Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 225171-7 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма",
внесенному Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рассмотрел проект федерального закона N 225171-7 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - законопроект), внесенный Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), и отмечает.
Законопроектом предусматривается существенное (пятикратное) увеличение пороговых значений сумм, при которых идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней (с 40 000 до 200 000 рублей - при наличном расчете и со 100 000 до 500 000 рублей - при использовании персонифицированного электронного средства платежа, либо эквивалент в иностранной валюте).
Комитет не поддерживает концепцию законопроекта по следующим основаниям:
1. Положениями Рекомендаций 1 и 10 Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и пояснительных записок к ним предусматривается возможность неприменения мер надлежащей проверки клиентов при условии проведения разовых сделок на сумму, не превышающую пороговое значение, - в любом случае не более 15 000 долларов США.
При этом действующие нормы, закрепляющие пороговые значения сумм разовых операций по покупке физическими лицами изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, при которых не проводится идентификация, были введены Федеральным законом от 30.12.2015 N 423-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 423-ФЗ).
Важно подчеркнуть, что данные показатели пороговых значений основывались на результатах межведомственного анализа рисков легализации преступных доходов и финансирования терроризма в ювелирном секторе. Данные показатели были определены совместным решением участников обсуждения Федерального закона N 423-ФЗ на стадии его разработки.
2. Обращаем внимание, что Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) направлен на защиту как публичных, так и частных интересов путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (статья 1 Федерального закона N 115-ФЗ).
Считаем, что с учетом указанных целей предлагаемое законопроектом увеличение пороговых значений возможно только при существенном снижении рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в сфере розничной продажи ювелирных изделий. Подтверждение такого снижения рисков в пояснительной записке к законопроекту отсутствует.
Наряду с этим отмечаем, что в заключении Государственно-правового управления Президента Российской Федерации указано, что ФСБ России выразило мнение, что реализация положений законопроекта "может негативно отразиться на достижении целей по предотвращению или сокращению отмывания денег и финансирования терроризма".
3. Приводимые в пояснительной записке к законопроекту аргументы, связанные с повышением курса доллара США по отношению к рублю и необходимостью снижения операционной нагрузки на организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, Комитет считает недостаточными, а также несвязанными с предметом регулирования Федерального закона N 115-ФЗ.
Обращаем внимание, что с момента вступления в силу пункта 1.4-2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ (введен Федеральным законом N 423-ФЗ) наблюдается тенденция к значительному снижению курса доллара, который по информации Банка России на 29.11.2017 составляет 58,41 рублей.
Кроме того, по мнению Комитета, иные субъекты исполнения требований Федерального закона N 115-ФЗ, в частности кредитные организации, в рамках осуществления ими своей деятельности несут в сравнении с организациями по реализации ювелирных изделий большую нагрузку при проведении идентификации своих клиентов, в том числе при совершении последними операций на суммы значительно меньшие, чем предлагается законопроектом.
В связи с этим полагаем, что реализация положений законопроекта может создать неравное регулирование в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и необоснованные преференции для отдельных субъектов исполнения требований Федерального закона N 115-ФЗ.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.