Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 декабря 2017 г. N 03-07-11/85421
Вопрос: Общество в 2016 г. судом признано банкротом, в отношении него введено конкурсное производство. Согласно Закону о банкротстве N 127-ФЗ, имущество общества реализовано с торгов.
Реализованное имущество полностью несамортизировано и имеет остаточную стоимость. НДС по реализуемому имуществу ранее был принят к вычету.
Согласно пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ, вступившему в силу с 01.01.2015, операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами), не признаются объектом налогообложения по НДС.
В результате чего, при реализации имущества НДС начислен не был. С другой стороны, согласно пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, НДС в части остаточной стоимости должен быть восстановлен в том периоде (квартале), в котором оно были реализовано. Восстановленные суммы НДС учитываются в составе прочих расходов согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
1. Правомерно ли обществом восстановлен НДС в части остаточной стоимости имущества, реализованного с торгов в процедуре банкротства?
2. Правомерно ли общество сумму восстановленного НДС по реализованному имуществу отразило в составе текущих расходов.
В разъяснениях Министерства финансов РФ (Письмо от 31 октября 2016 г. N 03-07-14/63453, Письмо от 8 ноября 2016 г. N СД-4-3/21121@)) ответ по данному вопросу раскрыт не в полном объеме. Просим конкретизировать пояснения касательно нашей ситуации.
Ответ: В связи с письмом по вопросу восстановления налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельным (банкротом), Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случаях их дальнейшего использования для осуществления операций, указанных в пункте 2 данной статьи Кодекса, в числе которых предусмотрены операции по реализации (передаче) товаров, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 15 указанного пункта 2 статьи 146 Кодекса не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).
Таким образом, при реализации имущества должника, признанного в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельным (банкротом), суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по указанному имуществу, подлежат восстановлению.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
При этом восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 Кодекса.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.