Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 318844-7 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о передаче лиц, осужденных к лишению свободы"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 318844-7 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о передаче лиц, осужденных к лишению свободы" (далее - Соглашение), внесенный в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 20 ноября 2017 года.
Целью Соглашения, подписанного в городе Москве 28 марта 2017 года, является создание международно-правовой базы российско-иранского сотрудничества в области передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве их гражданства.
Центральным органом, уполномоченным исполнять настоящее Соглашение, от российской стороны является Министерство юстиции Российской Федерации.
В Соглашении подробно рассматривается вопрос о требованиях, предъявляемых к составлению запроса о передаче осужденного для отбывания наказания, порядке его направления, условиях передачи осужденного, процессуальных гарантиях прав передаваемого лица. В соответствии с Соглашением передача осужденного может иметь место только в случае согласия обеих договаривающихся Сторон, а также согласия осужденного, причем, как следует из пункта "d" части 1 статьи 4 Соглашения, государство вынесения приговора обеспечивает возможность консульскому должностному лицу или другому официальному лицу государства исполнения приговора убедиться в том, что согласие осужденного на передачу или отказ от нее были даны добровольно.
После передачи осужденный продолжает отбывать наказание, назначенное ему в государстве вынесения приговора, в соответствии с правовыми нормами государства исполнения приговора. Причем каждая из Сторон может осуществлять помилование, амнистию или замену наказания в соответствии со своим законодательством (статья 11 Соглашения).
Важно отметить, что Соглашением подтверждается общий принцип права "non bis in idem" ("нельзя наказывать за одно дважды"), согласно которому осужденный после его передачи не может быть привлечен к ответственности или осужден в государстве исполнения приговора за те же деяния, которые повлекли наложение наказания в государстве вынесения приговора.
Исходя из представленного к законопроекту финансово-экономического обоснования, реализация российской стороной данного Соглашения не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.
В соответствии со статьей 21 Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения последнего письменного уведомления Сторон о выполнении всех необходимых внутригосударственных процедур.
По информации МИД России, на сегодняшний день Исламская Республика Иран не уведомила Российскую Федерацию о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу.
Соглашение подготовлено на основе имеющейся практики разработки подобных документов и в полной мере отвечает интересам Российской Федерации. Ратификация Соглашения будет способствовать развитию международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере, достижению целей правосудия, защите прав и законных интересов российских граждан.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о передаче лиц, осужденных к лишению свободы
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.