Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 декабря 2017 г. N 58-АПГ17-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 18 июля 2017 года, которым удовлетворен административный иск прокурора Хабаровского края об оспаривании абзацев третьего-пятого подпункта 1 пункта 1.4 и пункта 1.4(1) Порядка проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов законов Хабаровского края, поправок, подготовленных органами исполнительной власти Хабаровского края, структурными подразделениями аппарата губернатора Хабаровского края и правительства Хабаровского края к проектам законов Хабаровского края, внесенных на рассмотрение в Законодательную Думу Хабаровского края губернатором Хабаровского края, проектов законов Хабаровского края, поправок к проектам законов Хабаровского края, внесенных на рассмотрение в Законодательную Думу Хабаровского края иными субъектами права законодательной инициативы, проектов иных нормативных правовых актов края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, утвержденного постановлением правительства Хабаровского края от 16 июня 2014 года N 183-пр "О внедрении процедуры оценки регулирующего воздействия".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением правительства Хабаровского края от 16 июня 2014 года N 183-пр "О внедрении процедуры оценки регулирующего воздействия" утвержден Порядок проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов законов Хабаровского края, поправок, подготовленных органами исполнительной власти Хабаровского края, структурными подразделениями аппарата губернатора Хабаровского края и правительства Хабаровского края к проектам законов Хабаровского края, внесенных на рассмотрение в Законодательную Думу Хабаровского края губернатором Хабаровского края, проектов законов Хабаровского края, поправок к проектам законов Хабаровского края, внесенных на рассмотрение в Законодательную Думу Хабаровского края иными субъектами права законодательной инициативы, проектов иных нормативных правовых актов края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Согласно абзацам третьему-пятому подпункта 1 пункта 1.4 указанного Порядка процедура оценки регулирующего воздействия не проводится в отношении проектов нормативных правовых актов Хабаровского края, поправок к проектам законов Хабаровского края:
разработанных в целях недопущения возникновения и (или) ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, кризисных ситуаций и предупреждения террористических актов, а также для ликвидации их последствий;
разработанных во исполнение судебных актов судов, входящих в судебную систему Российской Федерации;
по вопросам государственного регулирования цен (тарифов), торговых надбавок, наценок и размеров платы на продукцию, товары и услуги, подлежащие государственному регулированию, осуществляемого уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования.
Согласно пункту 1.4(1) этого же Порядка процедура оценки регулирующего воздействия не проводится, если проект нормативного правового акта Хабаровского края подготовлен на основании поручений или указаний губернатора Хабаровского края, в которых содержится прямое указание на необходимость его разработки в сжатые сроки (не более 15 рабочих дней). В этом случае такой нормативный правовой акт Хабаровского края подлежит обязательному включению в перечень нормативных правовых актов Хабаровского края, в отношении которых проводится оценка фактического воздействия нормативных правовых актов Хабаровского края на соответствующий год, по истечении одного года после вступления такого нормативного правового акта Хабаровского края в силу.
Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании приведенных выше норм недействующими с момента вступления решения суда об этом в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что оспариваемые нормы противоречат положениям статьи 26.3-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", так как допускают расширение круга проектов нормативных правовых актов Хабаровского края, в отношении которых не проводится оценка регулирующего воздействия, что, по мнению прокурора, препятствует полному, всестороннему и объективному выявлению положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Решением Хабаровского краевого суда от 18 июля 2017 года административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе правительство Хабаровского края просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии со статьей 16 Закона Хабаровского края от 27 ноября 2001 года N 349 "О Правительстве Хабаровского края", статьями 23-1, 23-2 Закона Хабаровского края от 28 марта 1996 года N 33 "О Законодательной Думе Хабаровского края" правительством Хабаровского края утвержден Порядок проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов законов Хабаровского края, поправок, подготовленных органами исполнительной власти Хабаровского края, структурными подразделениями аппарата губернатора Хабаровского края и правительства Хабаровского края к проектам законов Хабаровского края, внесенных на рассмотрение в Законодательную Думу Хабаровского края губернатором Хабаровского края, проектов законов Хабаровского края, поправок к проектам законов Хабаровского края, внесенных на рассмотрение в Законодательную Думу Хабаровского края иными субъектами права законодательной инициативы, проектов иных нормативных правовых актов края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Согласно пункту 1.2 данного Порядка процедура оценки регулирующего воздействия заключается в анализе проблем и целей государственного регулирования, выявлении альтернативных вариантов достижения целей правового регулирования, а также определении связанных с ними выгод и издержек, подвергающихся воздействию правового регулирования субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, для выбора наиболее эффективного варианта правового регулирования и осуществления последующего мониторинга его реализации.
В силу пункта 1.3. этого же Порядка процедуре оценки регулирующего воздействия подлежат проекты нормативных правовых актов Хабаровского края, поправки к проектам законов Хабаровского края, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Хабаровского края обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Хабаровского края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.3-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктами 1.1, 2 и 3 этой же статьи 26.3-3, оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Методическое обеспечение деятельности по проведению оценки регулирующего воздействия и экспертизы нормативных правовых актов, в том числе разработка методических рекомендаций по внедрению процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что оценка регулирующего воздействия проводится в отношении всех проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Исходя из этого, абзацы третий-пятый подпункта 1 пункта 1.4 и пункт 1.4(1) оспариваемого Порядка проведения процедуры оценки регулирующего воздействия обоснованно признаны судом первой инстанции противоречащими положениям статьи 26.3-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласна с выводом суда первой инстанции о несостоятельности доводов административного ответчика о праве субъекта Российской Федерации самостоятельно определять основания, по которым не проводится процедура оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Хабаровского края, поправок к проектам законов Хабаровского края, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Хабаровского края обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающих, изменяющих или отменяющих ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Хабаровского края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Отклоняя доводы административного ответчика о праве в целях обеспечения публичного интереса в рамках установления порядка регулирования оценки регулирующего воздействия предусмотреть дополнительные по отношению к федеральному законодательству основания для неприменения оценки регулирующего воздействия по вопросам недопущения возникновения и (или) ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, кризисных ситуаций и предупреждения террористических актов, а также ликвидации их последствий, по вопросам государственного регулирования цен (тарифов), торговых надбавок, наценок и размера платы за продукцию, товары и услуги, подлежащие государственному регулированию, осуществляемого уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования, а также о том, что оспариваемые нормы не направлены на регулирование вопросов предпринимательской и инвестиционной деятельности, суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, статьи 26.3-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", обосновано исходил из того, что установление таких дополнительных оснований не относится к компетенции субъекта Российской Федерации.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, а оснований для отмены данного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика, поддержанную им при рассмотрении и разрешении административного дела в суде первой инстанции и которой судом дана надлежащая оценка. Выводы по этим доводам, изложенные судом в решении, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает правильными.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 18 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 декабря 2017 г. N 58-АПГ17-9
Текст определения официально опубликован не был