Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росавиации
от 22.12.2017 г. N 1065-П
Обстоятельства авиационного происшествия с вертолетом Ми-8Т RA-22869
21.10.2016 ночью на вертолете Ми-8T RA-22869 ООО "Авиакомпания "СКОЛ" выполнялся коммерческий рейс по маршруту: аэродром Уренгой - посадочная площадка Пионерная - посадочная площадка Р-40 - посадочная площадка Сузун - посадочная площадка Р-40 - аэродром Уренгой.
При вылете по маршруту посадочная площадка Сузун - посадочная площадка Р-40 - аэродром Уренгой на борту воздушного судна (далее - ВС) находились 3 члена экипажа, 19 пассажиров и 277 кг багажа. В соответствии с проведенными расчетами взлетный вес (10582 кг) и центровка (+143 мм) вертолета не выходили за пределы летных ограничений. Посадка на посадочной площадке Р-40 планировалась с целью заправки вертолета топливом (заправка топливом на посадочной площадке Сузун не обеспечивается).
По результатам анализа метеорологической обстановки, показаний очевидцев, а также радиопереговоров экипажа вертолета Ми-8Т RA-22869 с экипажами других вертолетов было установлено, что метеорологические условия в районе посадочной площадки Р-40 ко времени прилета ухудшилась: туман, понижение нижней границы облачности до 70 метров и менее.
На удалении 90 км до посадочной площадки Р-40 командир вертолета Ми-8Т RA-22869 получил информацию от экипажа другого вертолета Ми-8 об ухудшении погодных условий и невозможности произвести посадку. Из-за отсутствия метеоусловий в районе посадочной площадки Р-40 командир Ми-8Т RA-22869 при остатке топлива 700 л принял решение выполнить полет до аэродрома Уренгой без дозаправки на посадочной площадке Р-40 (расстояние до аэродрома Уренгой составляло 152-155 км).
Расчет потребного количества топлива, проведенный комиссией показал, что для выполнения полета с посадочной площадки Сузун до аэродрома Уренгой без дозаправки топливом на посадочной площадке Р-40 количества топлива, находившегося на борту вертолёта Ми-8Т RA-22869, было недостаточно.
В дальнейшем полёт выполнялся на приборной скорости 210-250 км/ч и геометрической высоте 80-100 м с периодическим уменьшением высоты до 50-60 метров. Причина снижения, наиболее вероятно, была связана с наличием низкой облачности по маршруту полёта.
На удалении около 112 км до аэродрома Уренгой системой СДК-8 была зарегистрирована разовая команда "Насосы не работают", что свидетельствовало о выработке топлива только из одного из основных подвесных баков. На удалении 77 км от аэродрома Уренгой была зарегистрирована разовая команда "Аварийный остаток топлива".
После этого экипаж вертолета начал предпринимать попытки поиска площадки для выполнения вынужденной посадки: полет происходил со снижением до 20 метров, скорость уменьшалась со 140 до 0 км/час, выполнялись развороты на 360° и более.
При попытке произвести посадку в результате несоразмерных действий органами управления в условиях потери контроля за пространственным положением ВС произошло увеличение тангажа до 29° на кабрирование при практически постоянном отклонении автомата перекоса в продольном направлении. Увеличение угла тангажа на кабрирование привело к энергичному торможению вертолёта до околонулевых скоростей и снижению, а в дальнейшем к полету вертолета "хвостом вперед" с бесконтрольным снижением с большими углами крена (левый 48°) и тангажа (на кабрирование 46°) вплоть до столкновения лопастей рулевого винта с земной поверхностью.
По заключению комиссии по расследованию:
"Причиной катастрофы вертолёта Ми-8Т RA-22869 явилась потеря экипажем пространственной ориентировки при попытке выполнения вынужденной посадки в ночных условиях при сплошной облачности и отсутствии световых ориентиров в месте посадки. Необходимость выполнения вынужденной посадки была обусловлена малым остатком топлива.
Наиболее вероятно, авиационному происшествию способствовали следующие факторы:
недостатки во взаимодействии членов экипажа, приведшие к потере контроля за пространственным положением вертолета при выполнении посадки;
принятие КВС необоснованного решения на вылет при имевшейся информации о метеорологических условиях в районе пункта посадки, предназначенного для дозаправки вертолёта топливом, не соответствующих для полетов по ПВП ночью;
недостатки в подготовке членов экипажа по действиям в нештатных и аварийных ситуациях с учетом специфики выполнения предстоящих задач. В частности, невыполнение экипажем, после принятия решения выполнить полёт до аэродрома посадки без дозаправки, положений РЛЭ Ми-8 по выдерживанию режима максимальной дальности полета, что привело к повышенному расходу топлива;
недостатки РПП авиакомпании в части критериев принятия решения на вылет, допускающие возможность выполнения экипажами, в случае отсутствия метеоусловий, посадок с пассажирами вне оборудованных посадочных площадок в ночных условиях. При этом процедуры выполнения таких посадок в РПП не установлены;
недостатки в отборе членов экипажей по профессиональным качествам для работы в отрыве от базы, не позволившие обеспечить эффективную организацию и безопасность полетов. Как погибшим экипажем, так и другими экипажами авиакомпании принимались необоснованные решения на вылет и продолжение полетов, а также нарушались установленные нормативы продолжительности полетной смены;
отсутствие системы контроля за работой экипажей на оперативной точке;
недостатки системы управления безопасностью полетов ООО "Авиакомпания "СКОЛ", не позволившие выявить имеющиеся факторы опасности и снизить уровень риска при выполнении коммерческих перевозок ночью над безориентирной местностью. К выполнению полетов допускались экипажи и воздушные суда, не имевшие действующего допуска к полетам ночью, в том числе и по приборам.
На тяжесть последствий авиационного происшествия могло повлиять невыполнение экипажем требований РПП авиакомпании по швартовке багажа пассажиров, по проведению инструктажа пассажиров по правилам поведения на борту ВС и действиям при аварийных ситуациях, в том числе, и о порядке использования ремней безопасности, а также возможные повреждения ряда пассажиров устройством для внешней подвески груза, находившимся в грузовой кабине вертолёта в походном положении".
Подробная информация об обстоятельствах катастрофы приведена в окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия вертолета Ми-8Т RA-22869, опубликованном в разделе "Расследования" официального интернет-сайта Межгосударственного авиационного комитета.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 22 декабря 2017 г. N 1065-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.