Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. N 9-АПГ17-25
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эклипс" о признании не действующими в части отдельных положений постановлений Правительства Нижегородской области от 9 января 2008 г. N 1 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки на территории городского округа город Нижний Новгород и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Нижегородской области", от 4 мая 2016 г. N 247 "Об утверждении Методики расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа город Нижний Новгород, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена",
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Эклипс" на решение Нижегородского областного суда от 2 августа 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя Правительства Нижегородской области Бисиной П.С., возражавшей против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Эклипс" (далее - Общество, ООО "Эклипс") обратилось в Нижегородский областной суд с уточненным административным исковым заявлением о признании не действующими пункта 4.1 постановления Правительства Нижегородской области от 9 января 2008 г. N 1 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки на территории городского округа город Нижний Новгород и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Нижегородской области" (далее также - Постановление N 1) и пункта 3 постановления Правительства Нижегородской области от 4 мая 2016 г. N 247 "Об утверждении методики расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа город Нижний Новгород, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена" (далее также - Постановление N 247).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ООО "Эклипс" на основании договора аренды от 30 декабря 2015 г. N 18-4913с является арендатором земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070259:4709, в отношении которого решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от 27 октября 2016 г. кадастровая стоимость определена в размере, равном его рыночной. При заключении договора аренды расчет арендной платы осуществлен в порядке, предусмотренном Постановлением N 1, в соответствии с которым размер кадастровой стоимости земельного участка не учитывался при расчете размера арендной платы. Постановлением N 247 утверждена новая методика расчета арендной платы, согласно которой при расчете арендной платы стала учитываться кадастровая стоимость земельного участка, в связи с чем Общество обратилось в министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области с просьбой произвести перерасчет арендной платы, однако получило отказ со ссылкой на пункт 3 Постановления N 247, согласно которому арендная плата по договорам аренды земельных участков, расположенных на территории городского округа город Нижний Новгород, находящихся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена, заключенным до 1 июня 2016 г., исчисляется согласно Постановлению N 1. Общество полагает, что пунктами 4.1 и 3 соответственно оспариваемых нормативных правовых актов нарушаются права и законные интересы административного истца, произвольно вводится различное правовое регулирование порядка расчета арендной платы исходя из даты заключения договоров аренды земельных участков (до или после 1 июня 2016 г.), вне зависимости от кадастровой стоимости земельного участка или исходя из нее, что противоречит статье 55 Конституции Российской Федерации, статьям 39.7, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее также - Постановление Правительства Российской Федерации N 582), а также ведет к уплате арендных платежей в завышенном размере.
Решением Нижегородского областного суда от 2 августа 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Обращает внимание, что при расчете арендной платы в соответствии с Постановлением N 1 кадастровая стоимость земельного участка, в отличие от Постановления N 247, не учитывается. Применение утвержденной Постановлением N 1 методики возлагает обязанность по уплате арендных платежей в пятикратно завышенном размере. Ограничение в использовании при расчете арендной платы за земельный участок его кадастровой стоимости является необоснованным. При этом реализация властных полномочий не может и не должна осуществляться Правительством Нижегородской области произвольно, в отсутствие каких-либо экономических обоснований, вопреки выработанным Правительством Российской Федерации единым для всех субъектов Российской Федерации принципам экономической обоснованности, предсказуемости расчета размера арендной платы, запрета необоснованных предпочтений, а также принципам, закрепленным в Законе об оценочной деятельности и в Законе о защите конкуренции, что приводит к созданию дискриминационных условий в отношении арендаторов, заключивших договоры аренды до 1 июня 2016 г.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Нижегородской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, приняв во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 4 мая 2016 г. N 247 "Об утверждении методики расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа город Нижний Новгород, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена" утверждена Методика расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа город Нижний Новгород, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена (далее - Методика), и определены значения коэффициента вида разрешенного использования земель (Кври).
Согласно пункту 3 Постановления N 247 утвержденные им Методика и значения коэффициента вида разрешенного использования земель (Кври) применяются при расчете арендной платы по договорам аренды земельных участков, расположенных на территории городского округа город Нижний Новгород, находящихся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена, заключенным после 1 июня 2016 г., арендная плата по договорам аренды земельных участков, заключенным до 1 июня 2016 г., исчисляется в соответствии с Постановлением N 1.
Постановлением N 247 Постановление N 1 дополнено пунктом 4.1 следующего содержания: "Настоящее постановление применяется при расчете арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории городского округа - город Нижний Новгород, находящихся в государственной собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена, по договорам аренды, заключенным до 1 июня 2016 года".
Утвержденная Постановлением N 247 Методика устанавливает единый подход к определению арендной платы за земельные участки, переданные в аренду физическим и юридическим лицам, согласно которому размер арендной платы при аренде земельных участков определяется одним из следующих способов: а) по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; б) в зависимости от величины кадастровой стоимости земельных участков (пункты 1, 2 Методики).
Постановление N 1, применение которого сохранено в отношении договоров аренды, заключенных до 1 июня 2016 г., устанавливает размеры и порядок применения ставок арендной платы, используемых в Методике расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственной собственности на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 2 июня 2006 г. N 186, согласно которой арендная плата в зависимости от величины кадастровой стоимости определяется по ставке арендной платы, рассчитываемой как произведение удельного показателя кадастровой стоимости земли для данного вида разрешенного использования, коэффициента вида разрешенного использования земельных участков, рассчитываемого от кадастровой стоимости земли для данного вида разрешенного использования в соответствии с принятой при проведении ГКОЗ классификацией, коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора внутри одного вида разрешенного использования земельного участка, коэффициента индексации и понижающего коэффициента для отдельных категорий лиц.
Таким образом, оспариваемыми пунктами Постановления N 1 и Постановления N 247 в отношении договоров аренды земельных участков, расположенных на территории городского округа город Нижний Новгород, находящихся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена, заключенных до 1 июня 2016 г. и после указанной даты, установлено применение различных методик определения арендной платы в зависимости от величины кадастровой стоимости земельных участков.
Как следует из материалов дела, Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070259:4709 на основании договора аренды, заключенного с министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области 30 декабря 2015 г.
Отказывая Обществу в удовлетворении требований об оспаривании пункта 4.1 Постановления N 1 и пункта 3 Постановления N 247, суд первой инстанции пришел к выводу об их соответствии нормативным правовым актам, на нарушение которых указано в административном исковом заявлении, а равно иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения.
При этом суд первой инстанции указал, что нормы об одновременном действии на территории Нижегородской области и применении к различным правоотношениям исходя из даты заключения договоров аренды земельных участков двух методик в отличие от норм, непосредственно устанавливающих порядок определения размера арендной платы, предметом проверки на соответствие пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ и Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 582, являться не могут и им не противоречат.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии со статьей 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно статье 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. К числу основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 582, относятся принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости, и принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
С учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Статьей 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации установлен запрет принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий, к которым статьей 4 этого же закона относятся условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Как усматривается из материалов дела, Постановлением N 247 введено новое правовое регулирование определения арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории городского округа город Нижний Новгород, находящихся в государственной собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена, в зависимости от величины кадастровой стоимости земельных участков (при расчете учитывается непосредственно кадастровая стоимость участка, а не удельный показатель кадастровой стоимости земли, как это предусмотрено Постановлением N 1).
Из приведенных норм права следует, что оспариваемые положения Постановления N 1 и Постановления N 247, предусматривающие одновременное действие различных методик определения регулируемой арендной платы за публичные земли, приводящее к установлению различного размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, в зависимости от времени предоставления участка, свидетельствуют о создании дискриминационных условий и нарушают принцип запрета необоснованных предпочтений, поэтому не соответствуют статье 15 Закона о защите конкуренции и Постановлению Правительства Российской Федерации N 582.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального права, в связи с чем судебное постановление подлежит отмене с принятием нового решения о признании не действующими нормативных правовых актов в оспариваемой части в той мере, в какой они допускают различный порядок расчета размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, отнесенных к одной категории земель, используемых или предназначенных для одних и тех же видов деятельности и предоставляемых по одним и тем же основаниям, в зависимости от даты заключения договора.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Поскольку оспариваемые нормы применялись, Судебная коллегия полагает возможным признать их не действующими с момента вступления в силу настоящего определения.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Нижегородского областного суда от 2 августа 2017 г. отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Эклипс" удовлетворить.
Признать не действующими со дня вступления в силу настоящего определения пункт 4.1 постановления Правительства Нижегородской области от 9 января 2008 г. N 1 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки на территории городского округа город Нижний Новгород и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Нижегородской области" и пункт 3 постановления Правительства Нижегородской области от 4 мая 2016 г. N 247 "Об утверждении методики расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа город Нижний Новгород, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена" в той мере, в какой они допускают различный порядок расчета размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, отнесенных к одной категории земель, используемых или предназначенных для одних и тех же видов деятельности и предоставляемых по одним и тем же основаниям, в зависимости от даты заключения договора.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. N 9-АПГ17-25
Текст определения официально опубликован не был