Решение Новосибирского областного суда от 18 января 2005 г. N 3-2/05
Рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 18 января 2005 года дело по заявлению И. о признании недействительным п. 3 ст. 1 Закона Новосибирской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области" в части, установил:
19 декабря 2003 года постановлением Новосибирского областного Совета депутатов принят закон Новосибирской области N 162-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области", подписан главой администрации Новосибирской области 30 декабря 2003 года, опубликован в "Ведомостях" N 2, 9.01.2004; в газете "Советская Сибирь" N 5 13.01.2004; в "Сборнике нормативных правовых актов Новосибирского областного Совета депутатов" 2004, ч. 2 (13), стр. 156.
4 ноября 2004 года И., являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства "Альянс", обратился в Новосибирский областной суд с заявлением о признании "незаконным" п. 3 ст. 1 закона Новосибирской области N 162-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области" (далее закон НСО N 162-ОЗ "Об обороте земель...") в части слов "через десять лет". В обоснование заявления указано, что оспариваемой нормой закона, установившей начало приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в Новосибирской области фактически с 2014 года, ограничивается его право на приватизацию данных земельных участков до указанного срока. Оспариваемый закон противоречит требованиям пунктов 4, 5 ст. 1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", п. 5 ст. 20 Земельного кодекса РФ. Новосибирская область, как субъект РФ, установив срок начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с 2014 года, злоупотребила своим правом (л.д. 8-10).
В связи с оставлением судом указанного заявления без движения (л.д. 5-6), И. 19 ноября 2004 года представил в суд заявление, в котором просил п. 3 ст. 1 закона НСО N 162-ОЗ "Об обороте земель..." в части слов "через десять лет" признать недействительным, указав, что оспариваемый закон противоречит нормам федерального законодательства, указанным им ранее, а также п. 1 ст. 81 ЗК РФ, п. 1 ст. 11, ст. 12, п. 1 ст. 1 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве, п. 3 ст. 3 ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса РФ" (л.д. 38-41). В обоснование заявления указано, что законодатель оспариваемым законом ввел дополнительные ограничения на приватизацию (оборот) земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, установив начало приватизации данных земель с 2014 года, тем самым нарушено его право на приватизацию данных земель в настоящее время. Оспариваемый закон фактически замораживает развитие и нормальное функционирование крестьянских (фермерских) хозяйств на 10 лет, в том числе и его КФХ "Альянс".
В судебном заседании И. поддержал доводы своего заявления и просил его удовлетворить, представил заявление, в котором изложил свои возражения на возражения представителей Новосибирского областного совета депутатов и главы администрации Новосибирской области.
Представители Новосибирского областного Совета депутатов и главы администрации Новосибирской области возражали против удовлетворения заявления И., ссылаясь на то, что оспариваемый заявителем закон Новосибирской области "Об обороте земель..." принят в соответствии с требованиями федерального законодательства. ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено право субъекта РФ законодательно устанавливать момент приватизации земельных участков, расположенных на территории субъекта РФ. Указание в оспариваемом законе на момент приватизации земельных участков земель сельскохозяйственного назначения с 2014 года не является в связи с вышеизложенным установлением дополнительных правил и ограничений оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Не противоречит оспариваемый заявителем закон области и нормам земельного законодательства, так как до момента начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения за гражданами, в том числе и за заявителем, сохраняется право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Выслушав объяснения И.; представителей Новосибирского областного Совета депутатов и главы администрации Новосибирской области, изучив материалы дела; заслушав заключение прокурора, полагавшей отказать в удовлетворении заявления, суд находит заявление И. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с пунктом "к" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится земельное законодательство. Согласно частям 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что настоящий ФЗ регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственности. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим ФЗ, ЗК РФ и иными федеральными законами (п. 1 ст. 1 ФЗ). Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта РФ, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 1 ФЗ).
Пунктом 3 ст. 1 закона НСО "Об обороте земель..." установлено, что приватизация земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории области, вводится одновременно на всей территории области через десять лет с момента вступления в силу настоящего Закона.
Как видно из материалов дела, заявитель И. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства "Альянс", он зарегистрирован территориальной администрацией Искитимского района Новосибирской области (л.д. 32). Согласно государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей - крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Альянс" постановлением администрации Искитимского района N 298 предоставлено всего 11,8 гектаров земли в бессрочное (постоянное) пользование для производства сельхозпродукции (л.д. 27).
Суд приходит к выводу, что субъект Российской Федерации - Новосибирская область правомерно, в пределах своих полномочий и с учетом требований федерального законодательства, указанного выше, установила момент начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Новосибирской области.
По мнению заявителя, установление в оспариваемом законе Новосибирской области момента начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения "через десять лет" противоречит п. 5 ст. 1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", так как устанавливает дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, с чем суд не может согласиться, исходя из следующего.
Действительно, согласно п. 5 ст. 1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" - принятие субъектами РФ законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.
Между тем, суд приходит к выводу, соглашаясь с доводами представителей заинтересованных лиц о том, что установление оспариваемой заявителем нормой закона Новосибирской области момента начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения "через десять лет", не является установлением дополнительных правил и ограничений оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Законодательный (представительный) орган государственной власти Новосибирской области вправе, исходя из положений вышеуказанного федерального закона, в оспариваемом законе определить тот или иной момент начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в оспариваемом случае - с 2014 года, так как нормами федерального законодательства по данному вопросу не установлены какие-либо сроки, либо какие-то ограничения по срокам. В связи с чем суд не может согласиться и с утверждениями заявителя И. о том, что субъект РФ - Новосибирская область, указав момент начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с 2014 года, а не раньше, злоупотребила своим правом, установив именно такой длительный по срокам момент.
Не может суд согласиться с утверждениями заявителя И. о том, что установление оспариваемым законом НСО "Об обороте земель..." начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с 2014 года, нарушает его право на приватизацию данных земель, находящихся у него в постоянном (бессрочном) пользовании до 1 января 2014 года, исходя из следующего.
Действительно, пунктом 5 ст. 20 Земельного кодекса РФ установлено, что каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок. Согласно п. 1 ст. 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Между тем, в соответствии с ч. 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ и ФЗ РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", к обороту земель сельскохозяйственного назначения применяются ограничения, в данном случае, по приватизации данном категории земель. В соответствии же с ч. 3 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" - предоставление в собственность гражданам земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование сроком не ограничивается. В связи с чем права заявителя И., как главы КФХ "Альянс", на осуществление его деятельности, на право постоянного (бессрочного) пользования предоставленным ему земельным участком, не нарушаются, приватизировать же данный земельный участок он сможет только с 1 января 2014 года.
Не может суд согласиться с доводами заявителя И. о том, что оспариваемый им закон Новосибирской области противоречит требованиям и. 1 ст. 11, ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", так как данным ФЗ не ограничиваются его права на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления ею деятельности в форме крестьянского (фермерского) хозяйства, исходя из следующего.
Статьей 11 ч. 1 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлено, что для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Ст. 12 данного ФЗ предусмотрен порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Оспариваемый закон НСО "Об обороте земель..." не содержит запрета на возможность предоставления или приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. В связи с чем суд приходит к выводу, что исходя из требований ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и закона НСО "Об обороте земель...", регулирующих отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливающих правила и ограничения, применяемых к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - приобрести гражданам, в том числе и заявителю И., земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности можно будет только с 1 января 2014 года, а до этого момента земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения будут предоставляться органами государственной власти субъектов РФ в аренду.
С учетом того, что оспариваемый закон Новосибирской области "Об обороте земель ..." не противоречит нормам федерального законодательства и не нарушает прав заявителя И., его требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявления И. о признании недействительным п. 3 ст. 1 Закона Новосибирской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области" в части слов "через десять лет" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Новосибирский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Новосибирского областного суда от 18 января 2005 г. N 3-2/05 Положения пункта 3 статьи 1 Закона Новосибирской области от 30 декабря 2003 г. N 162-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области" признаны Новосибирским областным судом соответствующими федеральному законодательству
Текст решения предоставлен Новосибирским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника