Определение Верховного Суда РФ от 22 января 2018 г. N 308-ЭС17-17746
Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (г. Ростов-на-Дону) на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.12.2016, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2017 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.08.2017 по делу N А53-14875/2015, установил:
Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на- Дону (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее - Управление Росимущества), акционерному обществу "Тандер" (далее - Общество "Тандер"), обществу с ограниченной ответственностью "РТИ" (далее - Общество "РТИ") о признании отсутствующим права федеральной собственности на земельные участки площадью 11 480 кв.м с кадастровым номером 61:44:0020608:49 и площадью 38 007 кв.м с кадастровым номером 61:44:0020608:24, расположенные по адресу: г. Ростов-на-Дону, Первомайский район, ул. Лелюшенко; о признании недействительным договора от 16.03.2015 N 1228 аренды земельного участка и дополнительного соглашения от 01.04.2015 N 1/2015 к договору от 31.12.2013 N 35155 аренды земельного участка; о признании недействительным договора перенайма от 14.04.2015 N РсФ/23825/15.
Арбитражный суд Ростовской области решением от 06.11.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2016, отказал в иске.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 21.04.2016 отменил указанные судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
В рамках дела N А53-14305/2016 Департамент обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Управлению Росимущества о признании незаконным действий по объединению земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0020608:49 и 61:44:0000000:156143; о признании отсутствующим права федеральной собственности на земельный участок площадью 40 436 кв.м с кадастровым номером 61:44:0000000:166481, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, Ворошиловский и Первомайский районы, с восточной стороны р. Темерник, в районе ул. Армянской, ул. Лелюшенко, 4; об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 61:44:0000000:166481 и восстановлении сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 61:44:0020608:49 и 61:44:0000000:156143.
Арбитражный суд Ростовской области определением от 27.07.2016 дела N А53-14875/2015 и А53-14305/2016 объединил в одно производство с присвоением делу N А53-14875/2015.
Департамент в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования и попросил признать отсутствующим право федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0020608:24 и 61:44:0000000:166481; признать недействительным дополнительное соглашение от 01.04.2015 N 1/2015 к договору от 31.12.2013 N 35155 аренды земельного участка.
Арбитражный суд Ростовской области решением от 15.12.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2017 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.08.2017, признал отсутствующим право федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0020608:24 и 61:44:0000000:166481 и недействительным дополнительное соглашение от 01.04.2015 N 1/2015 к договору от 31.12.2013 N 35155 аренды земельного участка, прекратил производство по делу в остальной части иска в связи отказом Департамента от остальных требований.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Управление Росимущества, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Дело 22.11.2017 истребовано из Арбитражного суда Ростовской области.
Согласно пунктам 1 и 2 части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации
выносит либо определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, либо о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации судья выносит в том случае, если изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив доводы жалобы, материалы дела и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что оснований для передачи жалобы Управления Росимущества на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Департамент (арендодатель) и Общество "Тандер" (арендатор) 31.12.2013 заключили договор N 35155 аренды земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020608:24, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, Первомайский район, ул. Лелюшенко, д. 4, для использования в целях торгово-досугового комплекса общественного назначения сроком до 13.06.2062. Договор зарегистрирован в установленном порядке.
По заявлению Управления Росимущества 04.03.2015 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерацией на указанный участок. В качестве основания регистрации права федеральной собственности указана часть 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс)
Управление Росимущества распоряжением от 11.03.2015 N 429-р разделило указанный земельный участок на два участка площадью 38 007 кв.м с кадастровым номером 61:44:0020608:24 и площадью 11 480 кв.м с кадастровым номером 61:44:0020608:49. В ЕГРП внесена запись о государственной регистрации права федеральной собственности на вновь образованные земельные участки.
В связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020608:24 на два самостоятельных участка и регистрации на них права федеральной собственности Управление Росимущества (арендодатель) и Общество "Тандер" (арендатор) заключили договор от 16.03.2015 N 1228 аренды земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020608:49 и дополнительное соглашение от 01.04.2015 о внесении изменений в договор от 31.12.2013 N 35155 аренды земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020608:24, в том числе о замене арендодателя - Департамента на Управление Росимущества.
Общество "Тандер" на основании договора от 14.04.2015 N РсФ/23825/15 переуступило права и обязанности по договору от 16.03.2015 N 1228 аренды Обществу "РТИ".
Впоследствии в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0020608:49 и 61:44:0000000:156143 был образован земельный участок с кадастровым номером 61:44:0000000:166481. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией.
Департамент, обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, сослался на то, что право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0020608:24 и 61:44:0000000:166481 зарегистрировано в отсутствие законных оснований, в том числе в отсутствие оснований, предусмотренных статьей 8 Водного кодекса; указанные земельные участки относятся к землям, право государственной собственности на которые не разграничено, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей в спорный период (далее - Закон N 137-ФЗ), в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.
Статьей 5 Водного кодекса предусмотрено, что реки относятся к поверхностным водным объектам, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной землеустроительной экспертизы, руководствуясь статьями 3, 16, 17 ЗК РФ, статьями 2, 4, 5, 8, 65 Водного кодекса, статьями 125, 168, 214, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3.1, 3.3 Закона N 137-ФЗ, статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции до 01.01.2017), разъяснениями, приведенными в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришли к выводу об обоснованности иска Департамента.
Суды исходили из следующего: согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы в границах спорных земельных участков отсутствуют поверхностные водные объекты; собственностью Российской Федерации является земельный участок, занятый водным объектом в пределах береговой линии; водное законодательство не содержит каких-либо норм об отнесении земельных участков, находящихся в водоохранной зоне федеральных водных объектов, к собственности публично-правовых образований; нахождение частей спорных земельных участков в водоохраной зоне реки Темерник не означает, что у собственника водного объекта (Российской Федерации) возникает право собственности на участки в отсутствие иных оснований для разграничения права государственной собственности, предусмотренных статьей 17 ЗК РФ и статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ; поскольку Управление Росимущества не представило надлежащих доказательств, позволяющих отнести спорные участки, на которых отсутствуют федеральные объекты, к собственности Российской Федерации, не имелось правовых основания для регистрации права федеральной собственности на эти участки; право государственной собственности на земельные участки, не подпадающие под установленные Законом N 137-ФЗ критерии разграничения, осталось не разграниченным; право распоряжения такими участками предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов; наличие в ЕГРП записи о праве собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, внесенной без правовых оснований, нарушает закрепленное законом право муниципального образования на распоряжение данными участками, сдачу их в аренду, осуществление контроля за их использованием, а также право на получение доходов от предоставления их в пользование; поскольку спорные земельные участки относятся к землям, право государственной собственности на которые не разграничено, надлежащим представителем органа, уполномоченного на распоряжение данными участками, является Департамент; вступление в договор от 31.12.2013 N 35155 аренды земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020608:24 федерального органа как представителя арендодателя путем заключения дополнительного соглашения от 01.04.2015 N 1/2015 противоречит закону и нарушает интерес публично-правового образования города Ростов-на-Дону на получение арендной платы в качестве бюджетного дохода.
Суд округа признал выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными.
Несостоятелен довод заявителя о том, что земельный участок с кадастровым номером 61:44:0000000:166481 относится к федеральной собственности, поскольку образован путем объединения двух земельных участков, в том числе участка с кадастровым номером 61:44:0000000:156143, который является федеральным в силу закона ввиду нахождения в его границах проточного водного объект. Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А53-16486/2015, размещенными в сети "Интернет", признано отсутствующим зарегистрированное право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:44:0000000:166481 в части (в границах) земельного участка с кадастровым номером 61:44:0000000:156143, ввиду отсутствия доказательств, позволяющих отнести данный участок к собственности Российской Федерации.
Иные доводы кассационной жалобы Управления Росимущества не опровергают приведенные выводы арбитражных судов, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 22 января 2018 г. N 308-ЭС17-17746 по делу N А53-14875/2015
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4646/17
15.12.2016 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14875/15
21.04.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1796/16
20.01.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21468/15
06.11.2015 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14875/15