Постановление Верховного Суда РФ от 18 января 2018 г. N 65-АД17-4
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Единые коммунальные системы" Латыпова Константина Евгеньевича на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области от 24 декабря 2015 г. N 81, решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 30 мая 2016 г., решение судьи суда Еврейской автономной области от 19 июля 2016 г. и постановление председателя суда Еврейской автономной области от 5 мая 2017 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Единые коммунальные системы" (далее - ООО "Единые коммунальные системы", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области от 24 декабря 2015 г. N 81, оставленным без изменения решением судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 30 мая 2016 г., решением судьи суда Еврейской автономной области от 19 июля 2016 г. и постановлением председателя суда Еврейской автономной области от 5 мая 2017 г., ООО "Единые коммунальные системы" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор ООО "Единые коммунальные системы" Латыпов К.Е. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили выявленные в рамках проверки, проведенной прокуратурой Смидовичского района, нарушения правил содержания и ремонта жилого многоквартирного жилого дома по адресу: Еврейская автономная область, Смидовичский район, п. Смидовичи, ул. Кирова, д. 6, предусмотренных пунктами 4.1.1, 4.1.3, 4.1.15, 2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170.
Между тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.
К административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ООО "Единые коммунальные системы" привлечено за нарушение жилищного законодательства в сфере содержания и ремонта многоквартирного жилого дома.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет два месяца.
Выводы должностного лица и судебных инстанций о том, что срок давности привлечения к административной ответственности в рассматриваемом случае составляет один год, ошибочны, основаны на неверном толковании норм закона.
Частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, были выявлены 15 сентября 2015 г.
Следовательно, срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, начал исчисляться с 15 сентября 2015 г. и истек 15 ноября 2015 г.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
Таким образом, в нарушение указанных норм должностное лицо Государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области рассмотрело данное дело об административном правонарушении, признав ООО "Единые коммунальные системы" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 24 декабря 2015 г. за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом изложенного постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области от 24 декабря 2015 г. N 81, решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 30 мая 2016 г., решение судьи суда Еврейской автономной области от 19 июля 2016 г. и постановление председателя суда Еврейской автономной области от 5 мая 2017 г., вынесенные в отношении ООО "Единые коммунальные системы" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Изложенное не противоречит правовому подходу, сформулированному в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2016 г. N 33-АД16-14.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу директора ООО "Единые коммунальные системы" Латыпова К.Е. удовлетворить.
Постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области от 24 декабря 2015 г. N 81, решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 30 мая 2016 г., решение судьи суда Еврейской автономной области от 19 июля 2016 г. и постановление председателя суда Еврейской автономной области от 5 мая 2017 г., вынесенные в отношении ООО "Единые коммунальные системы" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 18 января 2018 г. N 65-АД17-4
Текст постановления официально опубликован не был