Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 ноября 2017 г. N 9-АПГ17-22
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Камаева Александра Ивановича о признании не действующими отдельных положений Устава города Арзамаса Нижегородской области в части наименований представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования по апелляционной жалобе Камаева А.И. на решение Нижегородского областного суда от 14 июля 2017 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Камаева А.И. отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., возражения на апелляционную жалобу представителя Арзамасской городской Думы Нижегородской области Кротовой Н.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим отмене, апелляционную жалобу Камаева А.И. подлежащей удовлетворению, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от 30 июня 2006 года N 65 "Об Уставе города Арзамаса Нижегородской области (в новой редакции)" принят Устав города Арзамаса Нижегородской области.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Устава к органам местного самоуправления городского округа город Арзамас относятся:
представительный орган - Арзамасская городская Дума Нижегородской области, формируемая в соответствии с федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города Арзамаса (в ред. решения Арзамасской городской Думы Нижегородской области от 27 августа 2010 года N 84);
глава муниципального образования - мэр города Арзамаса - высшее должностное лицо муниципального образования, избираемое Арзамасской городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляющее администрацию города Арзамаса (в ред. решения Арзамасской городской Думы Нижегородской области от 30 сентября 2016 года N 67).
В части 1 статьи 39 Устава (в ред. решения Арзамасской городской Думы Нижегородской области от 30 сентября 2016 года N 67) закреплено, что глава муниципального образования - мэр города Арзамаса является высшим должностным лицом города Арзамаса, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории городского округа, и наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно части 2 статьи 39 Устава глава муниципального образования - мэр города Арзамаса избирается Арзамасской городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. Согласно части 3 статьи 39 Устава глава муниципального образования - мэр города Арзамаса исполняет свои полномочия на постоянной основе с момента избрания и прекращает свои полномочия в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования - мэра города Арзамаса.
В статье 39.1 Устава (в ред. решения Арзамасской городской Думы Нижегородской области от 30 сентября 2016 года N 67) регламентирован порядок избрания главы муниципального образования - мэра города Арзамаса.
Камаев А.И. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать не действующими со дня принятия:
абзац второй части 1 статьи 13, части 2, 4 статьи 39, части 1, 2 статьи 39.1, абзац второй части 3 статьи 39.1, части 4-7 статьи 39.1, абзацы первый и третий части 9 статьи 39.1, часть 10 статьи 39.1, абзац первый части 12 статьи 39.1 Устава города Арзамаса Нижегородской области в части наименования представительного органа муниципального образования;
абзац третий части 1 статьи 13, статью 39, часть 1 статьи 39.1, абзацы первый и третий части 2 статьи 39.1, части 3-6 статьи 39.1, абзац второй части 8 статьи 39.1, часть 9 статьи 39.1, части 11 и 12 статьи 39.1 Устава города Арзамаса Нижегородской области в части наименования главы муниципального образования.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что оспариваемые нормы Устава города Арзамаса Нижегородской области, в которых закреплены наименование представительного органа "Арзамасская городская Дума Нижегородской области" и наименование "глава муниципального образования - мэр города Арзамаса" не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: части 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьям 1, 2 Закона Нижегородской области от 6 мая 2005 года N 41-З "О наименованиях органов местного самоуправления муниципальных образований в Нижегородской области". Статьей 1 указанного Закона Нижегородской области от 6 мая 2005 года N 41-З закреплены следующие наименования представительных органов городского округа: городская Дума, Совет депутатов, а в статье 2 указанного Закона Нижегородской области закреплены наименования главы муниципального образования городского округа как глава города, мэр города, глава местного самоуправления. По мнению административного истца, при правильном употреблении наименований указанных органов местного самоуправления в сочетании с наименованием соответствующего муниципального образования в оспариваемых положениях Устава города Арзамаса Нижегородской области более правильным является указание наименований: представительного органа муниципального образования - городская Дума городского округа город Арзамас Нижегородской области; главы муниципального образования - мэр города Арзамаса, без добавления слов "глава муниципального образования". Административный истец указал на нарушение оспариваемыми нормами Устава его права на реализацию пассивного избирательного права как кандидата на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса, принимавшего участие в конкурсе по отбору кандидатур на указанную должность.
Решением Нижегородского областного суда от 14 июля 2017 года в удовлетворении административных исковых требований Камаева А.И. отказано.
В апелляционной жалобе Камаев А.И. просит отменить решение суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением и толкованием норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области, привлеченным к участию в деле в качестве заинтересованного лица, а также прокуратурой Нижегородской области поданы возражения на апелляционную жалобу.
Камаев А.И., представитель Главного управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что Устав города Арзамас Нижегородской области, принятый решением Арзамасской городской Думы от 30 июня 2006 года N 65, и решения Арзамасской городской Думы, которыми внесены изменения в оспариваемые истцом статьи 13, 39 и 39.1 Устава, были зарегистрированы в установленном законом порядке Главным управлением Министерства юстиции РФ по Нижегородской области, которым была проведена проверка указанных решений на предмет соблюдения порядка их принятия. По результатам данной проверки нарушения порядка принятия муниципальных правовых актов установлено не было.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Камаева А.И., суд пришел к выводу о том, что оспариваемые нормы статей 13, 39, 39.1 Устава города Арзамаса Нижегородской области в части наименования представительного органа муниципального образования и в части наименования главы муниципального образования нормам федерального и регионального законодательства не противоречат.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно статье 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 43 и части 3 статьи 44 названного федерального закона устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования, регулирует вопросы организации и деятельности местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться, в том числе наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Статьей 1 Закона Нижегородской области от 6 мая 2005 года N 41-З "О наименованиях органов местного самоуправления муниципальных образований в Нижегородской области" (в ред. Закона Нижегородской области от 9 марта 2010 года N 25-З) установлено, что представительные органы муниципальных образований в Нижегородской области имеют следующие наименования:
- муниципального района - Земское собрание;
- городского округа - городская Дума, Совет депутатов;
- городского поселения: города районного значения - городская Дума; -рабочего поселка - поселковый Совет;
- сельского поселения - сельский Совет.
Статья 2 данного Закона определяет, что главы муниципальных образований в Нижегородской области имеют следующие наименования:
- муниципального района - глава местного самоуправления;
- городского округа - глава города, мэр города, глава местного самоуправления;
- городского поселения - города районного значения - глава местного самоуправления, глава города;
- городского поселения - рабочего поселка - глава местного самоуправления;
- сельского поселения - глава местного самоуправления.
Наименования, указанные в статьях 1, 2 и 3 данного Закона, употребляются в сочетании с наименованием соответствующего муниципального образования (статья 4 вышеуказанного Закона Нижегородской области от 6 мая 2005 года N 41-З).
В соответствии с Законом Нижегородской области от 16 ноября 2005 года N 184-З "Об административно-территориальном устройстве Нижегородской области" город Арзамас является городом областного значения.
В статье 1 Устава города Арзамаса Нижегородской области закреплено, что город Арзамас является муниципальным образованием, городом областного значения, наделенным законом Нижегородской области статусом городского округа.
Из приведенных выше норм законодательства Нижегородской области следует, что представительный орган местного самоуправления названного муниципального образования должен именоваться как городская Дума городского округа город Арзамас Нижегородской области, а глава этого муниципального образования должен иметь наименование мэр города Арзамаса без добавления слов "глава муниципального образования".
Как следует из содержания оспариваемых положений Устава города Арзамаса Нижегородской области, в абзаце втором части 1 статьи 13, частях 2, 4 статьи 39, части 1, 2 статьи 39.1, абзаце втором части 3 статьи 39.1, частях 4-7 статьи 39.1, абзацах первом и третьем части 9 статьи 39.1, части 10 статьи 39.1, абзаце первом части 12 статьи 39.1 Устава города Арзамаса Нижегородской области наименование представительного органа муниципального образования указано как Арзамасская городская Дума Нижегородской области.
В тексте абзаца третьего части 1 статьи 13, статье 39, части 1 статьи 39.1, абзацах первом и третьем части 2 статьи 39.1, части 3-6 статьи 39.1, абзаце втором части 8 статьи 39.1, части 9 статьи 39.1, частях 11 и 12 статьи 39.1 Устава города Арзамаса Нижегородской области наименование главы муниципального образования указано как глава муниципального образования - мэр города Арзамаса.
Таким образом, наименования представительного органа местного самоуправления и главы муниципального образования закреплены в оспариваемых нормах Устава города Арзамаса Нижегородской области с нарушением требований вышеизложенных норм Федерального закона N 131-ФЗ и Закона Нижегородской области от 6 мая 2005 года N 41-З "О наименованиях органов местного самоуправления муниципальных образований в Нижегородской области".
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления Камаева А.И.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным признать оспариваемые нормы Устава города Арзамаса Нижегородской области не действующими со дня вступления решения суда в законную силу с учётом положений пункта 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила:
решение Нижегородского областного суда от 14 июля 2017 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать не действующими со дня вступления судебного акта в законную силу абзац третий части 1 статьи 13, статью 39, часть 1 статьи 39.1, абзацы первый и третий части 2 статьи 39.1, части 3-6 статьи 39.1, абзац второй части 8 статьи 39.1, часть 9 статьи 39.1, части 11 и 12 статьи 39.1 Устава города Арзамаса Нижегородской области в той мере, в которой содержащееся в этих нормах наименование главы муниципального образования не соответствует требованиям Закона Нижегородской области от 6 мая 2005 года N 41-З "О наименованиях органов местного самоуправления муниципальных образований в Нижегородской области".
Признать не действующими со дня вступления судебного акта в законную силу абзац второй части 1 статьи 13, части 2, 4 статьи 39, части 1, 2 статьи 39.1, абзац второй части 3 статьи 39.1, части 4-7 статьи 39.1, абзацы первый и третий части 9 статьи 39.1, часть 10 статьи 39.1, абзац первый части 12 статьи 39.1 Устава города Арзамаса Нижегородской области в той мере, в которой содержащееся в указанных нормах наименование представительного органа муниципального образования не соответствует требованиям Закона Нижегородской области от 6 мая 2005 года N 41-З "О наименованиях органов местного самоуправления муниципальных образований в Нижегородской области".
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 ноября 2017 г. N 9-АПГ17-22
Текст определения официально опубликован не был