Vehicles. Statutory marking. Technical requirements
МКС 43.040
Дата введения - 1 февраля 2018 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)
2 Внесен Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Грузия |
GE |
Грузстандарт |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
Украина |
UA |
Минэкономразвития Украины |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июня 2017 г. N 549-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33990-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2018 г.
5 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к содержанию и расположению идентификационного номера и таблички изготовителя транспортного средства.
Настоящий стандарт распространяется как на комплектные, так и на незавершенные транспортные средства категорий М, N, О и L по [1].
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий межгосударственный стандарт:
ГОСТ 33987-2016 Транспортные средства колесные. Массы и размеры. Технические требования и методы определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочного стандарта в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 комплектное транспортное средство: Любое транспортное средство, которое изготавливается за один этап (одним изготовителем) и не требует какой-либо достройки для его регистрации и допуска к эксплуатации.
3.2 модельный год: Обозначение определяемого изготовителем периода времени, в течение которого в конструкцию конкретной модификации (модели) транспортного средства не вносится существенных изменений и который может не совпадать с календарным годом выпуска транспортного средства по началу, окончанию и продолжительности, при условии, что период времени между началом и окончанием модельного года не превышает 24 месяца.
3.3 незавершенное транспортное средство: Любое транспортное средство, которому требуется хотя бы один дополнительный этап (осуществляемый иным, чем на первом этапе, изготовителем) до завершения его изготовления.
3.4 изготовитель: Лицо или организация, ответственные за подтверждение соответствия транспортного средства обязательным требованиям и обеспечивающие сохранение этого соответствия в производстве вне зависимости от вовлеченности этого лица или организации во все стадии изготовления транспортного средства.
Примечание - Изготовитель несет также ответственность за неповторяемость идентификационного номера транспортного средства (кода VIN).
3.5 табличка изготовителя: Табличка или наклейка, закрепляемая изготовителем на транспортном средстве и содержащая основные технические данные, необходимые для идентификации транспортного средства, а также информацию для компетентных органов о допустимых максимальных массах транспортного средства.
3.6 идентификационный номер (код) транспортного средства (vehicle identification number); код VIN: Буквенно-цифровая комбинация знаков, устанавливаемая изготовителем для транспортного средства с целью обеспечения должной идентификации каждого транспортного средства.
3.7 разделитель: Символ, знак или иное обозначение границы, которые могут быть использованы для разграничения разделов кода VIN и/или обозначения его начала и конца.
Примечание - Разделитель должен быть таким, чтобы его нельзя было ошибочно принять за арабские цифры или латинские буквы.
3.8 год: Календарный год, в котором было изготовлено транспортное средство, или модельный год для транспортного средства, определяемый изготовителем.
3.9 международный идентификационный код изготовителя (world manufacturer identifier); код WMI: Первый раздел кода VIN, обозначающий изготовителя транспортного средства и присваиваемый для целей идентификации данного изготовителя.
Примечание - Код WMI в сочетании с остальными разделами кода VIN обеспечивает неповторяемость последнего для всех транспортных средств, произведенных в течение 30 лет во всех государствах мира.
3.10 описательная часть кода VIN (vehicle descriptor section); VDS: Второй раздел кода VIN, содержащий информацию, описывающую основные признаки транспортного средства.
3.11 указательная часть кода VIN (vehicle indicator section); VIS: Третий раздел кода VIN, состоящий из комбинации знаков, присваиваемых изготовителем для того, чтобы отличить одно транспортное средство от другого.
3.12 национальная организация: Организация, назначенная каждым из национальных органов по стандартизации, которые представляют интересы своей страны в ИСО, а также представляющая ИСО в своей стране и действующая в части присвоения кодов WMI от имени международного агентства, ведущего их учет.
Примечание - В настоящее время функции международного агентства по соглашению с Международной организацией по стандартизации ИСО возложены на Общество автомобильных инженеров - Society of Automotive Engineers Inc., (SAE), находящееся по адресу 400, Commonwealth Drive, Warrendale, PA 15096 - 0001, USA, электронный адрес wmi@sae.org.
4 Технические требования
4.1 Табличка изготовителя
4.1.1 Общие требования
4.1.1.1 Каждое транспортное средство, в том числе незавершенное, должно быть оснащено табличкой изготовителя.
4.1.1.2 Табличка изготовителя закрепляется на транспортном средстве изготовителем или его представителем.
4.1.1.3 Табличка изготовителя может быть выполнена в одном из двух вариантов:
а) металлическая пластина прямоугольной формы;
б) наклейка (самоклеющаяся) прямоугольной формы.
4.1.1.4 Табличка изготовителя в виде металлической пластины должна быть закреплена на транспортном средстве с помощью заклепок.
4.1.1.5 Табличка в виде наклейки должна иметь свойства обнаруживать следы воздействия на нее, должна саморазрушаться при попытке ее удаления и иметь защиту от подделки.
4.1.1.6 Табличка должна быть прочно закреплена на видном и легко доступном для считывания месте на части транспортного средства, не подлежащей замене в процессе эксплуатации.
4.1.2 На табличке изготовителя должна быть размещена следующая информация:
а) наименование изготовителя;
б) обозначение документа, подтверждающего соответствие транспортного средства обязательным требованиям законодательства;
в) код VIN;
г) технически допустимая максимальная масса транспортного средства по ГОСТ 33987 (кроме транспортных средств категории L);
д) технически допустимая максимальная масса автопоезда по ГОСТ 33987 (кроме транспортных средств категорий L и О);
е) технически допустимые максимальные массы, приходящиеся на каждую ось по ГОСТ 33987. Указываются после номера оси, обозначаемого арабской цифрой, и знака "тире" (кроме транспортных средств категории L), см. рисунки А.1-А.3 (приложение А);
ж) технически допустимая максимальная нагрузка на точку сцепки полуприцепа или прицепа с центральной осью по ГОСТ 33987 (только для транспортных средств категории О). Для полуприцепов и прицепов с центральной осью точку сцепки считают осью с номером "0" и указывают на первой позиции, см. рисунки А.3а и А.3б (приложение А);
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) на табличке может быть также указана технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на группу осей по ГОСТ 33987. Ее значение указывается после буквы "Т" с точкой (только для транспортных средств категорий , и ), см. рисунки А.2а и А.3б (приложение А). Буква "Т" с точкой может добавляться в качестве суффикса к технически допустимой максимальной массе, приходящейся на группу осей, при условии, что эта масса является суммой технически допустимых максимальных масс, приходящихся на оси, которые являются частью этой группы осей, и разрешенная максимальная масса на группу осей является суммой разрешенных максимальных масс, приходящихся на оси, составляющие эту группу осей;
к) для транспортных средств категории L могут быть указаны уровень звука стационарного транспортного средства (дБА) и частота вращения коленчатого вала двигателя, соответствующая указанному значению уровня звука.
4.1.2.1 На табличке изготовителя может быть также размещена информация о разрешенной максимальной массе транспортного средства по ГОСТ 33987, о разрешенных максимальных массах, приходящихся на оси и/или группы осей, или о максимальных допустимых массах по ГОСТ 33987 (см. 3.9), назначенных изготовителем. В этом случае эти значения заносят в левую часть таблицы из двух колонок. В правую часть таблицы заносят значения соответствующих технически допустимых максимальных масс.
В качестве заголовка левой колонки может быть указан код страны по [2], в которой предполагается регистрация транспортного средства для участия в дорожном движении, см. рисунки А.2а и А.3б (приложение А).
4.1.3 Высота знаков, кроме знаков, относящихся к дополнительной информации по 4.1.2.2, для транспортных средств категорий М, N и О - 4 мм, для транспортных средств категории L - 3 мм.
4.1.4 Для транспортных средств категорий М, N и О высота знаков кода VIN не менее 4 мм, для транспортных средств категории L - 3 мм. Высота знаков для остальной информации по 4.1.2 - не менее 2 мм.
4.2 Маркировка транспортных средств кодом VIN
4.2.1 На каждое транспортное средство, в том числе незавершенное, должен быть нанесен его код VIN.
4.2.2 Структура и содержание кода VIN - в соответствии с приложением Б.
Примечание - Если изготовитель транспортных средств изготавливает транспортные средства на базе незавершенных транспортных средств (шасси), для этих транспортных средств может сохраняться код VIN используемого незавершенного транспортного средства (шасси), если это не противоречит национальному законодательству страны регистрации изготовителя конечного транспортного средства.
4.2.3 Идентификационный номер транспортного средства (код VIN) должен быть уникальным и однозначно характеризовать конкретное транспортное средство.
4.2.4 Код VIN должен быть нанесен на транспортное средство или шасси при его выпуске с производственной линии.
4.2.5 Изготовитель должен обеспечить прослеживаемость транспортного средства посредством кода VIN на протяжении 30 лет.
4.2.6 Код VIN наносят в одну строку без пробелов. При невозможности по техническим причинам нанести код VIN в одну строку он может быть нанесен в две строки. При этом не допускается разрыв разделов WMI, VDS и VIS кода VIN. В случае нанесения кода VIN в две строки на границах каждой строки используют разделители. В документах, в которых указывается код VIN, разделители не используются.
4.2.7 Знаки кода VIN должны быть нанесены ударным или другим способом, обеспечивающим их четкость, долговечность, защищенность от изменения и исключающим их стирание.
4.2.8 Код VIN наносят на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъемной.
4.2.9 Код VIN располагают в правой стороне транспортного средства, в том числе незавершенного, по возможности в его передней части, в легкодоступном для считывания месте. На транспортных средствах категорий и допускается дополнительно наносить код VIN на кузове под лобовым стеклом внизу с левой стороны.
4.2.10 Высота знаков кода VIN при нанесении на раму, шасси или часть кузова транспортных средств категорий М, N и О - не менее 7 мм, для транспортных средств категории L - не менее 4 мм.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 33990-2016 "Транспортные средства. Маркировка. Технические требования" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июня 2017 г. N 549-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2017 г.
Дата введения - 1 февраля 2018 г.
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Национальные стандарты", 2020 г., N 2
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Национальные стандарты", 2019 г., N 1