тарифы устанавливаются с применением новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера при условии, что эти значения были предварительно согласованы органом регулирования тарифов в порядке, установленном указанными Правилами регулирования тарифов.
На основании концессионного соглашения, заключенного 12 августа 2015 г. между муниципальным образованием Советский район ХМАО-Югры и ООО "Водоканал", обществу на праве владения и пользования предоставлены объекты и сети водоснабжения и водоотведения в городских поселениях Советский, Таежный, Агириш и сельском поселении Алябьевский. Согласно приложению N 4 к указанному концессионному соглашению плановые значения величины технологических потерь при передаче воды установлены на уровне 8%.
При утверждении долгосрочных параметров регулирования Приказом N 185-нп величина потерь воды на 2015-2018 гг. установлена в аналогичном размере на основе указанного концессионного соглашения.
ООО "Водоканал" полагает, что плановая величина потерь воды не соответствует фактическому уровню, определенному на основе экспертного заключения, подготовленного ООО "Полипром-Сервис" по заказу общества. Вместе с тем административным истцом в материалы дела не представлено доказательств того, что в целях изменения значения потерь воды, утвержденных Приказом N 185-нп, указанный параметр концессионного соглашения пересматривался и был согласован регулирующим органом в порядке, предусмотренном пунктами 68-76 Правил регулирования тарифов,
В апелляционной жалобе ООО "Водоканал" выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, который подтвердил правомерность расчета РСТ ХМАО-Югры размеров корректировки оспариваемых тарифов на основе представленных в регулирующий орган обосновывающих материалов и необоснованно не принял во внимание документы, представленные административным истцом непосредственно в суд.
Судебная коллегия полагает, что данный довод подлежит отклонению.
Необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений (пункт 80 Основ ценообразования).
При определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю (пункт 23 Основ ценообразования).
Как следует из пунктов 14, 16, 17, 25 и 35 Правил регулирования тарифов, пунктов 7, 15 и 22 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 г. N 1154-э, решения правления регулирующего органа о корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения принимаются на основе анализа представленных регулируемой организацией обосновывающих материалов и экспертного заключения регулирующего органа.
По смыслу пункта 15 Правил регулирования тарифов при проведении корректировки орган регулирования в случае непредставления регулируемыми организациями соответствующих материалов, вправе использовать имеющиеся у него сведения об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также результаты проверки их хозяйственной деятельности.
Поскольку ООО "Водоканал" при подаче заявлений на корректировку тарифов не представил в РСТ ХМАО - Югры необходимого в соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов комплекта документов, обосновывающих фактически понесенные затраты по названным выше статьям расходов, регулирующий орган правомерно рассчитал данные расходы с учетом параметров концессионного соглашения, плановых объемов отпуска услуг, а также с учетом данных организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.
Довод апелляционной жалобы о том, что обосновывающие материалы представлены непосредственно в суд, который принял решение без их учета, опровергается материалами дела, поскольку из них следует, что названные документы являлись предметом оценки суда первой инстанции по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом названных выше положений тарифного законодательства.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, сделал правильный вывод о том, что Приказ N 185-нп и Приказ N 142-нп не противоречат требованиям действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу. В связи с этим Судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 декабря 2017 г. N 69-АПГ17-11
Текст определения официально опубликован не был