Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 июля 2017 г. N 03-04-06/46185
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо ГБУЗ по вопросам обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами сумм возмещения медицинским работникам их расходов, связанных с наймом (арендой) жилых помещений, а также в части применения видов классификации расходов бюджетов и классификации операций сектора государственного управления и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) предусмотрено, что медицинские работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона N 323-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Так, согласно статье 21 "Социальная поддержка медицинских, фармацевтических и иных работников в сфере охраны здоровья" Закона Свердловской области от 21.11.2012 N 91-ОЗ "Об охране здоровья граждан в Свердловской области" (далее - Закон N 91-ОЗ) медицинским и фармацевтическим работникам медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области, установлена мера социальной поддержки по компенсации расходов на оплату найма жилого помещения в размере 100 процентов.
Исходя из обращения ГБУЗ компенсация расходов на оплату жилья сотрудникам в соответствии с положением ГБУЗ осуществляется за счет собственных средств.
1. Налог на доходы физических лиц
Согласно пункту 3 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения.
Учитывая изложенное, в случае, если компенсация расходов на оплату найма жилого помещения производится организацией медицинским работникам на основании положений Закона N 91-ОЗ за счет средств бюджета Свердловской области, то данные компенсационные выплаты освобождаются от налогообложения на основании вышеуказанного пункта 3 статьи 217 Кодекса.
В рассматриваемом случае ввиду компенсации медицинским работникам их расходов, связанных с наймом (арендой) жилых помещений, за счет собственных средств организации такие компенсационные выплаты работникам подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
2. Страховые взносы
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховым взносами для организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с оплатой жилого помещения.
Учитывая изложенное, в случае, если компенсация расходов на оплату найма жилого помещения производится организацией медицинским работникам на основании положений Закона N 91-ОЗ за счет средств бюджета Свердловской области, то данная компенсация не облагается страховыми взносами (подпункт 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса).
В рассматриваемом случае ввиду компенсации медицинским работникам их расходов, связанных с наймом (арендой) жилых помещений, за счет собственных средств организации такие компенсационные выплаты работникам облагаются страховыми взносами в установленном порядке.
3. В части применения видов расходов классификации расходов бюджетов и классификации операций сектора государственного управления (приложения, соответственно, 3 и 4 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания, ВР, КОСГУ), при отражении расходов на уплату налога на доходы физических лиц, удержанного с доходов сотрудников учреждения, сообщаем следующее.
Необходимость уплаты налога на доходы физических лиц не является расходным обязательством публично-правового образования (обусловленной законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанностью публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета), поскольку организация, уплачивающая налог на доходы физических лиц, выступает в роли налогового агента.
Учитывая изложенное, перечисление налога на доходы физических лиц учреждением - налоговым агентом, по своей экономической сути является расходами учреждения по выплате части оплаты труда своих работников (части доходов налогоплательщика), удержанной в соответствии с законодательством, которые, согласно Указаниям, подлежат отражению по видам расходов и подстатьям КОСГУ, предназначенным для отражения выплат по оплате труда, иных выплат (доходов налогоплательщика), с которого в бухгалтерском учете был удержан вышеуказанный налог.
Таким образом, в случае удержания налога на доходы физических лиц (из расчета от совокупного дохода, в том числе из суммы начисленной работнику заработной платы (ВР 111, КОСГУ 211), иных выплат персоналу (ВР 112, КОСГУ 212) его перечисление отражается по соответствующему виду выплаты виду расходов, увязываемому в целях бюджетного учета с соответствующей статьей КОСГУ.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.