Разъяснения Федеральной антимонопольной службы
"Об особенностях рассмотрении дел по фактам нарушения имущественных прав ФИФА, связанных с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года"
Во исполнение положений Правительственной гарантии N6 от 14.04.2010 "Защита и реализация имущественных прав" и Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 108-ФЗ), направленных на защиту имущественных прав ФИФА, связанных с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года (далее Мероприятия FIFA), ФАС России рассмотрела вопрос об особенностях рассмотрения категории дел по фактам нарушения положений ст. 20 Закона N 108-ФЗ и сообщает.
Согласно статье 20 указанного Федерального закона признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:
1) продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой спортивных соревнований, либо измененная символика спортивных соревнований;
2) осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA;
3) введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве;
4) введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями;
5) подготовка и (или) проведение в коммерческих целях массовых мероприятий, создающих ложное представление о них как о мероприятиях, а также финансовое обеспечение, в том числе спонсорская помощь, таких массовых мероприятий без официального письменного разрешения FIFA;
6) использование без официального письменного разрешения FIFA мероприятий для организации либо осуществления рекламной или маркетинговой деятельности, получения спонсорской помощи, в том числе если такая деятельность направлена на целевую аудиторию, включая владельцев входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия;
7) использование входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в рекламных целях и для проведения розыгрышей, конкурсов, игр, пари, рекламных акций, а также включение стоимости входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в перечни услуг по туристическому обслуживанию, гостиничных услуг или других услуг без официального письменного разрешения FIFA.
В силу части 2 указанной статьи действия Оргкомитета "Россия-2018", дочерних организаций FIFA, национальных футбольных ассоциаций, Российского футбольного союза, контрагентов FIFA, связанные с надлежащим исполнением соглашений, заключенных с FIFA, не признаются недобросовестной конкуренцией и не влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, при условии, что на такие действия получено письменное согласие FIFA или уполномоченного лица FIFA.
Указанные положения направлены, в том числе, на защиту прав маркетинговых партнеров мероприятий FIFA, а также на предотвращение получения недобросовестными хозяйствующими субъектами необоснованного дохода в связи с предполагаемым резким ростом потребительского интереса и спроса на товары, относящимися к тематике мероприятий FIFA.
Порядок и сроки рассмотрения дел по фактам нарушения указанных норм, а также сроки совершения отдельных процессуальных действий установлены положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339.
Статья 2 Закона N 108-ФЗ устанавливает, что периодом подготовки чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или Кубка конфедераций FIFA 2017 года признается период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до даты начала отсчета месяца до даты проведения первого матча чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или Кубка конфедераций FIFA 2017 года; периодом проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или Кубка конфедераций FIFA 2017 года - период с даты окончания периода подготовки спортивного соревнования до даты, которая наступит через месяц после даты проведения последнего матча чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или Кубка конфедераций FIFA 2017 года
В связи со значимостью данной категории нарушений для состояния конкурентной среды в ограниченный промежуток времени ФАС России обращает внимание территориальных органов на необходимость максимально возможного сокращения срока рассмотрения дел по фактам нарушений статьи 8 Закона N 108-ФЗ в период проведения мероприятий FIFA (по возможности в пределах 1-3 суток с момента поступления заявления о факте нарушения в антимонопольный орган).
Оперативное рассмотрение дел должно обеспечиваться путем совершения в максимально короткие сроки (в пределах нескольких часов) таких процессуальных действий, как регистрация заявления в антимонопольном органе, назначение руководителем антимонопольного органа ответственного исполнителя по документу, рассмотрение поступивших материалов, подготовка, согласование и передача руководителю для подписания процессуальных документов, необходимых для возбуждения дела (докладной записки, проекта приказа о создании комиссии по рассмотрению дела и т.п.).
При оценке материалов на предмет достаточности для установления факта нарушения следует учитывать по аналогии положения пункта 16.12 Постановления Пленума ВАС РФ N 11, в силу которых действия по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская и (или) паралимпийская символика признаются недобросовестной конкуренцией и влекут наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством и в том случае, если они не приводят и не могут привести к последствиям, упомянутым в пункте 9 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункта 16.2"
С учетом того, что обозначения, относящиеся к символике мероприятий FIFA, как и олимпийская символика ранее, размещены в открытом доступе (перечислены в нормативных актах и размещены на официальных сайтах, имеющих отношение к организации и проведению мероприятий FIFA), в предмет доказывания по делу входит в первую очередь факт использования ответчиком охраняемых обозначений или ассоциативных связей с мероприятиями FIFA в отсутствие у него партнерских, спонсорских или лицензионных соглашений, включающих право использования олимпийской символики, с Международной федерацией футбольных ассоциаций (FIFA) и АНО "Оргкомитет "Россия-2018".
Доказательства использования соответствующих обозначений могут быть получены должностными лицами антимонопольного органа как от заявителя (Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA) и АНО "Оргкомитет "Россия-2018"), так и путем непосредственного оперативного обследования места совершения правонарушения.
Бремя доказывания наличия соглашений на право использования олимпийской символики лежит на ответчике, в связи с чем в определении о возбуждении дела рекомендуется непосредственно запрашивать у ответчика данные доказательства, а также проверять информацию по перечню официальных партнеров мероприятий FIFA, предоставляемому антимонопольным органам "Оргкомитет "Россия-2018" и доступному на официальном сайте "Оргкомитет "Россия-2018".
Все процессуальные документы по делу, подлежащие вручению сторонам, необходимо направлять средствами факсимильной и телеграфной связи, позволяющими получить документальное подтверждение вручения документов участвующим в деле лицам, а при возможности вручать документы непосредственно представителям хозяйствующих субъектов, действующим на основании соответствующих доверенностей либо иных подтверждающих полномочия документов.
При указанных условиях, с учетом наличия сложившейся практики применения приведенных правовых норм, разъяснений высших судебных инстанций, а также рекомендаций ФАС России по рассмотрению дел, отсутствует необходимость проведения длительных расследований и запроса значительного количества документов.
Вместе с тем ФАС России обращает внимание на необходимость неукоснительного соблюдения установленных законодательством требований, направленных на защиту прав участвующих в деле лиц, как в части надлежащего извещения о времени и месте совершения процессуальных действий, так и на ознакомление с материалами дела, обращение за юридической помощью и т.п. Все ходатайства сторон, касающиеся порядка рассмотрения дела и направленные на реализацию таких прав, должны быть полно, объективно и своевременно рассмотрены уполномоченным должностным лицом.
По возможности в целях минимизации сроков рассмотрения дел рекомендуется оказывать представителям сторон содействие в реализации процессуальных прав (например, путем предоставления доступа к средствам связи в помещении по месту рассмотрения дела), в случае необходимости - предлагать объявить перерыв для представления дополнительных доказательств в пределах от нескольких часов (минут) до одних суток.
|
А.Б. Кашеваров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведены разъяснения ФАС России о признаках недобросовестной конкуренции, которые влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством.
Среди них - продажа, обмен или иное введение в оборот товаров (работ, услуг), если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований, тождественные или сходные до степени смешения обозначения, либо измененная символика; продвижение таких товаров (работ, услуг); введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя (рекламодателя) к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника и т.д.; использование входных билетов на мероприятия в рекламных целях.
Следует учитывать, что действия по продаже, обмену или иному введению в оборот товара с олимпийской символикой признаются недобросовестной конкуренцией и в том случае, если они не приносят убытков конкурентам.
В связи со значимостью данной категории нарушений ФАС России просит максимально сокращать сроки рассмотрения дел (по возможности в пределах 1-3 суток с момента поступления заявления о факте нарушения в антимонопольный орган).
В предмет доказывания по делу входит факт использования ответчиком охраняемых обозначений или ассоциативных связей с мероприятиями FIFA в отсутствие у него партнерских, спонсорских или лицензионных соглашений, включающих право использования символики.
Также разъяснено, как получать доказательства, как распределяется бремя доказывания, как направлять участникам процессуальные документы по делу.
Разъяснения Федеральной антимонопольной службы "Об особенностях рассмотрении дел по фактам нарушения имущественных прав ФИФА, связанных с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года"
Текст разъяснений официально опубликован не был
Письмом ФАС России от 2 декабря 2022 г. N МШ/109196-ПР/22 настоящий документ признан недействующим с 2 декабря 2022 г.