Совет Безопасности,
вновь подтверждая, что терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьезных угроз миру и безопасности и что любые акты терроризма являются преступными и не имеющими оправдания деяниями, независимо от их мотивации, когда бы и кем бы они ни совершались, и сохраняя решимость и далее способствовать повышению эффективности общих усилий по борьбе с этим злом на глобальном уровне,
с озабоченностью отмечая, что угроза терроризма становится все более рассредоточенной и что в различных регионах мира растет число террористических актов, в том числе мотивированных нетерпимостью и экстремизмом, и заявляя о своей решимости бороться с этой угрозой,
принимая во внимание необходимость устранения условий, способствующих распространению терроризма, и заявляя о решимости государств-членов продолжать делать все возможное для урегулирования конфликтов и лишения террористических групп возможности закрепиться и создать для себя безопасное убежище, с тем чтобы эффективнее противодействовать растущей угрозе терроризма,
особо отмечая, что терроризм не может и не должен ассоциироваться ни с какой религией, национальностью или цивилизацией,
признавая, что международное сотрудничество и любые принимаемые государствами-членами меры по предупреждению терроризма и борьбе с ним должны полностью соответствовать Уставу Организации Объединенных Наций,
вновь заявляя о своем уважении суверенитета, территориальной целостности и политической независимости всех государств в соответствии с Уставом,
вновь подтверждая, что государства-члены должны обеспечивать, чтобы любые меры, принимаемые в целях борьбы с терроризмом, согласовывались со всеми их обязательствами по международному праву, в частности с международными стандартами в области прав человека и нормами международного беженского права и международного гуманитарного права, подчеркивая, что эффективные контртеррористические меры и уважение прав человека, основных свобод и верховенства права дополняют и усиливают друг друга и являются важнейшей составной частью успешной контртеррористической деятельности, и отмечая важность уважения верховенства права для эффективного предупреждения терроризма и борьбы с ним, а также отмечая, что невыполнение этих и других международных обязательств, в том числе обязательств, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций, является одним из факторов, способствующих все большей радикализации, и усиливает ощущение безнаказанности,
выражая серьезную озабоченность по поводу острой и усиливающейся угрозы, которую представляют иностранные боевики-террористы, т.е. лица, отправляющиеся в государство, не являющееся государством их проживания или гражданства, для целей совершения, планирования, подготовки или участия в совершении террористических актов или для подготовки террористов или прохождения такой подготовки, в том числе в связи с вооруженным конфликтом, и постановляя бороться с этой угрозой,
выражая серьезную озабоченность по поводу лиц, которые пытаются совершить поездку, чтобы стать иностранными боевиками-террористами,
будучи обеспокоен тем, что иностранные боевики-террористы делают конфликты более интенсивными, продолжительными и трудноразрешимыми, а также могут представлять серьезную угрозу для государств их происхождения, государств, через которые они следуют транзитом, и государств, в которые они следуют, а также государств, соседствующих с районами вооруженного конфликта, в которых иностранные боевики-террористы активно действуют и на которые ложится значительное бремя в плане безопасности, и отмечая, что угроза, которую представляют иностранные боевики-террористы, может затрагивать все регионы и государства-члены, даже те, которые находятся далеко от районов конфликта, и выражая серьезную озабоченность в связи с тем, что иностранные боевики-террористы используют свою экстремистскую идеологию для пропаганды терроризма,
выражая озабоченность по поводу создания террористами и террористическими организациями международных сетей, в которые вовлечены государства происхождения, транзита и назначения и с помощью которых иностранные боевики-террористы и средства их поддержки переправляются из страны в страну,
выражая особую озабоченность по поводу того, что такие организации, как Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ), Фронт "Ан-Нусра" (ФАН) и другие ячейки, филиалы, отколовшиеся группы или ответвления "Аль-Каиды", указанные Комитетом, учрежденным резолюциями 1267 (1999) и 1989 (2011), занимаются вербовкой иностранных боевиков-террористов и вовлекают их в свои ряды, признавая, что угроза, которую представляют иностранные боевики-террористы, исходит, в частности, от лиц, поддерживающих акты или деятельность "Аль-Каиды" и ее ячеек, филиалов, отколовшихся групп или ответвлений, в том числе путем вербовки или поддержки в иной форме актов или деятельности таких организаций, и подчеркивая настоятельную необходимость устранения этой конкретной угрозы,
признавая, что устранение угрозы, которую представляют собой иностранные боевики-террористы, требует устранения всех основополагающих факторов, в том числе путем предотвращения радикализации до уровня, порождающего терроризм, пресечения вербовки, затруднения поездок иностранных боевиков-террористов, противодействия насильственному экстремизму, который может служить питательной средой для терроризма, недопущения подстрекательства к совершению террористических актов, мотивированных экстремизмом и нетерпимостью, поощрения политической и религиозной терпимости, экономического развития и социальной сплоченности и интеграции, прекращения и урегулирования вооруженных конфликтов и содействия реинтеграции и восстановлению,
признавая также, что терроризм невозможно победить только с помощью военной силы, правоприменительных мер и разведывательных операций, и подчеркивая необходимость устранения условий, которые способствуют распространению терроризма и о которых говорится в разделе I Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций (резолюция 60/288 Генеральной Ассамблеи),
выражая озабоченность по поводу активизации использования террористами и их сторонниками коммуникационных технологий для целей доведения радикализации до уровня, порождающего терроризм, вербовки и подстрекательства других к совершению террористических актов, в том числе с использованием Интернета, а также для финансирования и облегчения поездок и последующих действий иностранных боевиков-террористов, и подчеркивая необходимость совместных действий государств-членов, направленных на недопущение использования террористами технологий, средств коммуникации и ресурсов для мобилизации поддержки террористических актов, при уважении прав человека и основных свобод и в соответствии с другими обязательствами по международному праву,
с признательностью отмечая действия по созданию потенциала, предпринимаемые структурами Организации Объединенных Наций, в частности структурами Целевой группы по осуществлению контртеррористических мероприятий, включая Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН) и Контртеррористический центр Организации Объединенных Наций (КТЦООН), а также прилагаемые Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета (ИДКТК) в координации с другими соответствующими международными, региональными и субрегиональными организациями усилия по облегчению технического сотрудничества, в частности путем поощрения контактов между донорами и получателями помощи в деле создания потенциала, в целях оказания государствам-членам, по их просьбе, содействия в осуществлении Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций,
отмечая произошедшие в последнее время события и выдвинутые на международном, региональном и субрегиональном уровнях инициативы по предупреждению и пресечению международного терроризма и отмечая работу Глобального контртеррористического форума (ГКФ), в частности недавнее принятие им всеобъемлющего комплекса передовых практических мер по борьбе с таким явлением, как иностранные боевики-террористы, и публикацию им еще нескольких рамочных документов и описаний передовой практики, в том числе тех, которые касаются борьбы с насильственным экстремизмом, уголовной юстиции, пенитенциарной системы, недопущения получения выкупа при похищении людей, оказания помощи жертвам терроризма и ориентированной на работу с населением правоохранительной деятельности, для оказания заинтересованным государствам помощи в практической имплементации нормативно-правовой базы Организации Объединенных Наций по борьбе с терроризмом и дополнения работы соответствующих контртеррористических структур Организации Объединенных Наций в этих областях,
с признательностью отмечая усилия Интерпола по противодействию угрозе, которую представляют иностранные боевики-террористы, в том числе посредством глобального обмена информацией между правоохранительными органами, ставшего возможным благодаря использованию защищенных коммуникационных сетей, баз данных и системы уведомлений и процедур отслеживания похищенных и подложных документов, удостоверяющих личность, и проездных документов, а также благодаря контртеррористическим форумам Интерпола и его программе борьбы с иностранными боевиками-террористами,
принимая во внимание и особо отмечая ситуацию с лицами, имеющими более одного гражданства и направляющимися в государство гражданства для целей совершения, планирования, подготовки или участия в совершении террористических актов или для подготовки террористов или прохождения такой подготовки, и настоятельно призывая государства принимать надлежащие меры во исполнение своих обязанностей согласно нормам внутреннего законодательства и международного права, включая международные стандарты в области прав человека,
призывая государства в соответствии с нормами международного права, в частности с международными стандартами в области прав человека и нормами международного беженского права, обеспечивать, чтобы исполнители, организаторы или соучастники террористических актов, включая иностранных боевиков-террористов, не злоупотребляли статусом беженца,
вновь обращаясь ко всем государствам с призывом как можно скорее стать участниками международных конвенций и протоколов о борьбе с терроризмом, независимо от того, являются ли они участниками региональных конвенций по этому вопросу, и полностью выполнять свои обязательства по тем документам, участниками которых они являются,
отмечая, что терроризм продолжает представлять угрозу для международного мира и безопасности, и заявляя о необходимости бороться всеми средствами - в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций - с угрозами международному миру и безопасности, создаваемыми террористическими актами, в том числе актами, совершаемыми иностранными боевиками-террористами,
действуя на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций,
1. осуждает насильственный экстремизм, который может служить питательной средой для терроризма, межконфессиональное насилие и совершение террористических актов иностранными боевиками-террористами и требует, чтобы все иностранные боевики-террористы сложили оружие и прекратили все террористические акты и участие в вооруженных конфликтах;
2. вновь подтверждает, что все государства должны предотвращать передвижение террористов и террористических групп с помощью эффективного пограничного контроля и контроля за выдачей документов, удостоверяющих личность, и проездных документов, а также с помощью мер предупреждения фальсификации, подделки или незаконного использования документов, удостоверяющих личность, и проездных документов, подчеркивает в этой связи важность противодействия - во исполнение их соответствующих международных обязательств - угрозе, которую представляют собой иностранные боевики-террористы, и рекомендует государствам-членам использовать процедуры оценки рисков и проверки путешественников на основе фактических данных, включая сбор и анализ данных о поездках, не прибегая к практике составления вероятностной модели личности на основе стереотипов, обусловленных дискриминацией, запрещенной международным правом;
3. настоятельно призывает государства-члены к тому, чтобы они, действуя в соответствии с нормами внутреннего законодательства и международного права, активизировали и ускорили обмен оперативной информацией о действиях или перемещениях террористов и террористических сетей, включая иностранных боевиков-террористов, особенно с государствами их проживания или гражданства, используя двусторонние или многосторонние механизмы, в частности Организацию Объединенных Наций;
4. призывает все государства к тому, чтобы они, действуя сообразно своим обязательствам по международному праву, сотрудничали в усилиях по борьбе с угрозой, которую представляют иностранные боевики-террористы, в том числе путем недопущения радикализации до уровня, порождающего терроризм, и вербовки иностранных боевиков-террористов, включая детей, недопущения пересечения иностранными боевиками-террористами национальных границ, предотвращения и пресечения оказания финансовой помощи иностранным боевикам-террористам и разработки и осуществления стратегий привлечения к ответственности, реабилитации и реинтеграции возвращающихся иностранных боевиков-террористов;
5. постановляет, что государства-члены должны в соответствии с международными стандартами в области прав человека и нормами международного беженского права и международного гуманитарного права предотвращать и пресекать вербовку, организацию, перевозку и экипировку лиц, направляющихся в государство, которое не является государством их проживания или гражданства, для целей совершения, планирования, подготовки или участия в совершении террористических актов или для подготовки террористов или прохождения такой подготовки, а также финансирование их поездок и их деятельности;
6. напоминает свое содержащееся в резолюции 1373 (2001) решение о том, что все государства-члены должны обеспечивать, чтобы любое лицо, принимающее участие в финансировании, планировании, подготовке или совершении террористических актов или в поддержке террористических актов, привлекалось к судебной ответственности, и постановляет, что все государства должны обеспечить, чтобы в их внутригосударственных законах и нормативных положениях такие действия квалифицировались как достаточно серьезные уголовные правонарушения, позволяющие осуществлять преследование и наказание в объеме, надлежащим образом отражающем серьезность этого правонарушения, в отношении:
a) их граждан, которые совершают или пытаются совершить поездку в государство, которое не является их государством проживания или гражданства, и других лиц, которые совершают или пытаются совершить поездку с их территорий в государство, которое не является их государством проживания или гражданства, для целей совершения, планирования, подготовки или участия в совершении террористических актов или для подготовки террористов или прохождения такой подготовки;
b) умышленного предоставления или сбора средств - любыми методами, прямо или косвенно - их гражданами или на их территории с намерением, чтобы такие средства использовались - или при осознании того, что они будут использованы, - для финансирования поездок лиц, направляющихся в государство, которое не является их государством проживания или гражданства, для целей совершения, планирования, подготовки или участия в совершении террористических актов или для подготовки террористов или прохождения такой подготовки; и
c) умышленной организации или иной поддержки - в том числе путем вербовки - их гражданами или на их территории поездок лиц, направляющихся в государство, которое не является их государством проживания или гражданства, для целей совершения, планирования, подготовки или участия в совершении террористических актов или для подготовки террористов или прохождения такой подготовки;
7. заявляет о твердой решимости изучить возможность включения в перечень в соответствии с резолюцией 2161 (2014) связанных с "Аль-Каидой" лиц, групп, предприятий и организаций, занимающихся финансированием, вооружением, планированием или вербовкой для нее или иным образом поддерживающих ее акты или деятельность, в том числе через посредство информационно-коммуникационных технологий, таких как Интернет, социальные сети, или любым иным способом;
8. постановляет, что без ущерба для въезда или транзита, необходимых для проведения судебного процесса, в том числе для проведения процесса, связанного с арестом или задержанием иностранного боевика-террориста, государства-члены должны предотвращать въезд на их территорию или транзит через нее любого лица, в отношении которого такие государства располагают достоверной информацией, дающей разумные основания полагать, что это лицо стремится въехать на их территорию или проследовать через нее транзитом для целей совершения актов, описанных в пункте 6, включая любые акты или деятельность, свидетельствующие о том, что то или иное лицо, группа, предприятие или организация связаны с "Аль-Каидой", как это предусмотрено в пункте 2 резолюции 2161 (2014), при том понимании, что никакое положение настоящего пункта не вынуждает ни одно государство запрещать въезд на свою территорию для собственных граждан или постоянных жителей или высылать их со своей территории;
9. призывает государства-члены требовать, чтобы авиационные компании, действующие на их территории, заблаговременно представляли соответствующим национальным властям информацию о пассажирах для выявления случаев выезда с их территории или попыток въезда на их территорию или транзитного проезда через нее на борту воздушных судов гражданской авиации лиц, обозначенных Комитетом, учрежденным резолюциями 1267 (1999) и 1989 (2011) ("Комитет"), и далее призывает государства-члены сообщать Комитету о любых таких случаях выезда с их территории или попытках въезда на их территорию или транзита через нее таких лиц, а также направлять эту информацию государству проживания или гражданства, сообразно обстоятельствам и согласно внутригосударственному законодательству и международным обязательствам;
10. подчеркивает настоятельную необходимость всестороннего и безотлагательного осуществления настоящей резолюции в отношении иностранных боевиков-террористов, особо отмечает исключительную и настоятельную необходимость осуществления настоящей резолюции в отношении иностранных боевиков-террористов, связанных с ИГИЛ, ФАН и другими ячейками, филиалами "Аль-Каиды", отколовшимися от них группами или их ответвлениями, обозначенными Комитетом, и изъявляет готовность изучить возможность обозначения, согласно резолюции 2161 (2014), связанных с "Аль-Каидой" лиц, совершающих акты, указанные в пункте 6 выше;
Международное сотрудничество
11. призывает государства-члены укреплять международное, региональное и субрегиональное сотрудничество - при необходимости на основе двусторонних соглашений - в целях предотвращения поездок иностранных боевиков-террористов с их территории или их проезда через их территорию, в том числе путем расширения обмена информацией для целей выявления иностранных боевиков-террористов, обмена информацией о передовой практике и принятия такой практики и более глубокого изучения маршрутов поездок иностранных боевиков-террористов, а также призывает государства-члены к тому, чтобы они, действуя на основе уважения прав человека и основных свобод и в соответствии с другими обязательствами по международному праву, сотрудничали при принятии национальных мер, призванных воспрепятствовать использованию террористами технологий, средств связи и ресурсов для подстрекательства к поддержке террористических актов;
12. напоминает свое содержащееся в резолюции 1373 (2001) решение о том, что государства-члены должны оказывать друг другу всемерное содействие в связи с уголовными расследованиями или уголовным преследованием, которые имеют отношение к финансированию или поддержке террористических актов, включая содействие в получении имеющихся у них доказательств, необходимых для такого преследования, и подчеркивает важность выполнения этого обязательства в отношении таких расследований и преследований, имеющих отношение к иностранным боевикам-террористам;
13. предлагает Интерполу активизировать усилия по противодействию угрозе, создаваемой иностранными боевиками-террористами, и рекомендовать выделить или самостоятельно выделить дополнительные ресурсы для поддержки и поощрения национальных, региональных и международных мер по контролю за перемещением иностранных боевиков-террористов или предотвращению такого перемещения, например путем включения иностранных боевиков-террористов в специальные уведомления Интерпола;
14. призывает государства содействовать наращиванию потенциала государств для противодействия угрозе, создаваемой иностранными боевиками-террористами, в том числе для предотвращения и пресечения передвижений иностранных боевиков-террористов через сухопутные и морские границы, в частности границы государств, соседствующих с районами вооруженного конфликта, в которых присутствуют иностранные боевики-террористы, и приветствует и поддерживает двустороннюю помощь государств-членов в содействии наращиванию такого национального потенциала;
Противодействие насильственному экстремизму в целях предотвращения терроризма
15. подчеркивает, что противодействие насильственному экстремизму, который может служить питательной средой для терроризма, в том числе предотвращение радикализации, вербовки и мобилизации лиц в террористические группы и в ряды иностранных боевиков-террористов, является одним из существенно важных элементов усилий по противодействию угрозе международному миру и безопасности, создаваемой иностранными боевиками- террористами, и призывает государства-члены активизировать усилия по противодействию такого рода насильственному экстремизму;
16. рекомендует государствам-членам взаимодействовать с соответствующими местными общинами и неправительственными структурами в разработке стратегий противодействия распространению идей насильственного экстремизма, которые могут подталкивать к совершению террористических актов, устранять условия, способствующие распространению насильственного экстремизма, который может служить питательной средой для терроризма, в том числе путем расширения прав и возможностей молодежи, семей, женщин, лидеров в сферах религии, культуры и образования и представителей всех других соответствующих групп гражданского общества, и выработать целенаправленные подходы к противодействию вербовке сторонников такого насильственного экстремизма и поощрению социальной интеграции и единства;
17. напоминает свое содержащееся в пункте 14 резолюции 2161 (2014) решение, касающееся самодельных взрывных устройств (СВУ) и лиц, групп, предприятий и организаций, связанных с "Аль-Каидой", и в этом контексте настоятельно призывает государства-члены к тому, чтобы они, действуя на основе уважения прав человека и основных свобод и в соответствии с другими обязательствами по международному праву, сотрудничали при принятии национальных мер, призванных воспрепятствовать использованию террористами технологий, средств связи и ресурсов, в том числе аудио- и видеоресурсов, для подстрекательства к поддержке террористических актов;
18. призывает государства-члены сотрудничать и неустанно поддерживать - в том числе путем наращивания потенциала, координации планов и усилий и обмена информацией о накопленном опыте - усилия друг друга по противодействию насильственному экстремизму, который может служить питательной средой для терроризма;
19. особо отмечает в этой связи важность усилий государств-членов по разработке для затрагиваемых лиц и местных общин альтернативных ненасильственных путей предупреждения и урегулирования конфликтов в целях снижения степени риска радикализации до уровня, порождающего терроризм, а также важность усилий по поддержке мирных альтернатив пропаганде насилия, осуществляемой иностранными боевиками-террористами, и подчеркивает ту роль, которую может сыграть образование в противодействии распространению террористических идей;
Участие Организации Объединенных Наций в противодействии угрозе, создаваемой иностранными боевиками-террористами
20. отмечает, что иностранные боевики-террористы и те, кто финансирует или иным образом поддерживает их поездки и последующие действия, могут отвечать критериям для включения в санкционный перечень в отношении "Аль-Каиды", который ведет Комитет в соответствии с резолюциями 1267 (1999) и 1989 (2011), если они участвуют в финансировании, планировании, содействии, подготовке или совершении актов или деятельности "Аль-Каиды", в связи с ней, под ее именем, от ее имени или в ее поддержку, осуществляют поставку, продажу или передачу оружия и связанных с ним материальных средств "Аль-Каиде", либо вербовку для "Аль-Каиды", либо поддержку в иной форме актов или деятельности "Аль-Каиды" или любой ячейки, филиала, отколовшейся от нее группы или ее ответвления, и призывает государства предлагать для возможного включения в перечень таких иностранных боевиков- террористов и тех, кто поддерживает или финансирует их поездки и последующие действия;
21. поручает Комитету, учрежденному резолюциями 1267 (1999) и 1989 (2011), и Группе по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями в тесном сотрудничестве с соответствующими контртеррористическими органами Организации Объединенных Наций, в частности с ИДКТК, уделять особое внимание угрозе, создаваемой иностранными боевиками-террористами, которых вербуют или принимают в свои ряды ИГИЛ, ФАН и все группы, предприятия и организации, связанные с "Аль-Каидой";
22. рекомендует Группе по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями координировать ее усилия по отслеживанию угрозы, создаваемой иностранными боевиками-террористами, и реагированию на такую угрозу с усилиями других контртеррористических органов Организации Объединенных Наций, в частности с ЦГОКМ;
23. просит Группу по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями в тесном сотрудничестве с другими контртеррористическими органами Организации Объединенных Наций представить в течение 180 дней доклад Комитету, учрежденному резолюциями 1267 (1999) и 1989 (2011), и представить Комитету в течение 60 дней предварительную устную обновленную информацию об угрозе, создаваемой иностранными боевиками-террористами, которых вербуют или принимают в свои ряды ИГИЛ, ФАН и все группы, предприятия и организации, связанные с "Аль-Каидой", в том числе:
a) всеобъемлющую оценку угрозы, создаваемой этими иностранными боевиками-террористами, включая их пособников, положения в наиболее пострадавших регионах и тенденций в плане радикализации до уровня, порождающего терроризм, поддержки, вербовки, демографии и финансирования; и
b) рекомендации о мерах, которые можно принять для активизации противодействия угрозе, создаваемой этими иностранными боевиками-террористами;
24. просит Контртеррористический комитет в рамках его действующего мандата и при поддержке ИДКТК выявить основные пробелы в потенциале государств-членов по осуществлению резолюций 1373 (2001) и 1624 (2005) Совета Безопасности, способные повлиять на возможности государств по сдерживанию потока иностранных боевиков-террористов, а также выявить, в порядке осуществления резолюций 1373 (2001) и 1624 (2005), передовые методы пресечения потока иностранных боевиков-террористов и содействовать оказанию технической помощи, например способствуя взаимодействию между теми, кто оказывает помощь в наращивании потенциала, и теми, кто получает такую помощь, особенно в наиболее пострадавших регионах, в том числе путем разработки, по их просьбе, всеобъемлющих контртеррористических стратегий, предусматривающих противодействие распространению идей насильственного радикализма и потоку иностранных боевиков-террористов, учитывая при этом роль других соответствующих участников, в частности Глобального контртеррористического форума;
25. подчеркивает, что усиление угрозы, создаваемой иностранными боевиками-террористами, является одним из аспектов новых проблем, тенденций и событий, которые связаны с резолюциями 1373 (2001) и 1624 (2005), которые в пункте 5 резолюции 2129 (2013) Совет Безопасности поручил выявлять ИДКТК и которые, следовательно, требуют пристального внимания Контртеррористического комитета, как это предусмотрено в его мандате;
26. просит Комитет, учрежденный резолюциями 1267 (1999) и 1989 (2011), и Контртеррористический комитет представить Совету Безопасности обновленную информацию об их соответствующих усилиях, связанных с настоящей резолюцией;
27. постановляет продолжать заниматься этим вопросом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Резолюция Совета Безопасности ООН от 24 сентября 2014 г. N 2178 (2014) (принята Советом Безопасности на его 7272-м заседании)
Текст резолюции официально опубликован не был