Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Концепция
научно-промышленной и инвестиционной политики
города Новосибирска на 2001-2005 гг.
(утв. постановлением мэра г. Новосибирска от 6 ноября 2001 г. N 3145)
Введение
Разработка Концепции научно-промышленной и инвестиционной политики города Новосибирска на 2001-2005 гг. (далее по тексту - концепция) вызвана необходимостью восстановления системы прогнозирования и планирования развития экономики, дальнейшего углубления отраслевого содержания стратегии социально-экономического развития города на долгосрочную перспективу, рассмотренной городским сообществом на научно-практической конференции "Новосибирск на рубеже ХХI века: перспективы развития и инвестиционные возможности" в сентябре 1999 г.
В соответствии с характером основного ресурсного потенциала города - научно-технологического и производственного - составными частями научно-промышленной и инвестиционной политики мэрии являются промышленная, научно-техническая и инновационная политика.
Промышленный комплекс города формировался отраслями всесоюзной специализации, поэтому его развитие связано с конъюнктурой на межрегиональных рынках и в значительной степени зависит от государственной политики и решений, направленных на оживление отечественной промышленности. Поэтому концептуальные цели развития промышленности города увязаны с основными направлениями государственной политики, в частности, с Концепцией инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.98.
В Концепции с учетом сильных и слабых сторон экономики города сформулированы основная цель, стратегия и приоритеты научно-промышленной политики, которые ориентируют на активизацию использования научного и инновационного потенциала, на структурно-технологическую модернизацию промышленного потенциала, сохранение и развитие кадрового потенциала и поиск местными органами власти эффективных механизмов привлечения инвестиционных ресурсов, управления промышленной и интеллектуальной собственностью на территории города в условиях рыночной системы хозяйствования.
1. Основные понятия, применяемые в концепции
Научно-промышленная политика мэрии - комплекс административно-правовых и организационно-экономических мер по определению ключевых проблем технико-экономического развития города, оценке и выбору приоритетных направлений, созданию условий для усиления конкурентных позиций и повышения эффективности производственных структур экономики города.
Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций (денежных средств, имущества и имущественных прав) в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.
Инновационная деятельность - создание новой или усовершенствование продукции, технологического процесса, реализуемых в коммерческих целях с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений.
Инфраструктура инновационной деятельности - организации, предоставляющие субъектам инновационной деятельности услуги, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
Венчурные инвестиционные институты - имущественные комплексы, формируемые за счет физических и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, создаваемые с целью участия в венчурном инвестировании.
2. Современное состояние научно-технологического
и промышленного потенциала
Традиционно экономика города опиралась на промышленное производство, большую долю которого составлял оборонно-промышленный комплекс, а также на фундаментальную и отраслевую науку. В городе расположено 217 крупных и средних предприятий, 93 учреждения науки и научного обслуживания, 36 вузов, более ста малых инновационно-производственных предприятий.
Прошедшее за последнее десятилетие перераспределение собственности, разрыв межрегиональных экономических связей, резкое (до 100% по отдельным позициям) сокращение государственного заказа, изменения в региональной политике привели к существенным деформациям производственного потенциала города. Произошло падение промышленного производства, индекс его физического объема к уровню 1991 г. составляет 36%. Особенно пострадали высокотехнологичные отрасли машиностроения: приборостроение, электроника и микроэлектроника.
Многие сегменты российского рынка оказались захваченными зарубежными технологиями и продуктами. Потери традиционных рынков сбыта выявили низкую конкурентоспособность отечественных технологий, особенно в гражданском секторе. Слабо развита инновационная инфраструктура, и внедрение разработок по-прежнему является слабым звеном научно-технологической сферы.
Нарушился процесс воспроизводства основных фондов, технологические системы и инженерная инфраструктура устарели физически и морально, упала надежность бесперебойного обеспечения тепловой и электрической энергией как промышленности, так и отраслей жизнеобеспечения. Объем вложений в основные производственные фонды ниже их начисленной амортизации и компенсирует не более 30 - 35% их реального выбытия, в результате чего производственный аппарат сокращается на 5% в год.
Среднесписочная численность работающих в промышленности за десять лет сократилась в два раза (с 257 тыс. до 121 тыс. человек). Проблемой является возрастной разрыв в кадрах как рабочих, так и специалистов: на одного работающего старше 55 лет приходится один работник моложе 30 лет. Такие пропорции ставят под вопрос возможность даже простого воспроизводства рабочей силы.
В последние два года в промышленности города наметились признаки стабилизации: к уровню 1999 года выпуск товаров и услуг увеличился в сопоставимой оценке на 6,9%, а к уровню 1998 года - на 13,4%, впервые за последние годы возросло число занятых в промышленности (на 2,4%), удельный вес рентабельных предприятий за два года возрос на 11,3 процентных пункта и составил 71,5%.
Основной причиной роста производства стала четырехкратная девальвация рубля, что привело к снижению конкурентоспособности импортных товаров (особенно продовольственных), и увеличение государственного оборонного заказа (в 1,5 раза к уровню 1999 года). Значимым фактором в обеспечении прироста объемов промышленного производства становится промышленная политика мэрии: объем муниципального заказа составил 1,2 млрд. рублей, усилиями Дирекции межрегиональных программ на внешних рынках были размещены заказы на 640 млн. рублей.
По оценкам специалистов, действие девальвации как фактора прироста объемов промышленности исчерпало себя в 2000 году. Безинвестиционный (за счет сокращения простаивающих мощностей) период в состоянии обеспечить прирост лишь 1 - 2% и не может продлиться более чем до 2003 года. Нужны действенные меры по реструктуризации и повышению рентабельности предприятий, что выдвигает на первый план задачу объединения усилий мэрии и научно-производственных коллективов по повышению эффективности промышленного производства на территории города.
3. Правовые основы муниципальной научно-промышленной
и инвестиционной политики
Все усилия муниципалитета на протяжении 90-х годов были направлены на обеспечение выживания городских систем жизнеобеспечения в сложнейших экономических условиях. Но по мере формирования нормативно-правового поля и градообеспечивающих факторов все более актуальными становятся вопросы перспективного развития города, что расширяет содержание муниципального управления.
В сложившихся условиях осуществлять координирующие функции деятельности хозяйствующих субъектов в пределах городской агломерации, то есть осуществлять соответствующую политику на территории, эффективно и легитимно могут лишь муниципалитеты крупных городов, представленные представительными и исполнительными органами. Основанием для реализации прав муниципалитета в этой сфере являются основные положения, закрепленные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":
право на координацию участия предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности в комплексном социально-экономическом развитии территории города (ст. 32);
право на выдачу муниципального заказа с использованием собственных материальных и финансовых средств (ст. 33).
Концепция научно-промышленной и инвестиционной политики города Новосибирска на 2001-2005 гг. подготовлена в соответствии с Законом Новосибирской области "О научной деятельности и региональной научно-технической политике Новосибирской области" и постановлением главы администрации Новосибирской области от 16.02.2001 N 175 "Об основных направлениях промышленной политики Новосибирской области на 2001 год", решением городского Совета от 22.04.99 N 223 "О Положении "О поддержке инвестиционной деятельности на территории г. Новосибирска", постановлением мэра от 20.03.2000 N 502 "Об утверждении основных направлений научно-технического развития и инновационной деятельности г. Новосибирска на 2000 год".
4. Основная цель и задачи научно-промышленной
и инвестиционной политики
Основной целью научно-промышленной и инвестиционной политики является создание конкурентоспособного промышленного комплекса на новой структурно-технологической основе и коммерциализация (превращение в рыночный продукт) научно-технологического потенциала для обеспечения устойчивого и экологически безопасного экономического роста, бюджетной обеспеченности и эффективной занятости населения.
Для реализации намеченной цели концептуальные и методологические положения ориентированы на решение следующих основных задач:
реструктуризация промышленности по отраслевой, размерной, технологической структуре;
повышение конкурентоспособности продукции и создание новой импортозамещающей и экспортноориентированной продукции;
развитие инфраструктуры инновационной деятельности и выход на внешние рынки интеллектуальной продукции;
формирование благоприятного инвестиционного климата;
укрепление кадрового потенциала, опережающая подготовка и переподготовка специалистов для нужд промышленности и инновационно-технологического комплекса.
Наметившаяся положительная динамика объемных показателей промышленности города за ряд последних лет и необходимость укрепления этих тенденций позволяют в качестве критерия эффективности научно-промышленной и инвестиционной политики мэрии на период 2001-2005 гг. определить обеспечение темпов прироста промышленного производства, превышающих среднероссийские.
5. Формирование научно-промышленной и инвестиционной политики
Научно-промышленная и инвестиционная политика города Новосибирска формируется на среднесрочный период на основе анализа и прогнозов технико-экономического развития и отражается в концепции и других нормативных актах.
Задачи научно-промышленной и инвестиционной политики должны соответствовать поэтапному достижению стратегической цели политики развития города, состоящей в последовательном преобразовании г. Новосибирска в научно-индустриальный центр нового качественного уровня, интегрированный на взаимовыгодных основах с другими регионами Российской Федерации, со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Разработка научно-промышленной и инвестиционной политики организуется департаментом промышленности, науки и технологий мэрии на следующих принципах:
гласности и публичности обсуждений с участием представителей промышленных, предпринимательских и научных кругов; комплексности решения проблем;
соблюдения приоритетности в соответствии с положениями плана социально-экономического развития г. Новосибирска;
использования программно-целевого метода как основного инструмента регулирования инновационной, промышленной и инвестиционной деятельности.
Реализацию научно-промышленной и инвестиционной политики осуществляют структурные подразделения мэрии в пределах своих полномочий.
6. Стратегия научно-промышленной и инвестиционной политики
6.1. Задачи создания конкурентоспособного промышленного комплекса предполагают разработку соответствующей стратегии, взаимосвязанно охватывающей промышленную, научно-техническую, инновационную и инвестиционную политику.
Концентрированное выражение стратегии научно-промышленной и инвестиционной политики на ближайшие пять лет заключается в восстановлении воспроизводственного процесса (единства реального сектора, науки и финансово-кредитной сферы) в экономической системе городской агломерации на основе сочетания рыночных механизмов и административных ресурсов для расширения масштабов производства и реализации конкурентоспособной продукции, создания новой импортозамещающей и экспортно- и экологоориентированной высокотехнологичной продукции на основе реструктуризации научно-производственного потенциала, селективного подхода к поддержке и защите местных товаропроизводителей.
Принцип приоритетности является основой проведения целенаправленной политики. Разработанная стратегия основывается на системе приоритетов научно-промышленной и инвестиционной политики, определении первоочередных направлений ее реализации; формах и механизмах муниципального регулирования в сфере промышленной деятельности; системе обеспечения, включающей правовое, ресурсное, информационное и организационное обеспечение.
На первом этапе реализации целей научно-промышленной и инвестиционной политики мэрии определены следующие приоритетные отрасли:
отрасли городского хозяйства;
машиностроительный комплекс как база технологического перевооружения и модернизации всех других видов производства, основной бюджетонаполнитель;
оборонно-промышленный комплекс как источник технических новаций и технологий двойного применения, имеющий значительные резервы производственных мощностей;
легкая и пищевая промышленность.
6.2. Отрасли городского хозяйства.
Объектом муниципального управления, прежде всего, является городское хозяйство, представляющее собой комплекс по жизнеобеспечению населения. По своему экономическому содержанию назначение городского хозяйства имеет не рыночный характер. Основной задачей научно-промышленной и инвестиционной политики здесь является повышение уровня и надежности функционирования отраслей жизнеобеспечения и реализация программ ресурсосбережения и импортозамещения для снижения бюджетных затрат.
Необходимо организовать в городе производство дорожной и уборочной техники, кузовов автобусов и троллейбусов, лифтов. По этим позициям потребность сибирских городов составляет сотни единиц и ниша этого рынка пока свободна.
Для решения проблем городского хозяйства формируются целевые программы:
"Создание автоматизированных систем диспетчерского управления ЖКХ";
"Производство отечественного технологического оборудования для очистки и подготовки воды (ВПУ)";
"Оборудование для утилизации твердых промышленных и бытовых отходов";
"Оборудование для очистки сточных вод";
"Производство оборудования для комплексных районных тепловых станций";
"Создание сборочного производства энерго-модулей для ГТУ-ТЭС";
"Оборудование и технологии по антикоррозионному покрытию";
"Производство медицинского и фармацевтического оборудования";
"Производство лекарственных препаратов";
"Производство троллейбусов";
"Изготовление лифтов";
"Дорожные машины и уборочная техника";
"Газификация промышленных объектов города".
6.3. Машиностроительный комплекс.
Стратегия научно-промышленной и инвестиционной политики исходит из положения, что на среднесрочную перспективу отечественный рынок ввиду состояния промышленности пока ограничен и имеет низкую платежеспособность. Поэтому основными направлениями наращивания объемов машиностроительной продукции на рассматриваемый период являются:
работа по расширению предложения продукции на рынках производственного оборудования для экспортноориентированных отраслей и энергетики, где сложился повышенный платежеспособный спрос на импортозамещающее оборудование для добычи нефти, газа и угля;
ориентация на производство продукции для нужд коммунального хозяйства близлежащих регионов;
выход на внешние рынки с конкурентоспособной наукоемкой продукцией на базе использования имеющегося научно-технического задела и получения новых, под целевой заказ промышленности, результатов фундаментальных и прикладных исследований.
Перспективным направлением является создание новой отрасли - лазерного машиностроения.
6.4. Оборонно-промышленный комплекс (далее по тексту - ОПК) и развитие технологий двойного применения.
В городе оборонно-промышленный комплекс представлен отраслями атомной, авиационной, ракетно-космической, электронной промышленности, производством боеприпасов, спецхимии и средств связи, промышленностью вооружений, имеющих низкую загруженность производственных мощностей. Здесь сосредоточен основной потенциал технических новаций, но многие предприятия ОПК работают в режиме "технологической брони", сохраняющем минимальное технологическое обеспечение государственного оборонного заказа. Федеральной программой реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса на 2001-2005 гг. и на период до 2010 г. предусмотрено использование примерно четверти мощностей оборонных предприятий, НИИ и ОКБ.
Необходима разработка программ использования потенциала оборонных предприятий, создание вертикально интегрированных структур на базе технологий двойного назначения для производства продукции гражданского назначения, в том числе современного оборудования для пищевой, легкой, медицинской промышленности. Объединение ресурсов и потенциала научных организаций, предприятий ОПК и финансовых структур для организации полного цикла производства наукоемкой продукции специального и гражданского назначения для достижения лидирующих позиций на внутренних и внешних рынках (техника ночного и тепловидения).
6.5. Легкая и пищевая промышленность.
Эти отрасли являются производителями социально-ориентированной группы продукции, и их приоритетность связана, в первую очередь, с задачей необходимого удовлетворения первоочередных потребностей населения города, обеспечения продовольственной безопасности и развития производственно-экономических связей с агропромышленным комплексом области для повышения его эффективности.
На основе приоритетных направлений промышленной деятельности выделяются:
приоритетные товарные группы:
современные материалы и продукция для жилищно-коммунального хозяйства; оборудование для водоподготовки, очистки и для очистных сооружений; дорожные машины и механизмы; оборудование для ресурсодобывающих отраслей; сельскохозяйственные машины и оборудование для переработки сельскохозяйственной продукции, в том числе машины для возделывания льна; транспортные средства, включая лифты; медицинская техника и лекарственные препараты; продукция радиомикроэлектроники; потребительские товары, продукты, изготовленные на основе переработки местного сельскохозяйственного сырья; наукоемкая продукция оборонных отраслей;
приоритетные технологии:
технологии переработки твердых бытовых отходов, лазерные технологии, базальтовые технологии, технологии энергоэффективные и повышающие экологическую и техногенную безопасность.
6.6. Выделенные приоритеты научно-промышленной и инвестиционной политики позволяют определить ее основные направления на планируемый период. В качестве первоочередных могут быть обозначены следующие:
проведение активной структурной политики в условиях рыночной системы хозяйствования требует взаимодействия органов местного самоуправления с акционерными обществами. Это один из подходов к решению проблемы предотвращения банкротства и финансового оздоровления предприятий на основе комплексного подхода к реструктуризации задолженности, имеющих для города значительную экономическую и социальную значимость;
другим направлением является организационно-экономическая работа по созданию на базе убыточных производств предприятий местной промышленности. Их реструктуризация может осуществляться в направлении создания межотраслевых производств для тиражирования передовых технологий (в частности, инновационно-технологического центра горнорудного машиностроения и городского сервисного центра лазерных технологий).
Необходимо содействовать созданию вертикально-интегрированных производств (холдингов, концернов) для выпуска пользующейся устойчивым спросом продукции, в том числе на основе кооперации с соседними городами; реструктуризация части отраслевых НИИ и НГПИ в инжиниринговые фирмы с маркетинговой и коммерческой инфраструктурой, создание системы сертификации и отбора антикризисных управляющих, консалтинговых и иных фирм.
Реализация научно-производственного потенциала требует соответствующей организационной работы по развитию внутренних рынков и продвижению продукции на внешние рынки.
Меры по развитию внутренних рынков (поддержка и защита местных товаропроизводителей): льготы по рекламе; развитие фирменной торговли; пресечение недобросовестной конкуренции, ликвидация каналов ввоза контрабандных товаров; развитие муниципального заказа для поддержки местных товаропроизводителей и импортозамещения.
Направления развития внешних рынков: развитие на договорной основе экономических отношений с топливодобывающими отраслями и регионами по поставкам оборудования; создание товаропроводящей и маркетинговой инфраструктуры в других регионах страны и странах СНГ, в том числе и по отраслевому принципу (легкая промышленность, электротехническая и электронная); финансовая поддержка производства наукоемкой продукции на основе технологий двойного применения.
6.7. Поддержка инновационной деятельности.
Развитие инновационной деятельности направлено на развитие прикладного характера научно-технологического потенциала и повышение эффективности технологического перевооружения и модернизации производственного аппарата промышленности.
Город Новосибирск со вступлением во Всемирную Ассоциацию Технополисов приобрел общепризнанный статус технополиса, потенциал организаций академической, отраслевой и вузовской науки стал третьим по значимости в России и является самым крупным конкурентным ресурсом города. Эффективное использование (коммерциализация) этого потенциала придает особую важность инновационной, научно-технической и инвестиционной политике мэрии и требует для ее реализации создания соответствующих структур и экономических механизмов. Необходимо создание полного цикла коммерциализации научных разработок, включающего: рассмотрение и экспертизу инновационных проектов, разработку и утверждение на их основе инвестиционных программ и привлечение инвестиционных ресурсов, юридическое закрепление прав на интеллектуальную собственность между всеми участниками проекта, внедрение результатов в производство, дальнейшую модификацию продукта для контроля над рынком.
Основные направления поддержки инновационной деятельности следующие:
реформирование базы инновационной деятельности, формирование крупных интегрированных научно-производственных структур (совместно с Межрегиональной ассоциацией руководителей предприятий), способных концентрировать ресурсы для решения стратегических задач научно-промышленной и инвестиционной политики в рамках целевых программ технологического развития предприятий и отраслей, программы "Наука для отраслей городского хозяйства" и др.;
развитие инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности (инновационно-технологических центров, технопарков, демонстрационных зон, выставочных площадок и т. д.);
подготовка и переподготовка кадров в области научно-технического предпринимательства и коммерциализации результатов научных исследований;
развитие нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, создание системы защиты промышленной собственности и авторского права (интеллектуальной собственности);
создание условий для привлечения инвестиций и отработка механизмов многоканального финансирования инновационных проектов;
продвижение передовых наукоемких разработок на отечественный и зарубежный рынок.
6.8. Расширение сферы муниципального заказа.
Необходимо совершенствовать практику формирования муниципального заказа, использовать его инвестиционные возможности, применять сложные финансовые схемы для повышения эффективности использования бюджетных средств, утвердить новое Положение об организации закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд.
6.9. Сохранение и развитие кадрового потенциала.
Наметившиеся позитивные сдвиги в экономике выявили новые тенденции в сфере занятости. При наличии в городе 12 тысяч вакансий при 5 тысячах официально зарегистрированных безработных на первое место выходят не столько вопросы поддержки безработных, сколько вопросы укомплектования хозяйствующих субъектов персоналом. Своевременное и качественное обеспечение кадрами хозяйствующих субъектов предполагает: формирование эффективной системы стимулирования производительного труда; создание на предприятиях условий труда и быта, привлекательных для граждан; формирование и обслуживание заказа на подготовку, переподготовку и переквалификацию специалистов; осуществление постоянной разноплановой работы по привлечению молодежи в промышленный сектор экономики.
Важным направлением промышленной политики на 2001-2005 гг. должно стать смягчение негативных последствий структурных трансформаций промышленности, где необходимо осуществить целый комплекс мероприятий: необходима широкая программа общественных работ, программы по переквалификации рабочей силы и повышению ее мобильности; защита от чрезмерной внешней конкуренции наиболее важных отраслей с точки зрения поддержания занятости; содействие повышению эффективности управления промышленными предприятиями муниципальной, областной и федеральной собственности, а также усиление влияния на предприятия, находящиеся в частной собственности.
Необходимо создать систему подготовки и переподготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере на базе высших учебных заведений по специальностям: маркетинг технологического продукта, трансфер технологий, коммерциализация результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), управление инновациями, управление интеллектуальной собственностью.
7. Инструменты и механизмы реализации научно-промышленной
и инвестиционной политики
Основным инструментом, обеспечивающим реализацию научно промышленной и инвестиционной политики на предстоящий период, является разработка городских целевых программ (отраслевых, функциональных) и реализация инновационно-инвестиционных проектов в их составе.
Отраслевые программы направлены на создание и расширение новой конкурентоспособной, импортозамещающей и экспортноориентированной продукции (программы развития лазерного машиностроения, базальтовых технологий, силовой электроники). Функциональные программы имеют общепромышленную значимость и являются средством обеспечения (организационного, правового, информационного, ресурсного) отраслевых программ в соответствии с приоритетами научно-промышленной политики.
Финансирование программ осуществляется с использованием финансово-кредитных механизмов:
бюджетного кредитования и предоставления налоговых льгот;
использования льготных ставок арендных платежей;
компенсации части процентных ставок за кредиты коммерческих банков;
использования реструктуризации задолженности в качестве мер поддержки для восстановления платежеспособности и сохранения потенциала предприятия;
создания специальных налоговых режимов для субъектов научно-промышленной деятельности участников целевых программ;
привлечения средств через участие в областных и федеральных целевых программах, конкурсах грантов, объявляемых Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, государственными научными фондами (Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др.);
привлечения средств международных организаций и фондов;
развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (создание венчурных инвестиционных институтов).
Организационные механизмы направлены на институциональные преобразования в научно-промышленной сфере:
создание интегрированных производств по выпуску конкурентоспособной продукции (концернов, холдингов с различной степенью интеграции производств и капитала, договоры о совместной деятельности с выделением головного предприятия), характеризующейся устойчивым спросом на рынках, дающей возможность объединить ресурсы предприятий и сократить издержки производства, проводить единую инновационную и научно-техническую политику (НПО "Сибсельмаш", ОАО ХК "НЭВЗ-Союз", ОАО Завод "Экран", Корпорация "Новосибирский завод Электросигнал");
объединение специализированных научных и проектных организаций, ведущих исследования и разработки в интересах преимущественно одного заказчика, в единую научно-промышленную структуру (в частности, Сибирский институт механизации и электрификации сельского хозяйства);
формирование на базе промышленных предприятий с участием академической, прикладной и вузовской науки инновационно-технологических центров, инновационно-промышленных комплексов, "демонстрационных зон", позволяющих показывать работу оборудования в рабочих режимах для тиражирования наукоемкой продукции (энергосберегающих технологий, приборов и оборудования);
расширение отраслевого спектра местной промышленности, формирование в ее составе межотраслевых технологических центров для тиражирования передовых технологий;
создание на базе Новосибирского центра научно-технической информации распределенного банка данных информационных ресурсов.
8. Заключение
Условием осуществления научно-промышленной и инвестиционной политики является административно-экономическое обеспечение - определение субъекта ее разработки и реализации, наделенного необходимыми полномочиями и ресурсами, что требует развития организационной структуры и формирование департамента промышленности, науки и инвестиций и его инфраструктуры (фондов, торговых домов, представительств и др.).
План
организационных мероприятий по реализации Концепции
научно-промышленной и инвестиционной политики города
Новосибирска на 2001-2005 гг.
N п. |
Мероприятия | 2001 год | 2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
Исполнитель | ||
II кв. | III кв. | IV кв. | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. Организационные мероприятия | |||||||||
1.1 | Подготовка проекта структуры управления департаментом промышленности, науки и технологий мэрии |
+ |
Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий (далее - МАРП), общественные организации, департамент промышленности, науки и технологий мэрии (далее - ДПНиТ) |
||||||
1.2 | Формирование вертикали управления департамента промышленности, науки и технологий с включением районного звена в реализацию концепции научно-промышленной и инвестиционной политики города |
+ |
+ |
ДПНиТ | |||||
1.3 | Подготовка изменений в Положение о департаменте промышленности, науки и технологий мэрии |
+ | ДПНиТ | ||||||
1.4 | Подготовка изменений и дополнений в бюджет города на второе полугодие 2001 года |
+ | ДПНиТ, департамент экономики и финансов мэрии (далее - ДЭФ) |
||||||
2. Мероприятия по предупреждению банкротства и финансовому оздоровлению предприятий | |||||||||
2.1 | Преобразование экономического Совета в Совет по антикризисным программам |
+ | ДПНиТ | ||||||
2.2 | Формирование программы муниципальной поддержки инвестиционной деятельности в научно-промышленном комплексе города, в том числе: |
+ |
|||||||
2.2.1 | Создание Фонда реализации антикризисных программ в бюджете города |
+ | + | + | ДПНиТ, ДЭФ |
||||
2.2.2 | Разработка схемы предоставления налоговых и неналоговых льгот предприятиям, участвующим в реализации инновационных проектов, через фонд реализации антикризисных программ |
+ |
ДПНиТ, ДЭФ |
||||||
2.2.3 | Подготовка предложений по решению проблемы недоимок путем их передачи в фонд реализации антикризисных программ |
+ | ДПНиТ, ДЭФ |
||||||
2.2.4 | Разработка мероприятий по обеспечению участия банковских и других финансовых структур в реализации антикризисных и других программ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
ДПНиТ | ||
2.3 | Завершение принятия в муниципальную собственность объектов социальной сферы предприятий |
+ | + | Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города (далее - ДЭЖиКХ), департамент по управлению имуществом г. Новосибирска (далее - ДУИ) |
|||||
2.4 | Разработка механизма участия мэрии в мероприятиях по финансовому оздоровлению экономики предприятий промышленности (создание отдела антикризисных программ) |
+ | + | ДПНиТ | |||||
2.5 | Разработка подходов к формированию в городе местной промышленности на базе реструктуризации и финансового оздоровления убыточных предприятий |
+ | + | ДПНиТ | |||||
2.6 | Поддержка корпоративных и значимых по объемам проектов, а также предприятий военно-промышленного комплекса в государственных структурах |
+ | + | + | + | + | ДПНиТ | ||
2.7 | Проведение анализа наличия мобилизационных мощностей и разработка предложений по их дальнейшему использованию |
+ |
+ |
+ |
МАРП, Совет по антикризисным программам |
||||
3. Расширение рынков сбыта | |||||||||
3.1 | Внутренний рынок | ||||||||
3.1.1 | Внесение предложений по внесению изменений в Положение от N "Об организации закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд" |
+ |
ДПНиТ, Постоянная комиссия городского Совета по промышленности и науке |
||||||
3.1.2 | Продолжение работы по организации производства новых строительных материалов |
+ |
+ |
+ |
+ |
ДПНиТ, департамент строительства и архитектуры мэрии (далее - ДСиА) |
|||
3.1.3 | Подготовка предложений по ресурсосберегающим технологиям для жилищно-коммунального хозяйства |
+ |
+ |
+ |
+ |
ДПНиТ, ДЭЖиКХ |
|||
3.1.4 | Формирование предложений по развитию производства товаров для нужд городского хозяйства |
+ |
+ |
+ |
+ |
ДПНиТ, Отраслевые департаменты |
|||
3.1.5 | Формирование программы производства сельскохозяйственных машин и оборудования |
+ | ДПНиТ, Фонд "Город - селу" |
||||||
3.1.6 | Подготовка постановления мэра "О поэтапном переходе на экологически чистые технологии при забивке свай" |
+ |
ДПНиТ, ДСиА |
||||||
3.1.7 | Подготовка предложений по внесению изменений в нормативные требования по водоочистке при строительстве нового и реконструкции старого жилья |
+ |
ДПНиТ, ДЭЖиКХ |
||||||
3.1.8 | Разработка программы дальнейшего освоения энергетических мощностей ведомственных (заводских) котельных с целью наиболее полного их использования для отопления жилищного фонда и учреждений бюджетной сферы |
+ |
ДЭЖиКХ, президиум мэрии, сессия городского Совета |
||||||
3.2 | Межрегиональный рынок | ||||||||
3.2.1 | Подготовка предложений по формированию в городе финансово-промышленных групп и холдинговых структур в рамках работы Дирекции межрегиональных программ |
+ |
+ |
+ |
+ |
ДПНиТ | |||
3.2.2 | Продолжение работы по созданию базы данных технологических возможностей промышленности города |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
ДПНиТ | |
3.2.3 | Продолжение формирования перечня приоритетных технологий, разработка и использование которых может обеспечить значительный вклад в развитие города |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
ДПНиТ, Новосибирский фонд "Дом промышленности" (далее - НФ "ДП"), фонд инновационных технологий |
|
3.2.4 | Продолжение работы по внедрению и освоению перспективных направлений развития новых технологий, оборудования, машин и механизмов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
ДПНиТ, НФ "ДП", фонд инновационных технологий |
3.2.5 | Создание информационной сети по промышленности города с целью ее включения в глобальную информационную сеть |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
ДПНиТ, НФ "ДП", ООО "Грис", департамент организации управления и контроля мэрии |
|
3.2.6 | Оказание информационно-методической помощи предприятиям города в части включения их разработок в городские, областные и федеральные программы |
+ |
+ |
+ |
+ |
ДПНиТ | |||
3.2.7 | Обеспечение участия промышленных предприятий в работе Новосибирского фонда "Дом промышленности" |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
ДПНиТ, МАРП, НФ "ДП" |
||
3.2.8 | Разработка программы формирования региональных представительств |
+ | ДПНиТ, НФ "ДП" |
||||||
3.2.9 | Разработка и утверждение Положения о региональных представительствах Дирекции межрегиональных программ и МАРП |
+ |
ДПНиТ, МАРП |
||||||
3.2.10 | Подготовка проекта постановления мэра "О развитии межрегиональных связей и создании представительств в регионах" |
+ |
ДПНиТ | ||||||
3.2.11 | Формирование городских целевых программ: машиностроение для угольщиков Кузбасса, Красноярска, Хакасии; машиностроение для горнорудной промышленности Якутии, Казахстана; машиностроение для металлургов Норильска, Кузбасса, Зоринска, Караганды и т. д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
ДПНиТ | ||
3.2.12 | Содействие созданию и развитию в регионах Сибири торговых домов по отраслевому признаку |
+ | + | + | + | + | ДПНиТ, НФ "ДП" |
||
3.2.13 | Привлечение предприятий к участию в региональных выставках-ярмарках |
+ | + | + | + | + | + | ДПНиТ, НФ "ДП", МАРП |
|
3.2.14 | Организация работы по созданию передвижной коллективной выставки для участия в выставках-ярмарках |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
ДПНиТ, НФ "ДП" |
||
4. Инвестиционная политика | |||||||||
4.1 | Разработка механизма реализации инвестиционных проектов и порядок предоставления льгот |
+ |
+ |
ДПНиТ | |||||
4.2 | Обеспечение ведения и экспертизы реестров по научно-исследовательским и конструкторским разработкам |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
ДПНиТ, Новосибирский центр научно- технической информации (далее - ЦНТИ) |
||
4.3 | Обеспечение проведения экспертизы инвестиционных проектов с целью их муниципальной поддержки |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
ДПНиТ, Научно- технический Совет |
||
4.4 | Разработка новых и уточнение действующих положений финансово-кредитных механизмов, представляемых для реализации концепции научно-промышленной и инвестиционной политики на 2001-2005 гг. с учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс и другие нормативные акты Российской Федерации |
+ |
ДПНиТ | ||||||
5. Кадровая политика | |||||||||
5.1 | Формирование механизма управления сферой подготовки и переподготовки кадров с участием предприятий и образовательных учреждений для чего: |
ДПНиТ | |||||||
5.2 | Формирование банка данных потребности в кадрах |
+ | + | + | + | + | ДПНиТ | ||
5.3 | Разработка Программы содействия занятости населения на 2002-2005 годы |
+ | ДПНиТ | ||||||
5.4 | Разработка мероприятий по социально-трудовой адаптации молодежи на 2002-2005 годы |
+ |
+ |
+ |
+ |
ДПНиТ | |||
5.5 | Разработка Программы реализации социального партнерства |
+ | + | + | + | ДПНиТ | |||
5.6 | Разработка Программы формирования резерва на выдвижение руководящего состава высшего и среднего звена |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
ДПНиТ | ||
5.7 | Подготовка документа о порядке привлечения иностранной рабочей силы |
+ | ДПНиТ | ||||||
5.8 | Подготовка документа о квотировании рабочих мест |
+ | ДПНиТ | ||||||
5.9 | Подготовка предложений по организации прохождения стажировок студентов технических вузов на предприятиях города |
+ |
ДПНиТ |
Перечень
регламентирующих и нормативных документов, подлежащих
разработке и утверждению в 2001-2002 гг.
N п. |
Наименование документа | 2001 год | 2002 год | ||
III квартал |
IV квартал |
I квартал |
II квартал |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Изменения и дополнения в бюджет города на второе полугодие 2001 года |
+ | |||
2 | Программа содействия занятости населения на 2002-2003 гг. |
+ | |||
3 | Изменения в Положение о департаменте промышленности, науки и технологий мэрии |
+ | |||
4 | Положение об организации закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд |
+ | |||
5 | Целевая программа муниципальной поддержки инвестиционной деятельности в научно-промышленном комплексе |
+ |
|||
6 | Положение о региональных представительствах Дирекции межрегиональных программ и МАРП |
+ |
|||
7 | Постановление мэра "О совершенствовании производственной стажировки студентов технических вузов" |
+ |
|||
8 | Постановление мэра "О развитии межрегиональных связей и создании представительств в регионах" |
+ |
|||
9 | Положение "О Совете по антикризисным программам" |
+ | |||
10 | План мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий промышленности |
+ |
|||
11 | Постановление мэра "О совершенствовании развития и наращивания мощностей по производству высокоэффективной сельскохозяйственной техники" |
+ |
|||
12 | Предложения департамента промышленности, науки и технологий мэрии по организации производства товарных групп с целью замещения внешних закупок для нужд городского хозяйства |
+ |
|||
13 | План мероприятий по дальнейшему освоению энергетических мощностей ведомственных (заводских) котельных с целью наиболее полного их использования для отопления жилищного фонда и учреждений бюджетной сферы |
+ |
|||
14 | Постановление мэра "О защите окружающей среды при проведении строительных работ (о поэтапном переходе на экологически чистые технологии при забивке свай)" |
+ |
|||
15 | Постановление мэра "О развитии взаимосвязей академической науки и промышленности на примере Института катализа им. Г.К.Борескова СО РАН" |
+ |
|||
16 | Постановление мэра "О внесении изменений в нормативные требования по водоочистке при строительстве нового и реконструкции старого жилья" |
+ |
|||
17 | Постановление мэра "О разработке новых и уточнении действующих положений финансово-кредитных механизмов по реализации Концепции научно-промышленной и инвестиционной политики города Новосибирска на 2001-2005 гг. с учетом изменений, внесенных в Налоговый Кодекс и другие нормативные акты РФ" |
+ |
+ |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Мэра г. Новосибирска от 6 ноября 2001 г. N 3145 "О Концепции научно-промышленной и инвестиционной политики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.