См. также Методические рекомендации по внедрению механизмов, обеспечивающих сохранение кадрового потенциала государственной гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные Минтрудом России
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях оказания помощи федеральным органам исполнительной власти (далее также - Орган) при формировании и совершенствовании организационно-штатной структуры типовых подразделений Органа.
При подготовке Методических рекомендаций учтены требования нормативных правовых актов Российской Федерации, современный федеральный и региональный опыт структурирования органов исполнительной власти и нормирования их численности, а также результаты комплексного анализа организационной структуры и штатных расписаний структурных подразделений (подразделений) центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены типовые функции.
2. Положения настоящих Методических рекомендаций в большей степени ориентированы на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение одного вида федеральной государственной службы - федеральной государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) и штатное расписание которых формируется с учетом разделов 5, 8, 9 и 11 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 (далее - Реестр).
Иные федеральные органы исполнительной власти могут руководствоваться положениями настоящих Методических рекомендаций при формировании (совершенствовании) своей структуры и штатных расписаний с учетом специфики реализуемых государственных функций и полномочий и особенностей классификации должностей гражданской службы, установленной соответствующими разделами Реестра.
3. Для целей настоящих Методических рекомендаций под типовыми подразделениями Органа понимаются структурные подразделения Органа, на которые возложено исполнение типовых функций по обеспечению их деятельности в сфере кадровой работы и организации прохождения федеральной государственной гражданской службы в Органе, профилактики коррупционных и иных правонарушений, юридического (правового), бухгалтерского (финансового), документационного (делопроизводство, контроль, архив), информационно-технологического, организационно-технического и хозяйственного обеспечения Органа, закупочной и международной деятельности*(1), а также защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и мобилизации.
4. Положения настоящих Методических рекомендаций носят исключительно рекомендательный характер, а их учет при определении структуры и штатного расписания типовых подразделений Органа позволит сформировать оптимальную организационно-штатную структуру этих подразделений, обеспечивающую оптимизацию кадрового состава, эффективное распределение кадров по группам и категориям должностей с учетом дифференциации должностных (служебных) обязанностей по этим должностям, что в целом способствует повышению качества реализации возложенных на эти подразделения функций.
5. В рамках собственных полномочий руководителя Органа по утверждению структуры и штатного расписания Органа в пределах установленных фонда оплаты труда и численности работников в целях формирования и поддержания оптимальной организационно-штатной структуры Органа руководителем Органа может быть утвержден порядок (правила) формирования штатного расписания и внесения в него изменений, предусматривающий основные подходы и требования к организации и проведению соответствующей работы в Органе.
6. Нормативы численности типовых подразделений Органов и рекомендации по формированию их организационно-штатной структуры, в том числе по группам и категориям должностей, предусмотренные в настоящих Методических рекомендациях, могут быть учтены также при формировании и совершенствовании организационно-штатной структуры иных (профильных) подразделений федерального органа исполнительной власти.
_____________________________
*(1) Международная деятельность в части организации работы по международному сотрудничеству в установленной сфере деятельности для целей настоящих Методический рекомендаций относится к типовым функциям центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех органов, которые созданы непосредственно в целях осуществления государственных функций в сфере международных отношений, международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности (в частности, МИД России, Россотрудничество, Минэкономразвития России).
*(2) В отдельных федеральных органах исполнительной власти военного и правоохранительного (силового) блока, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, предусмотрена более дифференцированная организационная структура, предусматривающая, в том числе, структурные подразделения в форме департаментов, главных управлений, управлений, служб и отделов.
*(3) С учетом Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, и Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574.
*(4) Предлагаемые нормативы численности структурных подразделений центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти соответствуют нормативам, установленным пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1094 "О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти" (далее - постановление N 1094).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 1998 г. N 481 "О расширении прав руководителей федеральных органов исполнительной власти в использовании средств на содержание этих органов при сокращении численности работников" (далее - постановление N 481) для федеральных органов исполнительной власти при сокращении численности работников не применяются нормативы штатной численности департаментов и управлений, предусмотренные пунктом 2 постановления N 1094.
Учитывая, что при новой структуре и системе федеральных органов исполнительной власти производились мероприятия по общему сокращению численности федеральных государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти (последнее - в 2016 г. на 10%), рекомендуемое возможное отклонение (в сторону уменьшения) численности структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти (наиболее характерно для Органов со штатной численностью менее 100 ед.), созданных в форме департаментов и управлений, составляет 5 ед.
*(5) В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89".
*(6) Для целей настоящих Методических рекомендаций под нормой управляемости понимается количество работников, находящихся в подчинении у руководителя.
*(7) В соответствии с пунктом 1.5 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452.
*(8) Описанная структура в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574, характера для большинства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Специфическую организационную структуру имеют территориальные органы ФТС России и МВД России.
*(9) С учетом методических рекомендаций по оптимизации структуры, штатной численности и финансирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, по определению и мониторингу достижения показателей результативности и эффективности их деятельности, прилагаемых к поручению Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N ДК-П36-8855.
*(10) С учетом положений части 2 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработаны рекомендации по нормированию численности и формированию организационно-штатной структуры типовых подразделений федеральных органов исполнительной власти.
Речь идет о подразделениях, на которые возложено исполнение типовых функций по обеспечению деятельности в сфере кадровой работы и организации прохождения госслужбы, профилактики коррупционных и иных правонарушений, юридического (правового), бухгалтерского (финансового), документационного (делопроизводство, контроль, архив), информационно-технологического, организационно-технического и хозяйственного обеспечения, закупочной и международной деятельности, а также защиты гостайны, мобилизационной подготовки и мобилизации.
Рекомендуемая штатная численность типового подразделения центрального аппарата, созданного в форме департамента, составляет не менее 35 единиц, управления - не менее 20 единиц.
Рекомендуемая штатная численность типового подразделения центрального аппарата, созданного в форме самостоятельного отдела, - не менее 10 единиц. Количество отделов в составе департамента - не менее 4, в составе управления - не менее 3. Штатная численность отдела в составе департамента (управления) - не менее 5 единиц (включая должность начальника отдела).
Должность заместителя начальника отдела целесообразно вводить, если штатная численность отдела в составе департамента (управления) не менее 6 единиц. При штатной численности отдела в составе департамента (управления) не менее 11 единиц в отделе может вводиться вторая должность заместителя начальника отдела.
Отдельно даны рекомендации в отношении территориальных органов.
Приведены рекомендации по формированию штатной структуры типовых подразделений центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, в т. ч. по группам и категориям должностей.
Методические рекомендации по нормированию численности и формированию организационно-штатной структуры типовых подразделений федеральных органов исполнительной власти
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был