Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Минэкономразвития России
от 30.11.2017 г. N 646
Положение
об организации проектной деятельности в Минэкономразвития России
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации проектной деятельности в Минэкономразвития России (далее - Министерство).
Инициирование, подготовка, реализация, мониторинг, контроль и завершение проектов (программ) Министерства осуществляется в соответствии с настоящим Положением.
2. Термины, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
"проект" - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений;
"программа" - комплекс взаимосвязанных проектов и мероприятий, объединенных общей целью и координируемых совместно в целях повышения общей результативности и управляемости;
"портфель проектов (программ) Министерства" - совокупность проектов и программ Министерства, разрабатываемых по решению Министра или координационного органа проектной деятельности Министерства (далее - координационный орган) и (или) утвержденных координационным органом в соответствии с настоящим Положением и объединенных в целях эффективного управления для достижения целей и задач Министерства;
"проектная деятельность" - деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов (программ).
3. Организационная структура системы управления проектной деятельностью Министерства включает в себя:
а) постоянные органы управления проектной деятельностью, к которым относятся:
координационный орган;
проектный офис Министерства;
б) временные органы управления проектной деятельностью, к которым относятся:
проектные комитеты проектов (программ) Министерства (далее - проектные комитеты);
заказчики проектов (программ);
кураторы проектов (программ);
руководители проектов (программ);
проектные менеджеры-координаторы проектов (менеджеры-координаторы программ) (далее - проектные менеджеры (менеджеры программ);
администраторы проектов (программ);
рабочие группы проектов (программ);
участники проектов (программ), в том числе представители общественно-деловых кругов и экспертного сообщества.
II. Формирование портфеля проектов (программ) Министерства
4. Портфель проектов (программ) Министерства включает проекты (программы) следующих категорий:
проекты (программы) Министерства, приоритет 1 (далее - проект (программа) приоритета 1);
проекты (программы) Министерства, приоритет 2 (далее - проект (программа) приоритета 2);
проекты (программы) заместителей Министра и директоров Департаментов.
5. Основанием для инициирования проекта (программы) приоритета 1 является решение президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (далее - президиум Совета), проектного комитета приоритетного проекта (программы) о целесообразности его реализации в качестве проекта (программы) Министерства, Министра или координационного органа, в том числе по итогам рассмотрения предложений по проектам (программам).
6. Проекты (программы) приоритета 2 и проекты (программы) заместителей Министра и директоров Департаментов формируются по итогам рассмотрения Министром или координационным органом предложений по проектам (программам).
7. Инициирование и подготовка проектов (программ) Министерства приоритета 1, 2 и проектов (программ) заместителя Министра и директора Департамента осуществляется в соответствии с приложениями NN 1, 2 и 3 к настоящему Положению соответственно.
8. Проектный офис Министерства представляет на утверждение координационного органа портфель проектов и программ по форме согласно приложению N 4 к настоящему Положению.
9. В течение года могут вноситься изменения:
координационным органом, а в случае необходимости оперативного внесения изменений по решению Министра, в портфель проектов (программ) приоритетов 1 и 2;
проектными комитетами в портфель проектов (программ) заместителей Министра и директоров Департаментов.
III. Инициирование проектов (программ) Министерства
10. Предложения по проектам (программам) инициируются заместителями Министра, структурными подразделениями Министерства (далее - структурные подразделения) и подведомственными Министерству федеральными службами и федеральным агентством, а также в соответствии с решениями федерального проектного офиса.
Предложения по проектам (программам) также могут инициироваться заинтересованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями.
В целях формирования предложений по проектам (программам) проектным офисом Министерства могут проводиться проектные сессии с участием руководства Министерства, сотрудников структурных подразделений Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб и федерального агентства, представителей общественно-деловых кругов и экспертного сообщества.
11. Подготовка предложений по проектам (программам) осуществляется по форме согласно приложению N 6 к настоящему Положению.
12. Инициатор представляет предложение по проекту (программе) в проектный офис Министерства, который регистрирует предложение по проекту (программе) и в течение 7 календарных дней:
представляет в координационный орган, а в случае необходимости оперативного принятия решения о целесообразности подготовки проекта (программы) - Министру, рекомендацию о целесообразности реализации представленной инициативы в проектном формате - в отношении проектов (программ), инициируемых заместителями Министра, структурными подразделениями и подведомственными Министерству федеральными службами и федеральным агентством;
определяет структурное подразделение Министерства, ответственное за содержательную проработку предложения по проекту (программе), и представляет в координационный орган, а в случае необходимости оперативного принятия решения о целесообразности подготовки проекта (программы) - Министру, совместную рекомендацию о целесообразности реализации представленного предложения по проекту (программе) в проектном формате, а также заключение по содержанию инициируемого проекта (программы) - в отношении проектов (программ), инициируемых заинтересованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями или по решению федерального проектного офиса.
13. По итогам рассмотрения рекомендации проектного офиса координационный орган, а в случаях, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения, - Министр, принимают решение о целесообразности подготовки проекта (программы) и определяют его категорию.
14. Перечень разрабатываемой документации по проектам (программам) Министерства и органов управления в зависимости от категории проекта (программы) приведены в приложении N 5 к настоящему Положению. Подготовка документов по проекту (программе) осуществляется с учетом методических рекомендаций по инициированию, подготовке, реализации, мониторингу, контролю и завершению проектов (программ) Министерства, утверждаемых заместителем Министра, ответственным за организацию проектной деятельности в Министерстве (далее - методические рекомендации).
15. По проекту (программе) приоритета 1 назначаются куратор, руководитель, проектный менеджер (менеджер программы) или администратор, а также формируются проектный комитет и рабочая группа. Министр выступает заказчиком проектов (программ) приоритета 1, а также возглавляет проектный комитет проекта (программы). Проектный комитет формируется распоряжением Министра, а рабочая группа - распоряжением директора Департамента - руководителя проекта (программы). В случае, если функции руководителя проекта (программы) выполняет заместитель директора Департамента, рабочая группа создается распоряжением директора того Департамента, в подчинении которого находится руководитель проекта (программы). В случае, если функции руководителя проекта (программы) выполняет помощник или советник Министра, рабочая группа формируется распоряжением директора Департамента проектного управления. По решению Министра или координационного органа рабочая группа проекта (программы) приоритета 1 может формироваться распоряжением заместителя Министра, курирующего направление деятельности Министерства, в рамках которого планируется реализация проекта (программы) приоритета 1.
16. По проекту (программе) приоритета 1 разрабатывается обоснование проекта (программы) (далее - концепция проекта (программы) по форме согласно приложению N 7 к настоящему Положению в сроки, установленные координационным органом или Министром.
17. Концепция проекта (программы) приоритета 1 вносится на заседание проектного комитета для принятия решения об ее утверждении и подготовке паспорта проекта (программы) приоритета 1. Утвержденная проектным комитетом концепция проекта (программы) приоритета 1 может быть рассмотрена на заседании координационного органа.
18. Для проектов (программ) приоритета 2 назначаются куратор, руководитель, проектный менеджер (менеджер программы) или администратор, а также формируются проектный комитет и рабочая группа. Заказчиком проектов (программ) приоритета 2 выступает Министр или проектный комитет.
19. Для проектов (программ) заместителей Министра и директоров Департаментов назначаются руководитель и администратор, а также формируется рабочая группа. Заказчиком проектов (программ) заместителей Министра и директоров Департаментов выступает заместитель Министра, курирующий направление деятельности Министерства, в рамках которого планируется реализация проекта (программы). Руководителем проектов (программ) заместителей Министра и директоров Департаментов выступает руководитель соответствующего структурного подразделения или его заместитель.
20. Проектный комитет может формироваться при заместителе Министра, курирующем соответствующие направления деятельности, для реализации нескольких проектов (программ) приоритета 2, а также проектов заместителей Министра и директоров Департаментов. Проектный комитет формируется распоряжением заместителя Министра - куратора проекта (программы) приоритета 2 и (или) заказчика проекта (программы) заместителя Министра или директора Департамента, а рабочая группа - распоряжением директора Департамента - руководителя проекта (программы) приоритета 2, проекта (программы) заместителя Министра или директора Департамента. В случае, если функции руководителя проекта (программы) выполняет заместитель директора Департамента, рабочая группа создается распоряжением директора того Департамента, в подчинении которого находится руководитель проекта (программы). В случае, если функции руководителя проекта (программы) приоритета 2 выполняет помощник или советник Министра, рабочая группа формируется распоряжением директора Департамента проектного управления.
21. Проектные комитеты и рабочие группы проектов (программ) формируются в сроки, установленные координационным органом или Министром.
22. По проекту (программе) приоритета 2 разрабатывается концепция проекта (программы) по форме согласно приложению N 7 к настоящему Положению в сроки, установленные координационным органом или Министром.
23. Концепция проекта (программы) приоритета 2 вносится на заседание проектного комитета для принятия решения о ее утверждении и подготовке паспорта проекта (программы) приоритета 2.
24. Утвержденная проектным комитетом концепция проекта (программы) приоритета 2 может быть рассмотрена на заседании координационного органа.
25. В случае принятия Министром или координационным органом решения об одобрении предложения по проекту (программе) в качестве приоритетного проекта (программы), инициируемого Министерством, указанное предложение по проекту (программе) представляется в федеральный проектный офис.
Инициирование, подготовка, реализация, завершение, мониторинг и контроль приоритетных проектов (программ) осуществляются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. N 1050 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 43, ст. 6028) (далее - Постановление N 1050).
26. Формирование и реализация проектов (программ) пилотных государственных программ в соответствии с пунктом 10 правил разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1242 "О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации", осуществляются в соответствии с Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным Постановлением N 1050.
Паспорт проекта (программы)
27. Подготовка паспорта проекта осуществляется рабочей группой проекта (программы) по форме согласно приложению N 8, а паспорта программы - по форме согласно приложению N 9 к настоящему Положению.
28. Руководитель проекта (программы) в течение 14 календарных дней с момента принятия решения координационного органа или Министра о подготовке паспорта проекта (программы) согласовывает паспорт проекта (программы) с заинтересованными структурными подразделениями и иными заинтересованными сторонами, с проектным офисом Министерства, а также с Финансовым департаментом, если мероприятия проекта (программы) предполагают финансирование за счет средств, предусмотренных Министерству на эти цели.
29. Согласованный паспорт проекта (программы) приоритетов 1 и 2 вносится на заседание проектного комитета для принятия решения о его одобрении.
30. Паспорт проекта (программы) приоритетов 1 и 2 утверждается решением координационного органа.
31. Согласованный паспорт проекта (программы) заместителя Министра или директора Департамента вносится на заседание проектного комитета для принятия решения о его утверждении. Утвержденный паспорт проекта (программы) заместителя Министра или директора Департамента направляется в проектный офис Министерства и может быть рассмотрен на заседании координационного органа.
IV. Подготовка проекта (программы)
План проекта (программы)
32. После утверждения паспорта проекта (программы) рабочей группой проекта (программы) разрабатывается план проекта (программы). Подготовка плана проекта (программы) осуществляется по форме согласно приложению N 10 к настоящему Положению.
33. План проекта (программы) включает в себя:
календарный план-график проекта (программы);
план финансового обеспечения проекта (программы);
информацию об участниках проекта (программы).
Календарный план-график проекта (программы) составляется по форме согласно приложению N 10 к настоящему Положению.
34. Руководитель проекта (программы) в течение 21 календарного дня со дня утверждения паспорта проекта (программы) обеспечивает согласование плана проекта (программы) с заинтересованными структурными подразделениями и иными заинтересованными сторонами, с проектным офисом Министерства, а также с Финансовым департаментом, если мероприятия проекта (программы) предполагают финансирование за счет средств, предусмотренных Министерству на эти цели, и представляет согласованный план проекта (программы) в проектный комитет для принятия решения о его утверждении.
35. Утвержденный план проекта (программы) направляется в проектный офис Министерства и может быть рассмотрен на заседании координационного органа.
36. Проект (программа), соответствующий сфере реализации государственной программы (программ) Российской Федерации, отражается в составе этой (этих) государственной программы (программ) Российской Федерации в виде ее (их) структурных элементов после согласования с ответственным исполнителем (исполнителями) государственной программы (программ) Российской Федерации и Департаментом бюджетного планирования и государственных программ Министерства.
37. Финансовое обеспечение проекта (программы) осуществляется после утверждения плана проекта (программы) и в соответствии с ним, если иное не установлено решениями координационного органа.
V. Реализация проекта (программы) и управление изменениями проекта (программы)
38. Реализация проекта (программы) осуществляется всеми участниками проекта (программы) в соответствии с планом проекта (программы).
39. В ходе реализации проекта (программы) в паспорт проекта (программы) и план проекта (программы) могут вноситься изменения в соответствии со схемой управления изменениями проектов (программ) Министерства, представленной в приложении N 11 к настоящему Положению, посредством подготовки запроса на изменение проекта (программы) по форме согласно приложению N 12 к настоящему Положению и с учетом методических рекомендаций.
40. В случае если в проекте (программе) приоритетов 1 и 2 выделены этапы реализации, мероприятия очередного этапа начинаются при наличии соответствующего решения Министра или координационного органа (в отношении этапов, зафиксированных в паспорте проекта (программы) или проектного комитета (в отношении этапов, зафиксированных в плане проекта (программы), не включенных в паспорт проекта (программы). Указанные решения не могут быть приняты до принятия решения о завершении текущего этапа проекта (программы).
41. Одобрение проектов нормативных правовых актов Министерства, а также иных документов, разрабатываемых в рамках реализации проектов (программ), осуществляется членами проектного комитета из числа руководителей соответствующих структурных подразделений Министерства или лицами, временно исполняющими их обязанности, и является согласованием соответствующего структурного подразделения Министерства.
Решение об одобрении проекта нормативного правового акта Министерства, а также иных документов отражается в протоколе заседания проектного комитета, на котором присутствовали руководители соответствующих структурных подразделений Министерства или лица, временно исполняющие их обязанности.
Действие настоящего пункта не распространяется на проекты актов и иных документов, которые в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минэкономразвития России подлежат обязательному согласованию с руководителем юридической службы и руководителем структурного подразделения, на которое возложены функции по финансовому обеспечению деятельности Министерства (Правовой департамент и Финансовый департамент).
42. Проекты нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, подготавливаемые в рамках реализации проектов (программ), могут представляться Министру вместе с протоколом заседания проектного комитета либо координационного органа, на котором было принято решение о внесении их в Правительство Российской Федерации.
VI. Мониторинг реализации проекта (программы)
43. Мониторинг реализации проектов (программ) представляет собой систему мероприятий по измерению фактических параметров проектов (программ), расчету отклонения фактических параметров проектов (программ) от плановых, анализу их причин, прогнозированию хода реализации проектов (программ), принятию управленческих решений по определению, согласованию и реализации возможных корректирующих воздействий, а также фиксации этих сведений в отчетности по проектам (программам).
44. Мониторинг реализации проектов (программ) проводится в отношении паспорта проекта (программы) и плана проекта (программы).
45. Мониторинг реализации проектов (программ) осуществляют:
проектный комитет - в отношении плана проекта (программы);
координационный орган - в отношении паспорта проекта (программы);
проектный офис - в отношении паспорта проекта (программы) и плана проекта (программы).
46. Руководитель проекта (программы) ежемесячно, не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца, представляет отчет о ходе реализации проекта (программы) в проектный офис Министерства в части реализации паспорта проекта (программы) и плана проекта (программы).
Отчет о ходе реализации проекта (программы) формируется проектным менеджером (менеджером программы) (при его наличии) или администратором проекта (программы) (при отсутствии проектного менеджера (менеджера программы) по форме согласно приложению N 13 к настоящему Положению, а также с использованием функционала автоматизированной системы проектной деятельности и (или) системы автоматизированного мониторинга реализации приоритетных проектов Министерства и внутренних планов Министерства на базе информационной системы мониторинга реализации мероприятий по оздоровлению российской экономики (iMinec).
47. Данные мониторинга реализации проекта (программы) рассматриваются на заседаниях проектного комитета и представляются на заседаниях координационного органа. На заседании координационного органа информацию о ходе реализации проекта (программы) приоритетов 1 и 2 докладывает куратор или руководитель проекта (программы), проекта (программы) заместителя Министра или директора Департамента - заказчик или руководитель проекта (программы).
48. Консолидированные данные о ходе реализации проектов приоритетов 1 и 2, рассматриваемые на заседаниях координационного органа, подготавливаются проектным офисом Министерства.
49. Ежегодный сводный отчет о ходе реализации портфеля проектов (программ) подготавливается проектным офисом Министерства в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, и публикуется на официальном сайте Министерства после одобрения координационным органом или Министром.
VII. Оценка и иные контрольные мероприятия реализации проектов (программ)
50. В ходе реализации проекта (программы) проектным комитетом на основании отчета, предусмотренного пунктом 45 настоящего Положения, а также в случае существенных изменений обстоятельств, влияющих на реализацию проекта (программы), проводится оценка актуальности его целей и способов реализации с учетом имеющихся рисков и возможностей по повышению выгод от реализации проекта (программы).
51. В отношении реализуемых проектов (программ) также проводятся следующие виды оценок и иных контрольных мероприятий реализации проекта (программы):
а) плановые оценки и иные контрольные мероприятия, осуществляемые проектным офисом Министерства, при необходимости - с привлечением структурных подразделений Министерства в соответствии с их компетенцией, в том числе:
ежегодная комплексная оценка проекта (программы), включающая оценку рисков и реализуемости проекта (программы), оценку соответствия стратегическим задачам и приоритетам Министерства;
оперативная оценка хода реализации проекта (программы) при прохождении ключевых этапов и контрольных точек, в том числе в отношении достижения ожидаемых результатов и выгод проекта (программы);
оценка успешности и итогов реализации проекта (программы);
б) плановые оценки, проверки и иные контрольные мероприятия, осуществляемые структурными подразделениями Министерства и подведомственными Министерству федеральными службами и федеральным агентством;
в) экстренная углубленная оценка или иное контрольное мероприятие, а также оперативная оценка реализации антикризисных мероприятий, осуществляемые проектным офисом Министерства, в том числе по результатам мониторинга реализации проекта (программы), при необходимости - с привлечением структурных подразделений Министерства в соответствии с их компетенцией, экспертного сообщества и иных организаций, в целях разрешения кризисной ситуации, связанной с реализацией проекта (программы).
52. По итогам проведенных оценок и иных контрольных мероприятий Министр, координационный орган, проектный комитет могут принять решения о внесении изменений в паспорт и план проекта (программы).
VIII. Завершение проекта (программы)
53. Завершение проектов (программ) может быть плановым и досрочным.
54. Проект решения координационного органа о плановом завершении проекта (программы) приоритетов 1 и 2 подготавливается руководителем проекта (программы) и рассматривается координационным органом после его одобрения проектным комитетом.
55. Проект решения проектного комитета о плановом завершении проекта (программы) заместителя Министра или директора Департамента подготавливается руководителем проекта (программы) и рассматривается проектным комитетом.
56. В ходе реализации проекта (программы) Министр, координационный орган, заказчик, куратор, проектный комитет или руководитель проекта (программы) может инициировать процедуру приостановления или прекращения проекта (программы).
57. Приостановление проекта (программы) означает его досрочное завершение с возможностью последующего возобновления. Прекращение проекта (программы) означает его досрочное завершение без возможности возобновления.
58. Решение о прекращении или приостановлении проекта (программы) приоритетов 1 и 2 может быть принято координационным органом после одобрения данного решения проектным комитетом.
59. Решение о прекращении или приостановлении проекта (программы) заместителя Министра или директора Департамента может быть принято проектным комитетом. Заместитель Министра, выступающий заказчиком соответствующего проекта (программы), уведомляет о принятом решении координационный орган и проектный офис Министерства.
60. К проекту решения координационного органа о завершении проекта (программы) приоритетов 1, 2 и к проекту решения проектного комитета о завершении проекта (программы) заместителя Министра или директора Департамента прилагается итоговый отчет о реализации проекта (программы), подготовленный по форме согласно приложению N 14 к настоящему Положению. До рассмотрения итогового отчета на заседании проектного комитета он подлежит согласованию с проектным офисом Министерства, участниками проекта (программы). При направлении итогового отчета о реализации проекта (программы) для согласования в проектный офис Министерства дополнительно направляется архив проекта (программы). Указанные сведения предоставляются с учетом методических рекомендаций. Проект (программа) считается прекращенным или приостановленным с даты принятия соответствующего решения координационного органа - в отношении проекта (программы) приоритетов 1 и 2 и проектного комитета - в отношении проекта (программы) заместителя Министра или директора Департамента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.