Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(справочное)
Диагностика, проверка, оценка и выполнение процессов менеджмента качества органа местного самоуправления
Методология, приведенная в настоящем приложении, может быть использована для выполнения оценки/ диагностики работы органа местного самоуправления при выполнении анализа условий, используемых процессов, достигнутых результатов, а также для улучшения административной структуры и действий по улучшению продукции/услуг, предоставляемых потребителям/гражданам.
Настоящее приложение обеспечивает общие способы диагностики, проверки, анализа и необходимых методов менеджмента органа местного самоуправления. Приведенные методы основаны на методологии четырех аспектов:
- 8.2.1: мониторинге удовлетворенности потребителя/гражданина, так как он обеспечивает получение показателей, отражающих удовлетворенность потребителя/гражданина, которые могут быть получены при опросе общественного мнения;
- 8.2.2: аудите, так как он обеспечивает систему проверок, которая может быть использована для проведения внутреннего аудита или аудита организации третьей стороной;
- 8.2.3: мониторинге и измерениях процессов органа местного самоуправления, так как они обеспечивают ключевые показатели функционирования процессов органа местного самоуправления;
- 8.2.4: мониторинге и измерениях показателей продукции/услуг органа местного самоуправления.
В приведенных примерах рассмотрены типовые продукция/услуги органа местного самоуправления, а также соответствующие критерии. В них также приведены необходимые элементы, которые могут быть использованы потребителями/гражданами для отслеживания деятельности органа местного самоуправления.
Настоящее приложение рекомендуется использовать в качестве первого этапа применения ИСО 9001 в органе местного самоуправления. Для вовлечения высшего руководства (см. раздел 5) начинать следует с проведения самооценки организации.
Целью общей диагностики, проверки, анализа и последующего наблюдения системы является помощь высшему руководству органа местного самоуправления в определении необходимого минимума рабочих процессов органа местного самоуправления и их элементов и идентификации областей улучшений, позволяющих выполнять принятые обязательства перед потребителями/гражданами наиболее результативным и прозрачным способом.
Приведенная методология самооценки органа местного самоуправления основана на 39 показателях, отнесенных к четырем основным категориям (см. таблицы В.1-В.4). Соответствие этим критериям позволяет утверждать, что орган местного самоуправления работает с удовлетворительным качеством и обеспечивает предоставление потребителям/гражданам полного объема продукции/услуг.
Упомянутые четыре категории включают:
a) общее управление организацией (см. таблицу В.1);
b) экономическую устойчивость (см. таблицу В.2);
c) социальную помощь (см. таблицу В.3);
d) экологическую устойчивость (см. таблицу В.4).
Целью самооценки является помощь высшему руководству органа местного самоуправления в добровольной и полной проверке выполнения каждого из перечисленных критериев.
Используют три уровня выполнения критериев: "красный", "желтый", "зеленый".
- "красный уровень" указывает на неудовлетворительное выполнение критерия качества работы органа местного самоуправления;
- "желтый уровень" означает, что орган местного самоуправления предпринял некоторые усилия по улучшению качества работы и обеспечивает выполнение некоторых требований к продукции/услугам;
- "зеленый уровень" означает, что минимальные требования к работе органа местного самоуправления выполнены, и он функционирует удовлетворительно.
Процесс самооценки следует начинать с совместного совещания всех должностных лиц высшего руководства, а в качестве первого этапа каждое должностное лицо выполняет оценку своей работы, результаты должны быть сопоставлены и использованы для определения общей оценки работы органа местного самоуправления. Результат этого процесса показывает, как результаты работы отдельных подразделений влияют на общий результат. На основе результатов самооценки высшее руководство органа местного самоуправления должно провести более подробную проверку соответствующих подразделений органа местного самоуправления по всем 39 показателям с использованием фактов, схем, графиков.
Эту проверку необходимо проводить на основе документированных данных по всем 39 показателям, характерным для местных и региональных уровней потребностей и национальных особенностей региона. Информация, полученная в ходе проверки, может включать предложения по улучшениям, которые согласно данной методологии должны помочь органу местного самоуправления перейти от "красного" уровня к "желтому", а затем к "зеленому". Для внутренних целей представители высшего руководства должны идентифицировать процессы, прямо или косвенно влияющие на достигнутые результаты. С этой целью рекомендуется использовать приложение А и требования настоящего стандарта.
После сбора всех соответствующих данных полученные результаты необходимо вновь рассмотреть на совещании высшего руководства. Полученная информация станет входными данными для принятия решения в системе менеджмента качества органа местного самоуправления. Последующие совещания высшего руководства должны быть запланированы в соответствии с действиями по улучшению и их верификации на основе полученных реальных данных. Это позволяет техническим и функциональным подразделениям органа местного самоуправления обеспечить результативный обмен информацией и взаимопонимание с представителями власти, правительственными и политическими деятелями.
На основе полученных результатов высшее руководство должно определить план действий по устранению слабых мест в работе органа местного самоуправления и введению дополнительных программ, ориентированных на выполнение обязательств перед потребителями/гражданами.
На схеме, представленной на рисунках В.1 и В.2, показано определение 39 показателей.
Рисунок В.1 - Схема категорий критериев качества работы органа местного самоуправления
Рисунок В.2 - Показатели качества работы органа местного самоуправления
Таблица В.1 - Диагностика, проверка, анализ и выполнение процессов системы менеджмента качества для повышения качества работы органа местного самоуправления. Показатели менеджмента организации
Показатель |
Красный |
Желтый |
Зеленый |
1 Распределение ответственности в органе местного самоуправления соответствует системе менеджмента качества |
В органе местного самоуправления отсутствует распределение ответственности, а также процедуры планирования контроля и анализа деятельности |
На отдельные действия органа местного самоуправления не распространяются распределение ответственности и процедуры планирования и анализа |
По всем действиям органа местного самоуправления закреплена ответственность, действуют процедуры планирования, составления программ, контроля и анализа деятельности. Внедрение системы менеджмента качества |
2 Единство, общность интересов и связи |
Отсутствуют общие интересы и связи между подразделениями организации, другими органами местного самоуправления или общественными и социальными организациями, частными и юридическими лицами |
Существуют некоторые общие и солидарные действия по вопросам, представляющим общественный интерес и отдельные взаимодействия подразделений органа местного самоуправления, а также взаимодействия с общественными, социальными организациями, частными и юридическими лицами |
Существуют устойчивая и последовательная стратегия сотрудничества, политика взаимодействия и связей подразделений организации с другими органами местного самоуправления, с общественными, социальными организациями или частными юридическими лицами. В решении вопросов, представляющих общественный интерес, осуществляется сотрудничество на региональном уровне |
3 Компетентность и преемственность персонала |
В органе местного самоуправления отсутствуют процедуры профессиональной подготовки своих служащих и установленные критерии принятия на работу персонала |
В органе местного самоуправления существуют некоторые процедуры профессиональной подготовки своих служащих. Нанимаемый персонал должен соответствовать профилю работы |
Орган местного самоуправления обладает компетентным персоналом и политикой обеспечения преемственности и подготовки персонала. Существуют установленные требования к выполнению работ и свидетельства их выполнения для всего персонала |
4 Участие общественности в разработке политики и программ |
В органе местного самоуправления отсутствуют процедуры содействия участию граждан в разработке политики и программ органа местного самоуправления |
В органе местного самоуправления существуют некоторые процедуры участия граждан в разработке политики и некоторых программ органа |
В органе местного самоуправления существуют четкие процедуры содействия участию граждан в проектировании, внедрении и последующей оценке ключевых политик и программ органа |
5 Финансовая ответственность |
В области финансов у органа местного самоуправления отсутствует ответственное управление. Его деятельность почти полностью финансируют на более высоких государственных уровнях |
Орган местного самоуправления выполняет действия по сбору налогов и общей таможенной системе. Имеется налогообложение с системой регистрации земли, но оно не связано с реальной стоимостью земельной единицы |
Орган местного самоуправления обладает минимальной приемлемой автономией в финансировании своих действий с эффективным сбором, налогообложением и общей таможенной системой. Существует налогообложение с современной системой регистрации земли, с реальной стоимостью земельной единицы. |
6 Содействие гражданской обороне и службам по чрезвычайным ситуациям |
Орган местного самоуправления не участвует в действиях по гражданской обороне |
Орган местного самоуправления выполняет некоторые элементы этих действий и услуг |
Орган местного самоуправления обладает картой рисков и процедур для гражданской обороны и действий аварийных служб, периодически он выполняет контроль и профилактические действия |
7 Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) |
Орган местного самоуправления не использует или незначительно использует информационные и коммуникационные технологии для выполнения внутренних процессов и предоставления услуг |
Орган местного самоуправления использует отдельные обновленные информационные и коммуникационные технологии для внутренних процессов и предоставления услуг. Это определено во внутренней политике |
Орган местного самоуправления систематически использует и в достаточной мере обновляет информационно-коммуникационные технологии для выполнения внутренних процессов обмена информацией с гражданами и предоставления услуг. Существуют запланированная стратегия и политика улучшения информационно-коммуникационных технологий и существенные зарегистрированные результаты |
8 Реализация и обновление правовой базы |
Орган местного самоуправления не располагает реальной обновляемой правовой базой, а существующая база не связана с региональной и национальной правовыми базами |
Орган местного самоуправления располагает реальной и обновляемой правовой базой для некоторых основных процессов и действий, которая частично согласована с региональной и национальной правовыми базами |
Орган местного самоуправления располагает реальной обновляемой правовой базой для всех основных процессов и действий, которая согласована с региональными и национальными правовыми базами |
9 На территории органа местного самоуправления действуют правовые нормы |
Орган местного самоуправления не располагает институтом и процедурами, обеспечивающими выполнение правовых норм на его территории |
Орган местного самоуправления располагает институтами и процедурами, обеспечивающими (своевременное, доступное и эффективное) выполнение правовых норм в определенных областях, но не на всей территории |
В органе местного самоуправления существуют институты и процедуры, обеспечивающие выполнение правовых норм на всей территории своевременно, доступно и эффективно. Имеется достаточно доказательств и достоверной информации для подтверждения последнего |
10 Прозрачность и доступность информации, правдивость и социальная ответственность |
Орган местного самоуправления не обеспечивает прозрачность, целостность, социальную ответственность и общественный контроль. Его потребители/граждане не имеют доступа к документам, слушаниям или деталям, бюджетным программам и данным о расходовании средств |
Орган местного самоуправления выполняет определенные действия для обеспечения прозрачности, целостности, социальной ответственности и общественного контроля. Потребители/граждане ограничены в доступе к документам, слушаниям и деталям, бюджетным программам и данным о расходовании средств |
В органе местного самоуправления принята политика обеспечения полной прозрачности, целостности и социальной ответственности, разрешен и поощряется общественный контроль. Потребители/граждане имеют доступ к документам, слушаниям или деталям, бюджетным программам и данным о расходовании средств |
11 Устойчивость финансового менеджмента |
В органе местного самоуправления отсутствует устойчивый финансовый баланс, учитывающий его основные доходы, расходы, задолженности. Орган местного самоуправления управляет своими задолженностями |
Орган местного самоуправления обладает минимально приемлемым финансовым балансом, учитывающим его основные доходы, расходы и задолженности. Его финансовая информация является или неполной, или не обновляется, или не приведена в соответствие с национальными финансовыми требованиями. Он только частично управляет своей задолженностью |
Орган местного самоуправления имеет минимально приемлемый финансовый баланс, учитывающий его общие доходы, расходы на социальные нужды и государственный долг. Его финансовая информация является полной, обновляется и приведена в соответствие с национальными требованиями. Финансовая задолженность эффективно управляется |
12 Социальная защита и безопасность |
У органа местного самоуправления нет доступа к необходимым ресурсам, оборудованию, процедурам или информации для обеспечения безопасности. Отсутствует координация действий по предотвращению насилия и преступлений среди граждан. При высоком уровне преступности орган местного самоуправления не проводит результативных действий для предотвращения преступлений |
Орган местного самоуправления ограничен в доступе к необходимым ресурсам, оборудованию, процедурам и информации. Отсутствует эффективная координация для предотвращения насилия и преступлений среди граждан. Граждане не чувствуют себя в безопасности в большинстве мест |
Низкий уровень насилия и преступности на территории органа местного самоуправления. Орган местного самоуправления имеет доступ к необходимым ресурсам, оборудованию, процедурам, информации и поддерживает эффективную координацию действий с гражданами и другими подразделениями органа местного самоуправления для предотвращения насилия и преступности |
Таблица В.2 - Диагностика, проверка, анализ и выполнение процессов менеджмента качества для повышения качества работы органа местного самоуправления. Показатели экономической устойчивости
Показатель |
Красный |
Желтый |
Зеленый |
1 Продвижение альтернативных экономических инноваций |
Орган местного самоуправления направляет свое внимание на существующую экономическую деятельность. Программа исследования инновационных экономических альтернатив отсутствует |
Некоторые возможные инновационные экономические альтернативы существуют, но не проработаны или не осуществлены |
Существуют программы, дающие существенные результаты в отношении продвижения и выполнения экономических альтернативных инноваций |
2 Содействие занятости |
Потенциал органа местного самоуправления по возможностям обеспечения занятости неизвестен. Не разработаны программы продвижения и расширения занятости |
Существует некоторая деятельность по обеспечению занятости, но она не развивается |
Существует стратегия усиления экономического развития и создания рабочих мест. Стратегия включает интегрированную политику создания нового бизнеса, возможностей для расширения занятости и проектов по созданию новых рабочих мест. На основе этой политики разработаны программы и получены документированные результаты, относящиеся к обеспечению занятости |
3 Ответственность за безопасность продовольственных продуктов |
Орган местного самоуправления не ведет наблюдений и записей, относящихся к вопросам продовольственной безопасности. Орган местного самоуправления обладает ограниченными возможностями по обеспечению безопасности продовольственных продуктов и их соответствия основным требованиям и предпочтениям людей, ведущих активный и здоровый образ жизни |
Орган местного самоуправления не ведет регулярного и эффективного надзора за безопасность продовольственных продуктов. Большая часть местного сообщества ограничена в доступе к продуктам питания, соответствующим диетическим требованиям |
Орган местного самоуправления осуществляет надзор и ведет подробные отчеты по вопросам безопасности продовольственных продуктов. Все местные сообщества имеют доступ к безопасным и полезным продуктам питания, соответствующим основным требованиям и предпочтениям людей, ведущих активный и здоровый образ жизни, во всех сообществах органа местного самоуправления. Имеются информация и доказательства безопасности продовольственных продуктов |
4 Содействие развитию региональной профессиональной подготовки |
Отсутствуют учебные программы, не хватает квалифицированных рабочих для удовлетворения существующего спроса. Орган местного самоуправления не ведет деятельности по производственному обучению и не располагает для этого необходимой информацией |
Существуют учебные программы, но они не удовлетворяют имеющийся спрос. Орган местного самоуправления владеет информацией по предмету и способствует развитию некоторых видов деятельности по решению проблемы, но не может решить задачу в целом |
Проводится обучение на постоянной основе для удовлетворения спроса на квалифицированных рабочих. Имеется достоверная информация о надзоре и контроле за выполнением этих программ |
5 Развитие туризма |
Планы по развитию местного туризма отсутствуют. Этот вопрос органом местного самоуправления не рассматривается |
Существуют планы развития туризма, но они не основаны на существующей инфраструктуре или достоверной информации |
Орган местного самоуправления имеет комплексную диагностику, основанную на достоверной информации отраслевых программ и агентств, реализующих программы. Имеются также значительные документированные результаты выполнения конкретных целей, позволяющие использовать потенциал туристического бизнеса |
6 Обеспечение устойчивости системы и инфраструктуры коммуникаций |
Недостаточно городских, междугородних и внешних взаимосвязей. Недостаточно дорог, соединяющих орган местного самоуправления с другими территориями |
Имеется достаточно городских, междугородних и внешних взаимосвязей с необходимыми структурами. Однако они не являются достаточно удобными, доступными и равноправными для каждого гражданина. На территории органа местного самоуправления имеются дороги, соединяющие его с территориями других органов местного самоуправления, но они не являются общедоступными или безопасными |
Существует городская, междугородняя и внешняя взаимосвязь с необходимыми основными структурами, пригодная и общедоступная для каждого гражданина. Территория местного органа самоуправления имеет дороги, которые обеспечивают доступную и безопасную связь с территориями других органов местного самоуправления |
7 Содействие развитию первичного сектора экономики, животноводства, земледелия (лесная отрасль) и др. |
Орган местного самоуправления не располагает возможностями определения состояния ассоциаций производителей и потенциала соответствующего сектора экономики |
Орган местного самоуправления обладает возможностью частичной диагностики состояния производителей и местного производственного потенциала, но не имеет стратегии развития основного сектора экономики |
Орган местного самоуправления проводит диагностику состояния производителей и местного производственного потенциала, располагает программой, документированными результатами и агентствами, ответственными за стратегии развития основного сектора экономики |
8 Содействие развитию промышленности, торговли и услуг (вторичный, третичный и другие сектора экономики) |
Орган местного самоуправления не контролирует состояние производителей и потенциала секторов экономики |
Орган местного самоуправления проводит частичную диагностику состояния производителей и местного потенциала экономики, но не имеет стратегий развития промышленности, торговли и услуг |
Орган местного самоуправления проводит диагностику состояния производителей и местного потенциала промышленности, имеет программы и значительные документированные результаты и агентства, ответственные за стратегии развития промышленности, торговли и услуг |
Таблица В.3 - Диагностика, проверка, анализ и выполнение процессов менеджмента качества для повышения качества органа местного самоуправления. Показатели социальной помощи
Таблица В.4 - Диагностика, проверка, анализ и выполнение процессов менеджмента качества для повышения качества работы органа местного самоуправления. Показатели экологической устойчивости
Показатель |
Красный |
Желтый |
Зеленый |
1 Обеспечение качества воздуха |
Орган местного самоуправления не осуществляет контроля действий, загрязняющих воздух, например, палов сухостоя и мусора |
Существуют официально утвержденные процедуры по предотвращению палов сухостоя и мусора, а также по периодическим проверкам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу |
Существуют правила и программы мобильных и стационарных проверок выбросов загрязняющих веществ. Их результаты анализируют и публикуют |
2 Ответственность за обеспечение чистоты и сбор отходов |
Существуют несколько постоянных мест неконтролируемой утилизации отходов, открытых для окружающей среды. Услуги по сбору отходов отсутствуют или они недостаточны |
Существует только один открытый полигон для размещения отходов, он охраняется и контролируется. Полигон окружен забором по всему периметру. Поступление отходов контролируется, имеется охрана. Действуют несколько маршрутов сбора отходов |
Проводится санитарное захоронение отходов с выполнением требований действующих стандартов и инструкций. Полигон является закрытым, обеспечивается защита воздуха, почвы и грунтовых вод. Существует система сбора отходов, охватывающая большую часть территории органа местного самоуправления. Начата разработка проектов по сортировке и переработке отходов |
3 Создание положительного имиджа |
Отсутствуют действия органа местного самоуправления по поддержанию своего имиджа |
Каждые шесть месяцев или один раз в год выполняются действия по поддержанию имиджа органа местного самоуправления |
Существуют программы по повышению имиджа органа местного самоуправления со значимыми и документированными результатами, в том числе бюджетные программы |
4 Ответственность за охрану природных ресурсов |
Отсутствуют диагностика состояния природных ресурсов и деятельность по их защите |
На территории местного органа самоуправления существуют документированные процедуры по диагностике, которые обновляются не реже одного раза в три года |
Существуют программы защиты и использования природных ресурсов со значимыми результатами и установлением ответственных за их выполнение |
5 Применение эффективной системы менеджмента земельных ресурсов |
Орган местного самоуправления участвует в городском планировании и регулировании |
Существует план менеджмента земельных ресурсов, однако он является неработоспособным, устаревшим и/или неутвержденным |
Существует план менеджмента земельных ресурсов, который обновляют не реже одного раза в пять лет, а орган местного самоуправления контролирует его выполнение совместно с гражданами, участие которых хорошо организовано |
6 Ответственность за охрану водных ресурсов |
Источники водоснабжения не защищены; отсутствуют прогнозы потребления и водоснабжения, сточные воды не очищают, их сброс не контролируют |
Существуют отдельные программы охраны или обслуживания источников водоснабжения. Имеются местные постановления об охране водных ресурсов |
Существует программа по охране и поддержанию источников водоснабжения, как подземных, так и поверхностных вод, а также очистки сточных вод. Существует организация по регулированию и обеспечению водоснабжения |
7 Ответственность за охрану почв |
Отсутствует диагностика эрозии почв, потери растительного покрова и закисления почв |
Проводится диагностика не реже одного раза в три года. Проводятся периодические действия по контролю эрозии почвы, вырубки лесов и использования удобрений, разрушающих почву |
Существуют программы со значимыми документированными результатами по контролю эрозии почв, вырубки лесов, сохранению и восстановлению почвы и восстановлению лесных массивов |
8 Содействие экологическому образованию |
В органе местного самоуправления отсутствуют программы по развитию экологического образования |
Существуют несколько программ, связанных с экологическим образованием, которые разработаны в отдельных направлениях деятельности органа местного самоуправления (например, очистка бассейна рек с участием местного сообщества, празднование Всемирного дня охраны окружающей среды) |
Существует программа экологического образования, действующая в школах и местных сообществах, включающая мероприятия, способствующие улучшению и сохранению окружающей среды |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.