Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ТК "КОММАШ-ГРАЗ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении единой комиссией Заказчика (далее - Единая комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку коммунальной техники для нужд ГБУ "Автомобильные дороги" (номер извещения 0173200001417001076) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом не исполнено предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, ранее выданное Комиссией ФАС России от 08.12.2017 по делу N К-1714/17 (далее - Предписание), а именно в документацию об Аукционе не внесены изменения в соответствии с решением Комиссии ФАС России от 08.12.2017 по делу N К - 1714/17 (далее - Решение) в части объединения товаров, включенных в перечень товаров, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 14.07.14 N 656 (далее - Постановление Правительства N 656), и товаров, не включенных в указанный перечень.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом описан объект закупки, в частности, неправомерно объединены в один предмет закупки различные виды техники (техника, имеющая тракторные шасси и грузовые шасси), а также неправомерно установлены характеристики товаров (пункты 1-3 технического задания документации об Аукционе), которым соответствуют товары только одного производителя (ЭД 500К - пункты 1-3).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 02.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 190 519 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 12.01.2018;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 18.01.2018.
1. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
01.12.2017 ООО "Инвестком" обратился в ФАС России с жалобой на действия Заказчика, Уполномоченного органа, мотивированной тем, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один предмет закупки различные виды техники (техника имеющая тракторные шасси и грузовые шасси), а также установлены характеристики товаров (пункты 4, 6, 8 технического задания документации об Аукционе), которым соответствуют товары единственного производителя (BUCHERCITYFANT 6000 - пункт 4, HOLDERS990- пункт 6, KRAMERALLROAD 950 - пункт 8).
Комиссия, рассмотрев 08.12.2017 жалобу ООО "Инвестком", признала указанную жалобу необоснованной, при этом при проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 5 статьи 34, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
На основании решения от 08.12.2017 по делу N К - 1714/17, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО "Инвестком", Уполномоченному органу, Заказчику, Оператору электронной площадки, Единой комиссии выдано Предписание отменить протоколы, составленные при проведении закупки и привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 08.12.2017 по делу N К-1714/17 и разместить соответствующую документацию в ЕИС;
Срок исполнения указанного предписания - 22.12.2017.
В соответствии со сведениями, размещенными в ЕИС, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 06.12.2017 N 0173200001417001076-4 отменен - 18.12.2017.
Вместе с тем, 27.12.2017 Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС размещена новая редакция документации об Аукционе в соответствии с Предписанием.
По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом не исполнено Предписание в отношении устранения нарушения, выразившегося в объединении товаров, включенных в перечень в соответствии с постановлением Правительства N 656, и товаров, не включенных в указанный перечень.
В соответствии с редакцией документации об Аукционе от 27.12.2017 Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены 8 видов коммунальной техники, которые включены в перечень товаров, в соответствии с Постановлением Правительства N 656, а также в пункте 17.2 информационной карты установлено требование к составу второй части заявки, в том числе: "Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 44-ФЗ, или копии этих документов - Документы, подтверждающие соответствие предлагаемых товаров, условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014г. N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд": "поз. 1-8 Спецификации" копии актов экспертизы, выдаваемые Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом исполнено Предписание в части устранения нарушения, выразившегося в неправомерном объединении товаров, включенных в перечень в соответствии с Постановлением Правительства N 656, и товаров, не включенных в указанный перечень, в связи с чем, указанный довод своего подтверждения не нашел.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Предписание исполнено Заказчиком, Уполномоченным органом с нарушением срока, а именно - 27.12.2017.
Таким образом, исполнив Предписание с нарушением срока, Заказчик, Уполномоченный орган нарушили пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что указанное нарушение Заказчиком, Уполномоченным органом устранено.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В документации об Аукционе установлено, что согласно предмету контракта необходимо поставить следующие виды коммунальной техники:
1. Распределитель твердых реагентов (КДМ на 3-х осном шасси в комплектации: распределитель твердых реагентов, плуг, щетка, высоконапорное фронтальное ПМ оборудование);
2. Распределитель жидких реагентов, тип 1 (КДМ на 3-х осном шасси в комплектации: распределитель жидких реагентов, плуг, щетка, высоконапорное ПМ оборудование, стрела 5 м фронтальная, тоннельная щетка, щетка для мойки знаков);
3. Распределитель жидких реагентов, тип 2 (КДМ на 3-х осном шасси в комплектации: распределитель жидких реагентов, плуг, щетка, высоконапорное ПМ оборудование, щетка для мойки бруса, щетка для мойки тротуаров);
4. Машина подметально-уборочная, с щебнеразбрасывателем (Подметально вакуумная машина 6 куб, передний плуг, задняя щетка);
5. Погрузчик фронтальный, малый, для объектов дорожного хозяйства (Фронтальный погрузчик);
6. Машина поливомоечная, подметная (Тротуароуборочная машина универсальная в комплектации распределитель ПГМ, поливомоечное оборудование и щетка фронтальная);
7. Снегопогрузчик линейный (Снегопогрузчик);
8. Экскаватор-погрузчик (Погрузчик с передней щеткой и ПМ оборудованием).
По мнению Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом описан объект закупки, в частности неправомерно объединены в один предмет закупки различные виды техники (техника имеющая тракторные шасси и грузовые шасси), а также неправомерно установлены характеристики товаров (пункты 1-3 технического задания документации об Аукционе), которым соответствуют товары единственного производителя (ЭД 500К - пункты 1-3).
Относительно формирования объекта закупки (объединения видов техники) представители Уполномоченного органа, Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что объект закупки описан в соответствии с потребностью Заказчика и с целью повышения качества транспортных услуг и уровня обслуживания дорог, при этом поставить коммунальную технику в совокупности могут, в том числе три организации, которые представили коммерческие предложения (от 28.09.2017 N 29/09-17, 28.09.2017 N 264, от 28.09.2017 N 880/09-17).
Кроме того, на заседании Комиссии представители Уполномоченного органа, Заказчика также сообщили, что формирование объекта закупки осуществлено в соответствии с общим назначением техники - очистка дорожного покрытия от мусора, пыли, грязи и снега, и указанные работы осуществляются комплексно, что предусмотрено Постановлением Правительства Москвы от 16.12.14 N 762-ПП "Об утверждении Требований к санитарно-техническому содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы и Порядка выполнения работ по капитальному ремонту, текущему ремонту, разметке и содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы", в связи с чем для выполнения указанных работ требуется коммунальная техника, имеющая технические характеристики, установленные в документации об Аукционе.
В отношении технических характеристик техники (пункты 1-3 технического задания документации об Аукционе), которым соответствуют товары единственного производителя (ЭД 500К - пункты 1-3), представители Уполномоченного органа, Заказчика пояснили, что требования к коммунальной технике, которые установлены в спецификации документации об Аукционе, соответствуют как минимум два производителя, а именно:
Пункты 1-3 спецификации - ОАО "Ряжский авторемонтный завод" (исх. от 24.11.17 N 24-11/17), ООО "Меркатор Холдинг" (исх. от 27.11.17 N 1142/11), АО "Курганский завод дорожных машин" (исх. от 27.11.17 N 19-03/1757).
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, однозначным образом подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ТК "КОММАШ-ГРАЗ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, нарушение пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения 10.01.2018 по делу N 18/44/105/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.