Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 декабря 2017 г. N 03-05-06-01/85821
В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу статьи 94 Конституции Российской Федерации представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации).
Таким образом, законы, принимаемые Государственной Думой и одобряемые Советом Федерации, являются результатом осуществления народом своей власти.
Согласно Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 8, часть 2 статьи 35, части 1 и 3 статьи 36) в Российской Федерации признается и защищается равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им; граждане вправе иметь в собственности землю, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (в частности, постановление от 31 мая 2005 г. N 6-П, определение от 16 апреля 2009 г. N 495-О-О), право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества.
В развитие указанных выше конституционных норм статьей 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено правило о несении собственником бремени содержания имущества, которое включает в себя, в том числе уплату установленных законодательством о налогах и сборах налогов (в частности, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 марта 2008 г. N 5-П, определения Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N КАС08-648, от 2 октября 2008 г. N ГКПИ08-1495).
Предусмотренное статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации правило является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника.
Так, Земельным кодексом Российской Федерации (статьи 1 и 65) закреплен принцип платности использования земли, одной из форм платы за землю является земельный налог.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено налогообложение имущества и земельных участков, находящихся в собственности (независимо от форм собственности), владении и пользовании как физических лиц, так и юридических лиц. При этом установлены различные правила налогообложения имущества (в том числе земельных участков), принадлежащего физическим и юридическим лицам, что обусловлено различным правовым режимом пользования имуществом.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками по налогу на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество.
Как следует из положений статей 373 и 374 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками по налогу на имущество организаций, по общему правилу, признаются организации, имеющие движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. В данном случае наличие права собственности на имущество не является решающим фактором при определении круга налогоплательщиков.
По земельному налогу налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Таким образом, в отношении имущества (в том числе земельных участков), находящихся не только в частной собственности, но также и в государственной и муниципальной собственности, налоги уплачиваются в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения статьи 57 Конституции Российской Федерации, физические лица, признаваемые налогоплательщиками налога на имущество физических лиц и земельного налога, обязаны платить законно установленные налоги в отношении соответствующего имущества.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Земельным кодексом закреплен принцип платности использования земли. Одной из форм платы за землю является земельный налог.
НК РФ предусмотрено налогообложение имущества и земельных участков, находящихся в собственности, владении и пользовании физ- и юрлиц. Имущество организаций при этом находится на балансе, а наличие права собственности не является решающим фактором.
Земельные участки могут находиться на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Таким образом, в отношении имущества (в том числе земельных участков), находящихся не только в частной собственности, но также и в государственной и муниципальной собственности, уплачиваются налоги.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 декабря 2017 г. N 03-05-06-01/85821
Текст письма официально опубликован не был