Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 декабря 2017 г. N 03-07-07/87705
Вопрос: В соответствии с разделом XV Постановления Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 заключение договоров поручительства направлено на обесценение исполнения обязательств участника, возникающих по результатам отбора инвестиционных проектов по строительству (реконструкции, модернизации) генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии.
Между Продавцами мощности, АО (администратор торговой системы) и Покупателями мощности в 2014 и 2016 гг. заключены договоры о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (далее - "ДПМ ВИЭ"), в отношении конкретных объектов генерации. Договоры поручительства для обеспечения исполнения обязательств поставщика мощности, согласно которым Общество обеспечивает исполнение обязательств Продавца по оплате неустоек (штрафов, пени), возникших по договорам "ДПМ ВИЭ", заключаются между Покупателями мощности и Поручителем через АО, которое является коммерческим представителем обеих сторон договора поручительства с учетом специфики деятельности на оптовом рынке мощности.
Договоры поручительства заключались Обществом (Поручитель) до 01.01.2017, и не предусматривали выплаты вознаграждений Поручителю за выдачу поручительства.
В 2017 г. Общество заключает с Должниками Соглашения о расчетах по проектам ВИЭ, в которых предусматривает вознаграждение за выдачу поручительства (за период до исполнения поручительства) по ранее выданным и действующим поручительствам.
В связи с чем, прошу дать разъяснение в письменной форме о применении законодательства о налогах и сборах по следующим вопросам:
Вопрос о применении норм законодательства о налогах и сборах:
1. Обязан ли Поручитель (Общество) исчислить НДС в 2017 году по безвозмездно выданным поручительствам в прошлых налоговых периодах (до 2017 года)? При условии, что выдача таких поручительств была осуществлена на безвозмездной основе.
2. При заключении в 2017 году соглашений между Поручителем и Должником об установлении платы за выдачу поручительства, каким образом должны быть отражены указанные доходы, если они приходятся на несколько отчетных (налоговых периодов): равномерно в течение срока действия договора поручительства или единовременно?
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении операций по выдаче поручительств, осуществленных до 1 января 2017 года на безвозмездной основе, а также отражению в учете доходов от выдачи поручительств по договорам, заключенным в 2017 году на возмездной основе, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
Согласно подпункту 15.3 пункта 3 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по выдаче поручительства, осуществляемые налогоплательщиком, не являющимся банком, освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость с 1 января 2017 года. В связи с этим до 1 января 2017 года данные операции, осуществляемые, в том числе на безвозмездной основе, подлежали обложению налогом на добавленную стоимость согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса.
Что касается отражения в налоговом учете доходов от данных операций по договорам, заключенным в 2017 году на возмездной основе, то на основании пункта 1 статьи 272 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса в целях применения налога на прибыль организаций доходы по методу начисления признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.