Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. N 44-АПГ17-21
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
Председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску муниципального унитарного предприятия "Очерское городское хозяйство" о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 19 декабря 2014 г. N 362-т (в редакции постановлений Региональной службы по тарифам Пермского края от 15 апреля 2015 г. N 23-т, от 20 декабря 2015 г. N 344-т, от 19 декабря 2016 г. N 264-т) "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям муниципального унитарного предприятия "Очерское городское хозяйство (Очерский район)", по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия "Очерское городское хозяйство" на решение Пермского краевого суда от 4 августа 2017 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей муниципального унитарного предприятия "Очерское городское хозяйство" Михайлова А.А., Фрезе Ю.Х., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
муниципальное унитарное предприятие "Очерское городское хозяйство" (далее - МУП "Очерское городское хозяйство") обратилось в Пермский краевой суд с административным иском о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 19 декабря 2014 г. N 362-т (в редакции постановлений Региональной службы по тарифам Пермского края от 15 апреля 2015 г. N 23-т, от 20 декабря 2015 г. N 344-т, от 19 декабря 2016 г. N 264-т) "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям муниципального унитарного предприятия "Очерское городское хозяйство (Очерский район)".
Решением Пермского краевого суда от 4 августа 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, МУП "Очерское городское хозяйство" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить в связи с неправильным установлением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, и административным ответчиком представлены возражения.
В судебное заседание представители Региональной службы по тарифам Пермского края, прокуратуры Пермского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края (далее - РСТ Пермского края) от 19 декабря 2014 г. N 362-т определены долгосрочные параметры регулирования деятельности муниципального унитарного предприятия "Очерское городское хозяйство" для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации тарифов и установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям МУП "Очерское городское хозяйство" (Очерский район) на 2015, 2016, 2017 годы.
Постановлениями Региональной службы по тарифам Пермского края от 15 апреля 2015 г. N 23-т, от 20 декабря 2015 г. N 344-т, от 19 декабря 2016 г. N 264-т на каждый последующий регулируемый период были внесены изменения в постановление РСТ Пермского края от 19 декабря 2014 г. N 362-т.
Постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 19 декабря 2014 г. N 362-т опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 3 от 26 января 2015 г., на официальном сайте РСТ Пермского края в сети "Интернет" 19 декабря 2014 г. Постановления РСТ Пермского края, которыми внесены соответствующие изменения на очередной регулируемый период, также опубликованы в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" и на официальном сайте РСТ Пермского края в сети "Интернет".
Полагая, что названное постановление нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку размер установленных тарифов не позволяет предприятию возместить экономически обоснованные расходы, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя при этом из следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ (далее - Закон о теплоснабжении) общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в частности, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым, в том числе, утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания N 760-э).
Порядок применения метода индексации установленных тарифов определен Основами ценообразования, в соответствии с пунктом 71 которых при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации.
Как установлено судом первой инстанции оспариваемое постановление РСТ Пермского края принято полномочным органом в пределах компетенции субъекта Российской Федерации.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что орган регулирования завысил полезный отпуск тепловой энергии на 2016 год, указав объем - 51,76 тыс. Гкал, вместо заявленного полезного отпуска - 32,36 тыс. Гкал в связи с отказом потребителя ОАО "Очерский машиностроительный завод" от услуг теплоснабжения части объектов.
В расчетах полезного отпуска, по мнению заявителя, ответчик должен был руководствоваться пунктом 22 Основ ценообразования и пунктом 18 Методических указаний N 760-э.
Однако данный довод является необоснованным, поскольку указанные нормы применяются при формировании органами регулирования расчетных объемов полезного отпуска ресурса при установлении долгосрочных параметров регулирования.
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний N 760-э в делах по корректировке долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования по формуле 20.
В данном случае органом регулирования проведена корректировка долгосрочного тарифа на основании пункта 52 Основ ценообразования и пункта 49 Методических указаний N 760-э.
С учетом письма ОАО "Очерский машиностроительный завод" об отказе от услуг теплоснабжения в части, а также данных о фактических объемах полезного отпуска тепловой энергии неполного отопительного периода с октября 2014 года по июнь 2015 года величина полезного отпуска рассчитана как среднее арифметическое значение из среднегодового фактического потребления и размера полезного отпуска, учитываемого в 2014 году. Объем полезного отпуска скорректирован с учетом осуществления фактических данных за полный отопительный период.
Довод апелляционной жалобы о несоответствии формы оспариваемого правового акта Правилам регулирования цен судебной коллегией отклоняется.
Форма нормативного правового акта органа тарифного регулирования об определении долгосрочных параметров регулирования и установлении тарифов указана в приложении N 1 к Регламенту открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденному приказом Федеральной службы по тарифам России от 7 июня 2013 г. N 163. Форма оспариваемого нормативного правового акта требованиям названного Регламента соответствует.
Вид нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается законодательством субъекта Российской Федерации. Принятие РСТ Пермского края нормативных правовых актов в виде постановлений предусмотрено п. 5.6 Положения о РСТ Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 05 августа 2013 г. N 1057-п.
Административный истец в апелляционной жалобе также ссылается на то, что в протоколе заседания правления органа регулирования не отражены основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией; экспертное заключение органа помимо общих мотивировочных выводов и рекомендаций не содержит всех сведений, предусмотренных пунктом 29 Правил регулирования цен. Кроме того, при принятии оспариваемого нормативного правового акта использовался не метод экономически обоснованных расходов, а метод индексации предыдущих тарифов.
Судебная коллегия не может согласиться с данными доводами, поскольку они не основаны на законе и материалах дела, так как анализ материалов дела, в том числе протоколов заседания правления регулирующего органа и экспертных заключений, показывает, что протоколы заседаний и экспертные заключения соответствуют требованиям пунктов 29 и 32 Правил регулирования цен.
При принятии оспариваемого нормативного акта органом тарифного регулирования применялся метод индексации установленных тарифов, а не метод экономически обоснованных расходов, поскольку во втором году долгосрочного периода регулирования метод экономически обоснованных расходов не применяется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда от 4 августа 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Очерское городское хозяйство" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. N 44-АПГ17-21
Текст определения официально опубликован не был