Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1100280-6 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
(первое чтение, повторно)
Досье на проект федерального закона
Законопроект подготовлен в целях обеспечения дополнительных гарантий прав граждан, являющихся заемщиками, имеющими обязательства, выраженные в иностранной валюте, по кредитным договорам, обеспеченным ипотекой.
Предлагаемое в статье 1 законопроекта дополнение статьи 9.1 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) пунктом 3, устанавливающим, что валютой кредитного договора, договора займа, заключенных с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, является российский рубль, не учитывает положения пункта 2 статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которому денежное обязательство может предусматривать оплату в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах.
Также проектируемая норма не согласуется с пунктом 1 части 3 статьи 9 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в соответствии с которым без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам.
Кроме того, Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 217-ФЗ "О внесении изменения в статью 9.1 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" уже введен пункт 3 статьи 9.1 Федерального закона N 102-ФЗ.
Статьей 2 законопроекта предлагается внести изменения в статью 38 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), обязывающие судебного пристава-исполнителя отложить по заявлению должника - гражданина на срок не более 3 лет исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения в случае исполнения судебного акта об обращении взыскания на недвижимое имущество, выступающее в качестве обеспечения исполнения обязательств должника - гражданина по кредитному договору, договору займа, который был им заключен в иностранной валюте, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и которое является единственным пригодным для проживания жилым помещением, находящимся в собственности у должника - гражданина и членов его семьи.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона N 229-ФЗ взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно частям 1 и 2 статьи 38 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более десяти дней или обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на основании судебного акта, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 3 статьи 54 Федерального закона N 102-ФЗ по заявлению залогодателя суд при наличии уважительных причин вправе в решении об обращении взыскания на заложенное имущество отсрочить его реализацию на срок до одного года в случаях, когда залогодателем является гражданин независимо от того, какое имущество заложено им по договору об ипотеке, при условии, что залог не связан с осуществлением этим гражданином предпринимательской деятельности либо предметом ипотеки является земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения. Определяя срок, на который предоставляется отсрочка реализации заложенного имущества, суд учитывает, в том числе то, что сумма требований залогодержателя, подлежащих удовлетворению из стоимости заложенного имущества на момент истечения отсрочки, не должна превышать стоимость заложенного имущества по оценке, указанной в отчете независимого оценщика или решении суда на момент реализации такого имущества. Отсрочка реализации заложенного имущества не затрагивает прав и обязанностей сторон по обязательству, обеспеченному ипотекой этого имущества, и не освобождает должника от возмещения возросших за время отсрочки убытков кредитора, причитающихся кредитору процентов и неустойки. Если должник в пределах предоставленного ему отсрочкой времени удовлетворит требования кредитора, обеспеченные ипотекой в том объеме, который они имеют к моменту удовлетворения требования, суд по заявлению залогодателя отменяет решение об обращении взыскания.
Таким образом, механизм, позволяющий отложить исполнительные действия судебного пристава-исполнителя посредством обращения должника в суд за предоставлением отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта и предусматривающий судебный порядок предоставления отсрочки (рассрочки) до одного года, на законодательном уровне предусмотрен и содержит нормы для соблюдения баланса прав и интересов должника и взыскателя в указанных ситуациях.
При этом проектируемые положения, обязывающие суд отложить исполнение на необоснованно длительный срок до 3-х лет на основании заявления гражданина без соблюдения судебного порядка и без учета соответствующих обстоятельств (статья 54 Федерального закона N 102-ФЗ), противоречат одной из задач исполнительного производства (своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций).
Согласно статье 3 проекта "кредитные договоры, договоры займа, которые заключены кредитными организациями с физическими лицами в целях, не связанных с осуществлением физическими лицами предпринимательской деятельности, и обязательства по которым обеспечены ипотекой жилых помещений, являющихся для указанных физических лиц и членов их семей единственными пригодными для проживания жилыми помещениями, и размер денежных обязательств по которым выражен в иностранной валюте, подлежат изменению в целях выражения указанных денежных обязательств в валюте Российской Федерации. Порядок изменения указанных договоров, срок перевода денежных обязательств в валюту Российской Федерации определяется Центральным банком Российской Федерации".
Указанные положения не соответствуют требованию об определенности нормы права, поскольку не содержат никаких указаний о порядке изменения условий договоров, в том числе по какому курсу пересчитывается в рублях денежное обязательство в иностранной валюте, меняется ли при этом установленная в договоре процентная ставка и в каком размере, пересчитывается ли размер уже начисленных процентов по денежному обязательству, подлежат ли изменению условия договоров, по которым уже вынесены судебные решения, с какого момента (даты) должны происходить такие изменения и т.д.
Указание о том, что порядок изменения договоров устанавливается Центральным банком Российской Федерации, является недостаточным, поскольку в предлагаемом положении проекта не содержится каких-либо критериев, которыми должен руководствоваться Центральный банк Российской Федерации при установлении указанного порядка.
Учитывая, что такие изменения условий договоров должны производится в обязательном порядке в отношении всех указанных кредитных договоров и договоров займа, в том числе договоров, стороны которых не изъявляют желание на внесение в договор таких изменений, положения проекта не соответствуют изложенным в статьях 1 и 2 ГК РФ принципам свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, автономии воли и имущественной самостоятельности участников гражданских правоотношений. Данные положения проекта также не учитывают положения статьи 451 ГК РФ, регулирующие основания и порядок изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств.
Поскольку положения законопроекта по существу направлены на предоставление преференций должникам по указанным выше кредитным договорам и договорам займа, обеспеченным валютной ипотекой, за счет ограничения объема прав кредиторов по таким договорам, положения проекта также не соответствуют принципу равенства участников гражданских правоотношений, предусмотренному в статьях 1 и 2 ГК РФ.
Кроме того, в соответствии с частью девятой статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" данный законопроект должен быть направлен на заключение в Банк России.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.