Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. N 5-АПГ17-105
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе правительства Москвы на решение Московского городского суда от 27 июня 2017 года, которым удовлетворены требования закрытого акционерного общества "Металлург" о признании недействующим постановления правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части пункта 2727 приложения 1 к постановлению (в первоначальной редакции), в части пункта 3561 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП), в части пункта 10021 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителя правительства Москвы Снегиревой А.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя закрытого акционерного общества "Металлург" Хромова С.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
28 ноября 2014 года правительство Москвы постановлением N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление правительства Москвы N 700-ПП) утвердило перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Указанное постановление опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте правительства Москвы mos.ru и 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Постановлением правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП названный перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года.
Постановление правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП опубликовано 27 ноября 2015 года на официальном сайте правительства Москвы mos.ru.
Постановлением правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП этот же перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года.
Постановление правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП опубликовано 29 ноября 2016 года на официальном сайте правительства Москвы mos.ru.
Пунктом 2727 приложения 1 к постановлению правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в первоначальной редакции), пунктом 3561 приложения 1 к постановлению правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП), пунктом 10021 приложения 1 к постановлению правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789) в перечень на 2015 год, в перечень на 2016 год, в перечень на 2017 год, соответственно, включено здание с кадастровым номером 77:03:0006001:1118, расположенное по адресу: город Москва, улица Перовская, дом 1, строение 22, принадлежащее закрытому акционерному обществу "Металлург" на праве собственности.
Закрытое акционерное общество "Металлург" обратилось в Московский городской суд с требованиями о признании недействующим постановления правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в части включения в перечень на 2015 год под пунктом 2727, в перечень на 2016 год под пунктом 3561, в перечень на 2017 год под пунктом 10021 здания с кадастровым номером 77:03:0006001:1118, расположенного по адресу: город Москва, улица Перовская, дом 1, строение 22, принадлежащего административному истцу на праве собственности.
В обоснование заявленных требований закрытое акционерное общество "Металлург" утверждало, что указанный объект недвижимости расположен на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предполагает размещение на участке офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в связи с чем здание не подлежит включению в оспариваемые перечни на основании пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций".
Решением Московского городского суда от 27 июня 2017 года административное исковое заявление закрытого акционерного общества "Металлург" удовлетворено.
В апелляционной жалобе правительство Москвы просит отменить решение Московского городского суда от 27 июня 2017 года, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы закрытым акционерным обществом "Металлург" представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что постановление правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, а также последующие изменяющие его постановления правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП и от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, которыми утверждены оспариваемые перечни, приняты в пределах полномочий правительства Москва с соблюдением требований к форме нормативного акта, порядку принятия и введения его в действие, однако здание, об оспаривании внесения которого в перечни на 2015, 2016 и 2017 годы обратилось ЗАО "Металлург", не относится к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, поскольку оно не соответствует критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 которой предусмотрено, что одними из таких отдельных объектов недвижимого имущества являются административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом города Москвы "О налоге на имущество организаций" в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на территории города Москвы установлен налог на имущество организаций, определены ставка налога на имущество организаций, порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы.
В указанных выше перечнях на 2015, 2016, 2017 годы здание с кадастровым номером 77:03:0006001:1118 на основании пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" исходя из его фактического использования для размещения офисных помещений и на основании акта Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы N 9031771 от 2 октября 2014 года отнесено к офисному зданию делового, административного и коммерческого назначения.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно статье 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
2.1) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 квадратных метров;
3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, по истечении двух лет со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету;
5) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, включенных в перечень, утверждаемый правительством Москвы в соответствии с настоящим Законом, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
6) нежилых помещений, находящихся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в перечень, утверждаемый правительством Москвы в соответствии с настоящим Законом, если назначение таких помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Как видно из материалов дела, закрытое акционерное общество "Металлург" является собственником здания с кадастровым номером 77:03:0006001:1118, расположенного по адресу: город Москва, улица Перовская, дом 1, строение 22. Данное здание было включено в оспариваемые перечни на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" как здание, предназначенное для использования или фактически используемое в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Согласно пункту 1.2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
В соответствии с пунктом 1.3 названного Порядка мероприятия по определению вида фактического использования осуществляются в целях выявления следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
2 октября 2014 года Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проведено обследование здания с кадастровым номером 77:03:0006001:1118, по результатам которого составлен акт N 9031771, из которого следует, что на момент проведения обследования здание фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания: для размещения офисов используется 64% от общей площади здания, оставшиеся 36% площади здания используется в целях складской деятельности. Кроме того, в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования здания доступ к обследованию здания, расположенного по адресу: город Москвы, улица Перовская, дом 1, строение 22, представителем собственника не обеспечен, в ходе визуального осмотра установлено, что здание используется под офисы.
Согласно пункту 3.6 названного Порядка в случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений для целей налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком, оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
Однако в названном выше акте Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы не приведено конкретных обстоятельств, препятствовавших доступу работников в здание, в то время как административным истцом факт препятствия в допуске в здание оспаривался.
10 февраля 2017 года Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проведено мероприятие по обследованию спорного здания по обращению закрытого акционерного общества "Металлург" и составлен акт N 9031197/ОФИ, в соответствии с которым для размещения офисов в здании используются помещения площадью 285,1 квадратных метров, что составляет 8.36% от общей площади здания, остальные помещения в здании используются в качестве складских.
В соответствии с представленными закрытым акционерным обществом "Металлург" договорами аренды на момент проведения осмотра здания в 2014 году и в 2017 году в качестве офисных помещений использовалось менее 20% площади здания с кадастровым номером 77:03:0006001:1118.
При таких обстоятельствах, установив, что для размещения офисов в период с 2014 по 2017 годы использовалось менее 20% принадлежащего закрытому акционерному обществу "Металлург" здания, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании недействующими оспариваемых пунктов перечней за 2015, 2016, 2017 годы, которыми данное здание включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 27 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. N 5-АПГ17-105
Текст определения официально опубликован не был