Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 января 2018 г. N 03-07-11/3567
Вопрос: Акционерное общество просит дать разъяснение по следующим вопросам:
С 01 января 2018 г. вступают в силу п. 3 ст. 2 и пп. "б" п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно данному закону признается утратившим силу подпункт 25 пункта 2 ст. 149 Налогового Кодекса РФ, который освобождает лом черных и цветных металлов от НДС. Этим же законом предусмотрено, что налоговая база при реализации лома и отходов черных и цветных металлов определяется налоговыми агентами, в качестве которых признаются покупатели (получатели) товаров. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога.
Наше металлургическое предприятие осуществляет закупку лома черных металлов. Данный вид товара приобретается как у поставщиков, находящихся на общей системе налогообложения, так и у поставщиков, находящихся на специальных режимах налогообложения.
Будет ли наше предприятие исполнять обязанности налогового агента и перечислять в бюджет налог на добавленную стоимость при приобретении металлолома у поставщиков, находящихся на общей системе налогообложения, которые будут являться с 01 января 2018 г. плательщиками НДС, поскольку реализация лома черных металлов перестанет быть операцией, освобожденной от НДС?
Либо указанная обязанность возникнет лишь в случае приобретения лома черных металлов у продавцов, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС согласно ст. 145 Налогового Кодекса РФ или не являющихся налогоплательщиком НДС в случае применения УСН, ПСН, ЕНВД, ЕСХН?
Будут ли обязаны продавцы, находящиеся на общей системе налогообложения, которые будут являться с 01 января 2017 г. налогоплательщиками НДС самостоятельно исчислять НДС при реализации лома черных металлов и уплачивать его в бюджет с сумм полученных от покупателя?
На кого возлагается обязанность по выставлению счетов-фактур при реализации лома черных металлов с 01 января 2018 г. Обязаны ли будут поставщики лома, являющиеся налогоплательщиками НДС, выставлять покупателям счета-фактуры?
Правильно ли мы считаем, что покупатели выставляют счета-фактуры лишь при закупке лома черных металлов у продавцов, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС или не являющихся налогоплательщиком НДС? И лишь в этом случае мы обязаны исчислить НДС расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога?
При наличии каких условий подлежит возмещению нашему предприятию НДС, уплаченный в бюджет при закупке металлолома в качестве налогового агента? А именно имеем ли мы право на возмещение после приобретения лома черных металлов и принятия его к учету? Либо в случае оплаты стоимости данного металлолома?
Обязано ли будет наше предприятие выступать в качестве налогового агента при закупке лома черных металлов у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями?
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при приобретении лома и отходов черных и цветных металлов Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
С 1 января 2018 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), отменяющие освобождение от налога на добавленную стоимость операций, связанных с реализацией лома и отходов черных и цветных металлов, а также предусматривающие возложение обязанностей налоговых агентов по уплате налога на добавленную стоимость на покупателей отдельных видов товаров.
Так, пунктом 8 статьи 161 Кодекса установлено, что налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговыми агентами при реализации лома и отходов черных и цветных металлов налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
В случае реализации лома и отходов черных и цветных металлов налогоплательщиками-продавцами, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Кодекса, а также лицами, не являющимися налогоплательщиками, обязанности налогового агента у покупателей таких товаров не возникает. При этом продавцы указанных товаров в договоре и первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку "Без налога (НДС)" и, соответственно, налог на добавленную стоимость не исчисляют.
Таким образом, покупатели лома и отходов черных и цветных металлов, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются налоговыми агентами в соответствии с пунктом 8 статьи 161 Кодекса только в случае покупки лома и отходов черных и цветных металлов у лиц, являющихся налогоплательщиками.
Что касается вычетов сумм налога на добавленную стоимость по приобретаемым лому и отходам черных и цветных металлов у организаций и индивидуальных предпринимателей, исчисляющих налог на добавленную стоимость в качестве налоговых агентов, то право на такие вычеты имеется у налогоплательщиков налога на добавленную стоимость, использующих указанные товары в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость, на основании пункта 3 статьи 171 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что, в целях практического применения вышеуказанных положений Кодекса рекомендуем руководствоваться инструктивным письмом ФНС России от 16 января 2018 г. N СД-4-3/480@ "О порядке применения НДС налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации", размещенным на официальном сайте ФНС России https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/about_nalog/7197546/.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.