Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 271606-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (в части распространения требований в области охраны окружающей среды на городские округа), внесенный Государственным Советом Республики Татарстан
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 17 октября 2017 года (протокол N 74, пункт 92) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее - Комитет) рассмотрен проекта федерального закона N 271606-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (в части распространения требований в области охраны окружающей среды на городские округа) (далее - законопроект), внесенный Государственным Советом Республики Татарстан.
Представленным законопроектом предлагается внести дополнения в статьи 44, 51, 52, 55 и 61 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), в целях распространение норм, регулирующих вопросы охраны окружающей среды как на поселения (сельские и городские), так и на городские округа, формируемые в соответствии с положениями Федерального закона от 3 апреля 2017 года N 62-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 62-ФЗ).
Комитет в рамках вопросов ведения отмечает следующее.
В редакции Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), действовавшей до апреля 2017 года термин "городской округ" определялся как "городское поселение, которое не входит в состав муниципального района". Изменения, внесенные Федеральным законом N 62-ФЗ в положения статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ, коснулись понятия "городской округ", под которым, стал пониматься "один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации".
В связи с этим отдельные положения Федерального закона N 7-ФЗ, регулирующие вопросы охраны окружающей среды в городских поселениях, формально перестали распространяться на городские округа.
При этом обращаем внимание, что в связи с вышеуказанным изменением термина "городской округ" возник пробел в правовом регулировании и других отношениях, например, отношений по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статьи 12, 19, 20, 21 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), по строительству в пределах приаэродромной территории городских округов (статья 46 Воздушного кодекса) и других (пункт 4 статьи 10 Федерального закона N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации") и др.
Изменения, предлагаемые законопроектом, направлены на устранение правовой неопределенности в части использования понятия "городской округ" в сфере регулирования вопросов охраны окружающей среды в городских поселениях (городских округах) нормами Федерального закона N 7-ФЗ, что представляется целесообразным и может быть поддержано.
Вместе с тем, при подготовке законопроекта ко второму чтению следует также обратить внимание на то, что в соответствии с пунктом 3.1. части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные земли, земли для развития городского округа.
Согласно пункту 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) особо ценные земли.
Положения статьи 98 ЗК РФ регулируют правоотношения, связанные с землями рекреационного назначения к которым относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Согласно пункту 2 статьи 98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
В соответствии с пунктом 5 статьи 98 ЗК РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Таким образом, в положениях пункта 3.1 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ закреплено, что территорию городского округа составляют, среди прочего, рекреационные земли, правовой режим которых регулируется нормами главы XVII ЗК РФ, в связи с чем, представляется целесообразным изложить пункт 3.1. части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ в следующей редакции: "территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа".
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.