Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 290675-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения уровня безопасности дорожного движения",
внесённому Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона (статья 1) предлагается внести изменения в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" с целью введения института аудита безопасности дорожного движения, а также дополнить частями 1.1 и 1.2 статью 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
В проектируемой части 1.1 статьи 17 Федерального закона предусматривается, что в рамках работ по содержанию автомобильной дороги ее владелец "принимает решение" об установке и использовании на автомобильной дороге работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи "для фиксации нарушений правил дорожного движения", "передает информацию" о выявленных с помощью специальных технических средств административных правонарушениях в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также "финансирует расходы", связанные с обработкой и рассылкой постановлений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об административных правонарушениях, выявленных с помощью специальных технических средств.
Следует иметь в виду, что установка и использование указанных специальных технических средств осуществляется "для фиксации нарушений правил дорожного движения" в целях последующего привлечения лиц, совершивших административные правонарушения в области дорожного движения к административной ответственности, в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) не предусматривают возможности наделения органов местного самоуправления (в том числе, органов муниципального контроля) полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения. Следовательно из пунктов 2 и 3 проектируемой части 1.1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ указание на органы муниципального контроля следует исключить.
Обращаем внимание, что с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи в настоящее время фиксируются не только нарушения "правил дорожного движения", но и иные нарушения, отнесенные к правонарушениям в области дорожного движения (глава 12 Кодекса) (см., например, статью 12.21.3 Кодекса, в которой предусматривается административная ответственность за движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным).
В связи с изложенным в тексте проекта федерального закона целесообразно вести речь о работающих в автоматическом режиме специальных технических средствах, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации "нарушений в области дорожного движения".
Обращаем внимание, что проектируемые нормы части 1.1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ сформулированы таким образом, что обязывают владельцев автомобильных дорог принимать соответствующие решения, вместе с тем в пояснительной записке к проекту федерального закона указывается, что предлагаемые полномочия будут относится к "правам владельцев автомобильных дорог, а не к их обязанностям".
Наименование законопроекта необходимо оформить следующим образом:
О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и статью 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части повышения уровня безопасности дорожного движения
Иные замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.