Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. N 50-АПГ17-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о признании не действующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 г. N 663/78 "Об установлении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области" в части
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Омского областного суда от 13 июля 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по доверенности Паньковой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Региональной энергетической комиссии Омской области по доверенности Стельмашека Б.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Региональной энергетической комиссией Омской области (далее также - РЭК Омской области) 26 декабря 2014 г. издан приказ N 663/78 "Об установлении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области" (далее - Приказ N 663/78).
Приказом РЭК Омской области от 29 декабря 2016 г. N 691/76 "О внесении изменений в некоторые приказы Региональной энергетической комиссии Омской области" (далее - Приказ N 691/76) в Приказ N 663/78 внесены изменения.
В приложении N 1 к Приказу N 663/78 приводится таблица "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" (далее - Таблица Приложения N 1). В десятой строке данной таблицы установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между Западно-Сибирской дирекцией по энергообеспечению - структурным подразделением "Трансэнерго" (далее также - СП "Трансэнерго")- филиалом открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее также - ОАО "РЖД") и публичным акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири") в лице филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" на долгосрочный период регулирования 2015-2019 гг., рассчитанные на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций.
Согласно столбцам 14-16 десятой строки Таблицы Приложения N 1 в редакции Приказа N 691/76 двухставочный тариф на первое полугодие 2017 г. установлен в размере 93874,81 руб./МВт*мес. (ставка за содержание электрических сетей) и 92,50 руб./МВт*мес. (ставка на оплату технологического расхода (потерь), одноставочный тариф - 0,26313 руб./кВт*ч. Согласно столбцам 17-19 десятой строки Таблицы Приложения N 1 в редакции Приказа N 691/76 двухставочный тариф на второе полугодие 2017 г. установлен в размере 91758,58 руб./МВт*мес. (ставка за содержание электрических сетей) и 97,04 руб./МВт*мес. (ставка на оплату технологического расхода (потерь), одноставочный тариф - 0,26767 руб./кВт*ч.
В приложении N 4 к Приказу N 663/78 приводится таблица "Необходимая валовая выручка сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) (далее - Таблица Приложения N 4). В пункте 8 Таблицы Приложения N 4 определена необходимая валовая выручка (далее - НВВ) Западно-Сибирской дирекции по энергообеспечению - СП "Трансэнерго" - филиала ОАО "РЖД" на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь), в частности на 2017 г. (в редакции Приказа N 691/76) в размере 32 921, 71 тыс.руб. (третья строка четвертого столбца пункта 8 Таблицы Приложения N 4).
ОАО "РЖД" (далее также - Общество) обратилось в Омский областной суд с уточненным административным исковым заявлением о признании Приказа N 663/78 в редакции Приказа N 691/76 не действующим со дня вступления в силу Приказа N 691/76, в части столбцов 14-19 десятой строки Таблицы Приложения N 1 и в части третьей строки четвертого столбца пункта 8 Таблицы Приложения N 4. Административным истцом также заявлено требование о возложении на регулирующий орган обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий Приказ N 663/78 в редакции Приказа N 691/76, в котором запланированные расходы на оплату услуг по передаче электрической энергии ПАО "ФСК ЕЭС" на 2017 год и фактически сложившихся на оплату услуг ПАО "ФСК ЕЭС" за 2015 год учесть в размере, заявленном Обществом.
Решением Омского областного суда от 13 июля 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" просит судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих доводов административный истец указывает на то, что он не согласен с оспариваемым актом в связи с невключением в НВВ на 2017 год расходов предприятия по оплате услуг по передаче электрической энергии по сетям ПАО "ФСК ЕЭС", договор на оказание услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее также - ЕНЭС) (организацией по управлению ЕНЭС является ПАО "ФСК ЕЭС") с ПАО "ФСК ЕЭС" в интересах ОАО "РЖД" заключен ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" на основании договора купли-продажи. Договор содержит элементы агентского договора, по условиям которого ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" поручено в интересах и за счет ОАО "РЖД" заключить договор с ПАО "ФСК ЕЭС".
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Омской области и РЭК Омской области представлены возражения.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), утвержденными во исполнение данного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен); Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (далее также - ФСТ России) от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
Тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемый приказ принят органом регулирования тарифов с соблюдением установленной процедуры, в оспариваемой части он не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и права административного истца не нарушает.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами Закона об электроэнергетике.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручки (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций) (пункт 63 Основ ценообразования, пункты 49 и 52 Методических указаний N 20-э/2).
Индивидуальные тарифы могут быть установлены с применением метода индексации необходимой валовой выручки (пункты 3, 40 Основ ценообразования) в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования (пункт 38 Основ ценообразования). В настоящий момент сохраняют юридическую силу Методические указания, утвержденные приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
При установлении тарифов названным методом перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов (пункт 38 Основ ценообразования).
Неподконтрольные расходы включаются в НВВ базового года и очередного года долгосрочного периода регулирования, определяются методом экономически обоснованных расходов и включают в себя, в том числе расходы на оплату продукции (услуг) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, рассчитанные исходя из размера тарифов, установленных в отношении товаров и услуг указанных организаций (пункт 11 Методических указаний N 98-э).
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил регулирования цен). При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
ПАО "ФСК ЕЭС" в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона об электроэнергетике осуществляет управление ЕНЭС.
Как усматривается из материалов дела, ПАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "РЖД" являются смежными сетевыми организациями.
На 2017 год РЭК Омской области произведена ежегодная корректировка необходимой валовой выручки ОАО "РЖД" в соответствии с Основами ценообразования, Методическими указаниями N 20-э/2 и N 98-э. По результатам рассмотрения представленных Обществом документов тарифным органом составлено экспертное заключение N 03-03/45.
Как следует из экспертного заключения, передача и распределение электрической энергии не является основным видом деятельности ОАО "РЖД". Покупка электроэнергии с оптового рынка планируется через ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" по тарифу высокого 110 кВ (ВН) уровня напряжения. Представленные расходы на оплату услуг ПАО "ФСК ЕЭС" по факту 2015 г. и планируемые на 2017 г. не приняты тарифным органом в связи с тем, что ОАО "РЖД" не имеет с ПАО "ФСК ЕЭС" договора на оказание услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС и соответственно согласованных объемов электрической энергии и мощности, поступающих из сетей ЕНЭС; объемы электрической энергии, поступающие в сети ОАО "РЖД" из сетей ПАО "ФСК ЕЭС", не учтены в балансе для установления индивидуального тарифа на услуги по передаче через сети ОАО "РЖД" и не учитываются в "котловом" объеме электрической энергии по Омской области.
Отношения по вопросам заключения и исполнения договоров между сетевыми организациями регулируются Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила N 861).
Законодательством предусмотрены особые требования, предъявляемые к договорам, заключаемым между сетевыми организациями (пункты 38, 39 Правил N 861). При этом в силу пункта 36 Правил N 861 сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора. Договоры между смежными сетевыми организациями заключаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом особенностей, установленных этими Правилами. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении ей причиненных убытков.
Рассматривая данное дело, суд первой инстанции, исследовав представленные материалы тарифного дела, исходя из системного анализа положений приведенных федеральных норм, а также Правил N 861, правомерно пришел к выводу, что заявленные Обществом упомянутые затраты не могли быть учтены тарифным органом в НВВ территориальной сетевой организации, поскольку в материалы тарифного дела Обществом не были представлены необходимые подтверждающие документы. Так, суд установил, что между ПАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "РЖД" отсутствует договор на оказание услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС, обязательность заключения которого предусмотрена Правилами N 861. ОАО "РЖД" осуществляет покупку электрической энергии через сбытовую компанию ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ". При этом Общество не представило в РЭК Омской какие-либо убедительные и достаточные документы, подтверждающие согласованные объемы электрической энергии и мощности, поступающие из сетей ПАО "ФСК ЕЭС" по точкам поставки, и исключающие возможность включения в тариф стоимости электрической энергии (мощности) для собственных нужд ОАО "РЖД" и повторных расходов - оплаты услуг за электрическую энергию, полученную ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" от потребителей ОАО "РЖД".
Как следует из пункта 49 Методических указаний N 20-э/2, пункта 42 Правил N 861, расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 Методических указаний N 20-э/2 предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Суммарная НВВ всех сетевых организаций является делимым в формуле расчета ставки на содержание электрических сетей, входящей в состав двухставочных единых (котловых) тарифов и используемой при расчете одноставочных единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии (пункты 50, 51 Методических указаний N 20-э/2).
Таким образом, необходимая валовая выручка каждой территориальной сетевой организации, определенная на соответствующий период регулирования, является одной из базовых величин для расчета единых (котловых) тарифов на передачу электроэнергии, и от нее зависит конечный размер соответствующих тарифных ставок.
Порядок установления и расчета индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии определен в пункте 52 Методических указаний N 20-э/2, в том числе необходимая валовая выручка любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций. Основой для расчета тарифа на услуги по передаче электрической энергии является объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности.
Расчетный объем производства и продукции определяется исходя из формируемого федеральным регулятором сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что регулирующий орган правильно произвел расчет цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, используя объем отпуска электрической энергии потребителям и величину мощности, определяемые в соответствии с Правилами N 861, и сводным прогнозным балансом.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Омского областного суда от 13 июля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. N 50-АПГ17-20
Текст определения официально опубликован не был